Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения

 

О П И С А Н И Е (11163828 2

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Рвонублик (61) дополнительный к патенту (22) Заявлено 08.12.76 (21) 2427259/25-27 (23) Приоритет — (32) (51) М. Кл.2

Г 16J 15/34 (31) (33) Государственный комитат

СССР (43) Опубликовано 15.12.78. Бюллетень № 46 (53) УДК 621.896 (088.8) но двлем изо4ретений н открытий

{45) Дата опубликования описания 15.12.78 (72) Авторы изобретения

Иностранцы

Ив Мейер, Клод Ле Маршан и Жан-Луи жерар (Франция) t

Иностранная фирма

«Сосьете Аноним Д. Б. А.» (Франция) (71) Заявитель (54) ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОИ

НАПРАВЛЯЮЩЕЙ СКОЛЬ)КЕНИЯ

1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в дисковых тормозах самоходной машины.

Известно защитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения, содержащее корпус, расположенные внутри него уплотнение с рабочими кромками и скребок из твердого материала с рабочей частью (1).

Скребок и упругое уплотнение при относительном движении корпуса устройства взаимодействуют с цилиндрической поверхностью направляющей. Устройство устанавливается на торце детали, перемещающейся по цилиндрической поверхности направляющей.

Очистка поверхности направляющей происходит в два этапа. На первом этапе частицы твердых материалов удаляются с помощью скребка. На втором этапе всевозможные частицы жидкости, проникшие через скребок удаляются рабочей кромкой уплотнения.

Однако в известном устройстве скробок жестко присоединен к корпусу и при даже незначительной несоосности скребка и направляющей резко снижаются защитные свойства устройства, так как из-за неплотного прилегания или даже зазора между скребком и направляющей частицы твердого материала не удаляются скребком и засоряют уплотнение.

Цель изобретения — повышение надежности защитного устройства.

Поставленная цель достигается тем, что скребок предлагаемого устройства установ10 лен в корпусе, частично расположен в канавке, выполненной в уплотнении..

Канавка в уплотнении может быть расположена перпендикулярно продольной оси устройства.

15 Канавка и соответствующая ей часть скребка могут иметь форму усеченного конуса, цилиндрическую часть, примыкающую к части, выполненной в форме усеченного конуса.

20 Рабочая часть скребка может иметь форму шайбы и расположена при этом радиально на торцевой части уплотнения.

Канавка в уплотнении и соответствующая ей часть скребка могут иметь радиальный

25 участок, примыкающий к участку в форме усеченного конуса по его наименьшему основанию.

Скребок может быть выполнен с равномерно расположенными пазами, размещенными на периферии участка, имеющего форму усеченного конуса.

Уплотнение может иметь, по крайней мере, две кромки, одна из которых является рабочей.

Кромки могут быть образованы канавками, выполненными на цилиндрической рабочей внутренней поверхности уплотнения.

Уплотнение может также иметь три рабочие кромки.

Скребок может быть выполнен из антикоррозионного материала и в виде стальной чаши.

Наружная поверхность уплотнения может быть выполнена цилиндрической.

Уплотнение может иметь кольцевой выступ, расположенный на наружной цилиндрической поверхности, а в корпусе должна быть выполнена соответствующая выступу канавка, при этом выступ и кольцевая канавка могут иметь сечение в форме прямоугольника или неравнобокой трапеции, одна боковая сторона которой выполнена перпендикулярно основанию и расположена со стороны, обращенной к открытому торцу уплотнения.

Наружная поверхность уплотнения выполнена конической и концентричной конической части скребка.

На фиг. 1 изображено описываемое защитное устройство, разрез; на фиг. 2 то же, вариант выполнения; на фиг. 3— то же, другой вариант выполнения; на фиг.

4 — скребок; на фиг. 5 — дисковый тормоз, в котором колонны имеют защитное устройство (пример использования), вид сверху; на фиг. 6 — разрез A — А фиг. 5 (защитное устройство изображено в увеличенном масштабе).

Защитное устройство расположено в корпусе 1 вблизи его торца 2 и взаимодействует с цилиндрической направляющей 3 скольжения. Устройство в любом варианте выполнения имеет скребок 4 и уплотнение 5.

Кроме того, в корпусе может быть выполнен резервуар 6 для смазывающего материала и установлено шумопоглощающее устройство 7.

Скребок 4 имеет форму чаши, изготовленной из твердого материала, как правило, не подвергающегося коррозии, например из нержавеющей стали, и примыкает к цилиндрической поверхности направляющей 3. Наружная поверхность 8 скребка расположена в плоскости, не выходящей за торец 2 корпуса 1. Скребок своей частью 9 расположен в канавке 10 уплотнения 5 в диаметральной плоскости.

Уплотнение размещено в проточке 11 в корпусе 1 и удерживается в ней благодаря выступу 12. Этот выступ заходит в соответствующую выступу кольцевую канавку

13, которая имеет боковую сторону 14, рас5

Зо

4 положенную перпендикулярно к оси направляющей 3. Уплотнение 5 выполнено из упругого материала, например из резины, плотно соприкасается с цилиндрической поверхностью направляющей 3 с помощью двух кромок 15 и 16.

Устройство работает следующим образом.

Различные частицы, такие как грязь, консистентная смазка, влага и т. д. накапливаются на незащищенной поверхности направляющей 3.

Большая часть этих частиц удаляется скребком 5, Те частицы, которые не могут быть удалены скребком (обычно это частицы жидкости) задерживаются с помощью рабочей кромки 15 уплотнения 5. Таким образом, частицы грязи не проникают за пределы защитного устройства.

Так как скребок 4 радиально располагается в уплотнении 5, в период монтажа он сам себя центрирует. При работе упругость уплотнения обеспечивает компенсацию незначительной несоосности скребка и направляющей. Особая форма боковой стороны 14 кольцевой канавки 13 корпуса 1 предотвращает деформацию уплотнения и не нарушает его плотное прилегание к цилиндрической поверхности направляющей 3. Скребок, имеющий форму чаши обладает еще большей жесткостью и поэтому улучшает защитные свойства устройства.

В варианте выполнения, представленном на фиг. 2, скребок имеет сечение, форма которого напоминает букву L. Одно плечо этого сечения скребка содержит цилиндрическую часть 17 и часть 18, выполненную в виде у"сеченного конуса. В то же время другое плечо 19 этого сечения скребка располагается радиально относительно цилиндрической поверхности направляющей. В уплотнении для расположения частей 17 и 18 выполнены кольцевые канавки соответствующей формы. Часть 18 скребка выходит совместно с радиально расположенной частью

19 за торец уплотнения. Скребок надежно закреплен в уплотнении благодаря плотному расположению в последнем частей 17 и

18, что предотвращает выход скребка параллельно оси направляющей 3.

Уплотнение 5 располагается в проточке 11 корпуса 1. Сцепление уплотнения с корпусом происходит по выступу 12. Одна боковая сторона 14 выступа и соответствующая сторона кольцевой канавки 13 расположены перпендикулярно оси направляющей, а вторая боковая сторона выступа 12 и соответствующая сторона кольцевой канавки 13 расположены наклонно к оси направляющей, таким образом выступ 12 и кольцевая канавка 13 имеют в сечении форму неравнобокой трапеции, что упрощает монтаж уплотнения.

Уплотнение 5 имеет в этом случае три рабочие кромки 15, 16 и 20, каждая из кото-. рых представляет собой по существу ци638282 линдрические поверхности, разделенные двумя кольцевыми канавками 21 и 22. Проточка корпуса имеет фаску 23 для заведения уплотнения. Уплотнение, представленное на фиг. 2, имеет в сечении форму прямоугольника, большая сторона которого параллельна цилиндрической поверхности направляющейй.

Защитное устройство, изображенное на фиг. 3 имеет скребок, часть 18 которого в виде усеченного конуса, а часть 19 радиально расположена. На периферии части 18 размещено множество пазов 24 полукруглой формы. Кольцевая канавка 10 в уплотнении 5 выполнена в форме усеченного конуса.

Проточка 11 в корпусе под уплотнение имеет форму усеченного конуса, наименьший диаметр которого расположен со стороны торца 2 корпуса, что предотвращает выход уплотнения из проточки. Фаска 23 располагается, как и в предыдущем случае, на входе проточки, что облегчает монтаж уплотнения. Образующая усеченного конуса проточки 11 и образующая конуса кольцевой канавки 10 выполнены параллельными.

Защитные устройства во всех описанных случаях полностью располагаются в проточке корпуса, поэтому радиальные размеры устройства уменьшены, а осевые размеры увеличены.

На фиг. 5 представлен дисковый тормоз, в котором могут быть установлены описываемые защитные устройства. Дисковый тормоз имеет подвижный элемент 25, совершающий посредством двух колонн 26 скользящие движения по закрепленному несущему элементу 27 вблизи диска 28. Подвижный элемент 25 несет исполнительный механизм тормоза 29, который непосредственно приводит в действие первичный фрикционный элемент, или прокладку, 30 относительно одной стороны диска 28. Кроме того, благодаря реакции, вторичный фрикционный элемент, или прокладка, 31 приводятся в действие относительно второй стороны диска 28 посредством части нутромера 32, не совпадающего с вертикальной осью диска.

В описываемом примере реализации защитного устройства прокладки 30 и 31 совершают скользящее движение и закрепляются на части нутромера таким образом, что в период срабатывания тормоза силы торможения передаются от прокладок 30 и 31 к подвижному элементу 25 посредством детали 32. Впоследствии силы торможения передаются от подвижного элемента 25 к закрепленному несущему элементу.27 посредством колонн 26.

Каждая колонна 26 представляет собой трубчатую формирующую часть (муфту 33, стягивающую деталь 32 радиально внутрь тормоза). Муфты 33 одновременно являются корпусами защитных устройств.

60 б5

Каждая из колон 26 также ввинчивается в закрепленный несущий элемент 27 и выступает из каждого торца 34 муфты 33, связанной с ним.

Формула изобретения

1. Защитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения, содержащее корпус, расположенные внутри него уплотнение с рабочими кромками и скребок из твердого материала с рабочей часть|о, отличающееся тем, что, с целью повышения его надежности, скребок установлен в корпусе и частично расположен в канавке, выполненной в уплотнении.

2. Устройство по п. 1, отл и ч а ю щеес я тем, что канавка в уплотнении расположена перпендикулярно продольной оси устройства.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающ е е с я тем, что канавка в уплотнении и соответствующая ей часть скребка имеют форму усеченного конуса.

4. Устройство по пп. 1 — 3, отличающ е е с я тем, что канавка в уплотнении и соответствующая ей часть скребка имеют цилиндрическую часть, примыкающую к части, выполненной в форме усеченного конуса.

5. Устройство по пп. 1 — 4, отл ич а ющ е е с я тем, что рабочая часть скребка имеет форму шайбы и расположена радиально на торцевой части уплотнения.

6. Устройство по пп. 1 — 5, о т л и ч а ющ е е с я тем, что канавка в уплотнении и соответствующая ей часть скребка имеют радиальный участок, примыкающий к участку в форме усеченного конуса по его наименьшему основанию.

7. Устройство по пп. 1 — 6, отл ич ающее тем, что скребок выполнен с равномерно расположенными пазами, размещенными на периферии участка, имеющего форму усеченного конуса, 8. Устройство по пп. 1 — 7, отлич а ющ е е с я тем, что уплотнение имеет, по крайней мере, две кромки, одна из которых рабочая.

9. Устройство по пп. 1 — 8, отличающ е е с я тем, что кромки образованы канавками, выполненными на цилиндрической рабочей внутренней поверхности уплотнения.

10. Устройство по пп. 1 — 9, отличающ е е с я тем, что уплотнение имеет три рабочие кромки.

ll. Устройство по пп. 1 — 10, отлич а ющ е е с я тем, что скребок выполнен из антикоррозионного материала.

12. Устройство по пп. 1 — 11, отл и ч а юще ес я тем, что скребок выполнен в виде чаши.

13. Устройство по пп. 1 — 12, о т л и ч а ющ е е с я тем, что наружная поверхность уплотнения выполнена цилиндрической.

638282

/9 !2 с

J гг /в з / г. /в

Фиг. г

14. Устройство по пп. 1 — 13, о т л и ч а ющееся тем, что уплотнение имеет кольцевой выступ, расположенный на наружной цилиндрической поверхности, а в корпусе выполнена соответствующая выступу кольцевая канавка.

15. Устройство по пп. 1 — 14, отличающееся тем, что кольцевой выступ на уплотнении и кольцевая канавка в корпусе имеют сечение в форме прямоугольника.

16. Устройство по пп. 1 — 15, отл и ч а ющееся тем, что кольцевой выступ на уплотнении и кольцевая канавка в корпусе имеют форму неравнобокой трапеции, одна боковая сторона которой выполнена перпендикулярно основанию и расположена со стороны, обращенной к открытому торцу упплотнения.

17. Устройство по пп. 1 — 16, о т л и ч а ющ е е с я тем, что наружная поверхность уплотнения выполнена конической и концеитричной конической части скребка.

10 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Детали и механизмы металлорежущих станков. Под ред. Д. Н. Решетова, т. 1. М., 1972, с. 235, рис. 88. 638282

gl 1

/ т-г.

1.З вЂ .1

h. г4. 1, ! ф (1, ; (, -

2-" (!)

Ь иг,ч! !

1 !

1

,11 )

: ! (: )

Риг. Х

S у g Риг" 638282

Редактор И. Марголис

Заказ 573/14 Изд. № 204 Тираж 1156 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2

Составитель И. Антипова

Техред С, Антипенко

Корректоры: О. Тюрина и Т. Добровольская

Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения Зашитное устройство для цилиндрической направляющей скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для перекачивания жидких водных и эмульсионных составов, нефтепродуктов, слабых щелочей и кислот, молока и жидких молочных продуктов

Изобретение относится к торцевому уплотнению

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов и механизмов

Изобретение относится к уплотняющим устройствам вращающихся валов насосов машин и аппаратов химической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности

Изобретение относится к уплотнениям между подвижными относительно друг друга валом и корпусом гидравлической машины
Наверх