Способ определения профиля галтелей деталей машин

 

- " 6: »

О Il И-C -А- -Н..И Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 623021

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.06.76 (21)2380107/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.09.78.Бюллетень № 33 (45) Дата опубликования описания 28.Овала (51) М. Кл. т 16 С 3/04

Государственный нонитет

Совета Министров СССР оо делаи изооретений и открытий (53) УДК62-433а53 (088.8) (72) Автор изобретения

А. С. Лейкин (71) Заявитель

Московский вечерний металлургический институт (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ГАЛТЕЛЕЙ

ДЕТАЛЕЙ МАШИН (йн) нои

1(Tи))) <6>и>иаио а

Изобрстение относится к машиностроению и может быть осуществлено в деталях, имеющих галтели: в зубчатых колесах, шлицевых, ступенчатых и коленчатых валах, роторах турбомашин и др.

Известен способ определения профиля галтелей деталей машин на основе исследования распределения напряжений в трех круговых галтелях радиусов г,р., причем

1, 2, 3, г„„ = а — радиус исходной кругоаой галгели, <)Л„< „" = а, о<ги статических нагружениях деталей отдельными простейшими видами нагрузок в пределах упругости материала так, чтобы соответствующие номинальные напряжения были пропорциональны их амплитудным значениям в условиях работы деталей на опасном расчетном режиме, приведенным к симметричным циклам. В результате исследования находят для исходной круговой галтели радиуса г.! = а ф) нк!шю

6з)( (P) (вк) ма с 20 и для круговых галтелей радиусов г„ коэффициенты

2 и через !1их выражают переменный радиус кривизны предлагаемого профиля галтелей. где 6 . (<1) — эквивалентные напряжения в точках с центральными углами ч опасной профильной л и 11 !111 к 1) ъ <) Bo H 1 1! л то. 111 . (оэ)() макс — х!аксимаг!ь!!ое иначеllll(<)э>((<1;)! (()э)() ном — номинальное эквивалс 1!TII()( напряжение с учетом обгцей нсраьчк)мер!п)cTll напряжений в зоне галтели (Ц

1)едостаток этого способа состоит в 1<)il, что он предназначен для определения оптимального профиля галтелей деталей ма>п>!и с исходным круговым, а не с лк)бым произвольным профилем галтели, что существенно ограничивает область его применеl

Цег!ь!о настоящего изобретения является разработка сп<>соба определения профиля галтелей деталей машин с произво,)ьным профилем исходlloH галтели, к<)торыи позволил бы определить оптимальный профиль галтелей при coxpw1<. I»III точки его касания с наиболее важной из сопрягасмых поверхностей деталей. как и при заданном профиле переменного радиуса кривизны

= P(< ()) = P(< 1(сходной га.TT(III.

1!оставленная цель достигается тем, что соответствующие исследования распределения напряжений выпол!!яют для !ст()лей с

62, >021 (i >>,Рй

p g38

2л гЛ гь+ i гл+ i. нагруженности смежных зубьев пренебрегают.

30 На фиг. 2 представлены геометрические э <«менты профилей галтелсй с принятисч следующих обозначений: 1 — исходная I ал гель заданного профиля переменного радиуса кривизны p„= p„(ffp) =)>чг; 2 — галтсль с профилем, подобным предлагаемому, п«речен<и<го

35 радиуса Я =Я (f(l); 3 — галтель прс.<лага«чого профиля; 4 — эвольветная поверхность зуба;

5 — поверхность впадин радиуса R; <(— -угол между нормалями к профилю исходной галтели ) в начальной точке A

<) — значение угла <ь соответствуюшее макс конечной точке профиля исходной галтели

А — касания с поверхностью 5 (второй сопрягаемой поверхностью детали); Х, Y — перпендикулярные координатные оси с ll;lчал<гм в точке О, совпадаюшей с точкой Ар, причем ось Х вЂ” каса гельная к профилю исходной галтели в точке А„; А„ — точки профиля исходной гвлтели с постоянным шагом угла <); для которых((), „ ) ма„, (0 (1а и;

0,1,,п), где и — достаточно большое число. например п = 36, В „ — точки профиля галтелп 2, располагаемые на нормалях к профилю галтели 1, продолженному дугой

55 А„А „окружности радиуса О„А„с центром в точке 0„, и соответству ошие углам <);+

-<- —,Я:, Я .— .чалый центральный угол дуги

А,А„ ; О „ — точка пересечения нормалей к профилю галтели 1 в точках А„и А .,3 галтелями подобных профилей переменных радиусов кривизны Pg = 0 (q), J = ),2,Ç, «/ u) причем функцию g(<)f) определяют для исходной галтсли заданного профиля радиуса P« = Уц (<р)=

=У, коэффициенты f — для галтелей по1 лобных профилей радиусов Яа,, а переменный радиус кривизны У предлагаемого профиля галтелей выражаЮт уравнением

4Х+1 так, что среднее значение С= „-у — или приближеHHQ С = 1.

Изложенный способ реализуют при размещении начала координатной системы в точке касания профилей галтелей с наиоолее важной из сопрягаемых поверхностей детали, Координаты точек предлагаемого профиля галтели определяют как результат пропорционального изменения координат точек подобного профиля, которые располагают на нормалях к заданному профилю переменного радиуса, кривизны Pg = („(ч) исходной галтели, продолженному дугой окружности. соответственно значению угла ) с приращением таким образом(<г. < =цу .с);, =g максимальное значение угла <)., 1 — номер точки;, — малый центральный угол дуги окружности — прирашение угла <1, „,), чтобы предлагаемый профиль галтели f àñà fñsf второй сопрягаемой поверхности детали.

При прямолинейном профиле второй сопрягаемой поверхности детали профиль исходной галтели дугой окружности не продолжают, и прирашение угла <),„, -- малый центральный угол дуги окружности, принимают равным нулю (с, = О).

Предлагаемый профиль галтели определяют на примере цилиндрического прямозубого колеса, нарезанного методом обкатки инструментом реечного контура с полностью скругленной впадиной.

На фиг. 1 показан элемент такого колеса, в котором зуб нагружен в вергпи«»<ормальной силой Р„; влиянием сил тр.ffffsf u где < — угол между нормалями к опасной профильной линии галтели в начальной и текушей точках;

Я„ — значения радиусов „профилей галтелей в точках с максимальнйми эквивалентными напряжениями ((6 „) „к„J коэффициент С, определяют из условия касания предлагаемого профиля галтели обеих сопрягаемых поверхностей детали, а коэффициенты М,,< и С вЂ” по формулам: ц, C=1 ври 2)1 i

623021 а;./ /) sY ) (Жк)мыс 6мсжс

Г г гк)г,г„г /GHon)g (О/КгкБ)мккг / (Ж/с./ м(2.кс g (мй с)у б/ зл дном — ® (gg >

O„F

К... (с . - (<-с)/, J

-0

+n к у, " = г. Д 4 Sin/„ -sing,), »=/ лр/ E,é (а, 30

=// "(., y) 35 (=/ Г, =(sin l - sin l4. )

„, р

/,х /, -g(5сгг Я -БслФмомд

Š— - (/"-- » )

lS .è Ул г г// /какгq <) а Я

g = (sin 6-S n P,) — ф/А. ф) 7 — „ (Ф;а6) у- ",К,.=-, (...,., ), K=;(r„.a) /„, (c,/р-с)»я и, Л О/с K,(Ñ (n, i=kg ., /2, В соответствии с изложенным, по результатам исследования распределения напряжений при нагружении силой Р, зуба с галгде (р (Г) — нормальное растягивающее напряжение вдоль опасной профильной линии галтели — с наибольшим значением (пфма коэффициента общей неравномерности напряжений a

Координаты точек предлагаемого профиля галтели 3 в принятой координатной системе Х, Y определяют как результат пропорционального изменения координат точек В подобного профиля галтели 2, которые располагаются таким образом, чтобы предлагаемый профиль галтели касался второй сопрягаемой поверхности детали-повер i Ности впадины 5 в точке D» (фиг. 2).

Для рассмотренной детали (цилиндрического прямозубого колеса) получают данные.

6 телями радиусов „» — — Р„;(

= ((ч), коэффициентов f, а также, /. и (-

15 определяющие предлагаемый профиль галтели: коэффициент относительные радиусы кривизны участков профиля галтели (i — номер участка) — n F при 1 i <п; i = 1,2,,п; относительнь(е координаты точек профиля галтели (i — но25 мер ".очки ) где дополнительное условие, которому должен удовлетворять угол С,, ал,-3я., Hi п ", =0

А =Я, Ф.= Щ,+Е; и магсс gп р - у

2 ф Х/

0 Г У "- H .= -йт-) А/(- ;)се лФи d(e (/2, С=О /, - -, 2, х„„=л2 0 2.а.— Ф-у-х,--ъ ю/ — + 6-- а

У „=ПЪ((ОКМ-Х,-йр) frit(МДЫг-ШЫо)-ОКМСсаЫ2ф () ;

C4 = Уип +z.ил СфЧмакс

CE =p cQ p, y (e(n ", л.-г g, Х = лг (c, r2 — 4 +p — c .);

>,= /- p QXcn. ko, Хд--(/- )фсй ФосозсГ, 6 д, Жтмс ((, е

Х„ =f7Z 052 W — О У-,,- р ае8 Ы " „,„-и М—

I (Цф4 " @ cn8+)ЩЙ $ ф Ш@(р /p

/ — Х 6 +2 Ядд ) ы и — сЙ «+tnt -МЫ)-0 &й ойф (

e. = p )(- а),,Г(—сф -фа)- — „" и (к (g м к, A-=gg, 1

62302!

Формула изобрете«ия

Л= 10

Риъ, 2 р < у38

С= — n(.g

21+1 2Я+1

45 эх ( (ЙЗК1ИаКС

С=1 npu (. 1, 9 р< „(р, Ср, Z, m, $ — заданные параметры режугцего инструмента (исходного реечного контура) и цилиндрического прямозубого колеса:

С(. — профильный угол, 1„— коэффициент высоты зуба, С „— коэффициент радиального зазора, Ъ вЂ” число зубьев колеса, m — модуль зацепления, — коэффициент коррекции..

Согласно проведенному предварительному анализу галтели предлагаемого профиля для цилиндрических прямозубых колес позволяют снизить максимальные нормальIble напряжения от изгиба зуба на 25 — 35р/р.

Этому соответствует значительное повышение прочности и ресурса зубчатых колес, подвергаемых высоким переменным напряжениям, что должно дать большой экономический эффект.

Описанный способ определения профиля галтелей можно успешно использовать и для других деталей машин различных отраслей машиностроения: шлицевых, ступенчатых и коленчатых валов, роторов турбомашин и т.п. Это позволит значительно повысить прочность деталей в зонах галтелей при сохранении точки касания предлагаемого профиля галтели с наиболее важной из сопрягаемых поверхностей деталей, как при заданном профиле переменного радиуса кривизны )з„=

= P „(<() исходной галтели.

1. Способ определения профиля галтелей деталей машин на основе исследования распределения напряжений в трех ра личных галтелях при статических нагружениях деталей отдельными простейшими видами нагрузок в пределах упругости материала так, чтобы соответствующие номинальные напряжения были пропорциональны их амплитудным значениям в условиях работы деталей на опасном расчетном режиме, приведенным к симметричным циклам, в результате чего находят для исходной галтели детали функ. цию и для трех галтелей — коэффициенты (ЗЭК)н эк Х=1,2, 3

Г зк)хакс

llь.,,<ражают через ННх переменный радиус кривизны предлагаемого профиля галтелей, отличающийся тем, что, с целью определения оптимального профиля галтелей деталей с произвольным профилем исходной галтели при сохранении точки его касания с наиболее важной из сопрягаемых поверхностей деталей, как и при заданном профиле переменного радиуса кривизны 7« = P (g =9ч, ч исходной галтели, соответству ющие исследования распределения напряжений вьи(ол5 ни<от для деталей с галтелями подобных профилей переменных радиусов кривизны Я„ = — p„> (<(>), 1 — 1.2,3, причем р = ц/ ° э«(«2, 1< >< т ц = 1>„функцию "<<,rl определяют для исходной галтели заданного профиля радиуса P — Pg (р) =P g, коэффициенты fj — для галтелей подобных профилей радиусов()ц, а переменный радиус кривизны Я предлагаемого профиля галтелей выражают уравнением

Р С,P„((+ (1 — С)), ), М

lp где <(— угол между нормалями к QI13cHIYIH напряжениями ((рэ«) «<цс )ц, коэффициент С определяют из условия касания предлагаемого профиля галтели обеих сопрягае tblx поверхностей летали, а коэффициенты g, Х и С вЂ” — по формулам: так что среднее значение С = или приближенно С = 1

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что координаты точек предлагаемого профиля галтели в координатной системе, имеющей начало в точке касания профилей галтелей с наиболее важной из сопрягаемых поверх62302

4 цг. 2

Г оставит<ль A. Шаповаленко

Редактор В. Смирягпна Техред О., 1> говая Корректор 1 .. Г!апп

Заказ 4880/35 т раж1198 11одписное

1!НР1ИПИ Государственного комитета Совета Минпсгров СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П11П «Патент», г Ужгород, ул. Проектная, 4

1! ностеч детали, определяют как результат пропорционального изменения координат точек подобного профиля. которые располагают на нормалях к заданному профилю переменного радиуса кривизны fа — — )II(р) исходной галтели, продолженному дугой окружности, соответетвенно значению угла rI с приращением таким образом ((„+ >Q = - (III +Ц

12.. и и и н оке

1 1

<р„о„с — максимальное значение угла Ч, 1Π— номер точки; -. — малый центральный угол дуги окружности — прираи1ение угла гр„пк„чтобы предлагаемый профиль галтели

12 касался второй сопрягаемой поверхности детали

3. Способ по пп. I и 2, от шчиющт/сч тем, что при прямолинейном профиле второй сопрягаемой поверхности детали приращение угла ь, — малый центральныи угол макс дуги окружности Я принимают равным нул1о (= О1.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 435385, М.Кл. Г 16 С 3/04.

Способ определения профиля галтелей деталей машин Способ определения профиля галтелей деталей машин Способ определения профиля галтелей деталей машин Способ определения профиля галтелей деталей машин Способ определения профиля галтелей деталей машин Способ определения профиля галтелей деталей машин 

 

Похожие патенты:

Коленвал // 2113592
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно, к устройству ДВС

Изобретение относится к автомобиле-тракторному машиностроению и может быть использовано при производстве двухтактных двигателей для мотоциклов, мопедов и моторных лодок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств
Наверх