Электрическая машина с воздушным охлаждением

 

СОюз Советских

Социалистических

Республик

ОПМ1САнеИЕ

И 3051 . K и ИЯ

1И1 63909О

V ASVAP fL .NQA47 СВМД67ЕЛЬСХВУ (б1) Дополнительное к аат. Сb--::.-Ву— (51) М. Кл.

Н 02 К 9/04 (2З ЗйЯВ!тО",о 11.03.74 9! 1 2011 . 2." 8/24-07

Пр-10 О Ед11ПЕН,.Е, В ..-г ВК11 . Е (23) ГЦ)ИОрИте1 — х02. : i 2, I I.;-;,, Государственный комитет ссср по делам нэооретеннй н открытий (31) 22954.1-11= Б (43) Опублииоваис 25.1278,Бюллетень .

) (451 г1.,ага опубликования описания 28 12.78 (53) УЛК 6 21 ° 3 1 3..713(088.8) Иностранцы

Райчо Томов Антимов, Марин Томов Антимов, Ангел Дамянов Пандезов, Георги Борисов Дончев, Георги Димитров Георгиев и Горян Стоилов Модев (НРБ)

Иностранное предприятие

"ДСО "Эльпром" (НРБ} (72) Авторы изобретения (71) Заявит1зль

{ 54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С В013ДУШНЬ1М ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к об 1асти электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с воздушным охлаждением.

Известны эле1сгрические машины с воздушным охлаждением, содержащие вентилятор, подшипниковыс IHèòû и статОр с 00моткой и сердечником, в которых заключенный в торцовой области воздух перемешивается при вращении ротора (1).

Недостаток таких машин — большие температуры нагрева внутренних частей, в связи с чем необходим дополнительный внешний обд"в.

Известны также электрические машины с воздушным охлаждением, содержащие вентилятор, подш ипн иковые LLLH Tbi и статор с обмоткой и сердечником, LLIHxToBBHHbDI из чередующихся пластин, одни из которых Bblполнены с меньшими радиальными размерами, а другие — с большими, причем последние выполнены с отверстиями на периферии, образующими аксиальные каналы, открытые со стороны спинки (2).

Недостаток этих машин — малая эффективность охлаждения из-за невозможности подвода внешнего воздуха.

11з 11з Вести ы х кон стрх кций наиболее бл изкг:й к .1р дложенному изобретению является

Вторая.

I lcab изобретения — — повышение эффектиВности Ох,1dяiдения злеl трической ыа шины.

3Т0 достигается тем, что машина снаб становленными llo oбе стОрОны сер Le !HHI<;I воздуховводами, одни половины которых, окружающие лобовые части статорной обмотки. соединены с торцом

О сердечника, а другие — присоединены к подшипниковох у щиту, причем аксиальные каналы в зоне размещения половин воздухОВВОдОВ, соединенных с торцом сердечника, выполнены сообгцающ ::мися со стороны спинки с н11гнетательнОЙ зоной Веити. !HTop3, чеБ редуloLUIIOся пластины сердечника выполнены с обр iзованис ребристой решетки, ширина IlpOpc311 которой равна толщине круглой пласт11ны статора, а нижняя половина

Воздуховвода соединена с замыкаюи1ей пл lс20 тиной ccðëåHíèêà статора по дуге ее внешней окружности.

На фи1. 1 изооражсна предложенная манна, продольный разрез; на фиг. 2 --- то жс, 110иере1ный разрез: на фиг. 3 — пластина статора с отверстиями; на фиг. 1 — крхг639090

Формула изобретения

3 лая пластина статора; на фиг. 5 — крыльчатка вентилятора.

Электрическая машина содержит вентилятор 1, подшипниковые щиты 2, статор с обмоткой 3 и сердечником 4, шихтованным из чередующихся пластин, одни из которых— круглые пластины 5 выполнены с меньшими радиальными размерами, а пластины 6-с большими, имеющими отверстия 7, 8, 9, 10 на периферии. Эти отверстия образуют аксиальные каналы, открытые со стороны спинки сердечника.

По обе стороны сердечника 4 установлены два воздуховвода 11 и 12, одни половины которых соединены с торцом сердечника 4, а другие присоединены к подшипниковым щитам 2. Аксиальные каналы 9, 10 в зоне размещения половин воздуховводов

12, соединенных с торцом сердечника 4, выполнены сообщающимися со стороны спинки сердечника с нагнетательной зоной вентилятора через прорези решетки в направлении, перпендикулярном оси машины. Размеры прорезей определяются требованиями класса пылезащищенности, например 0,5мм, и могут быть равными толщине круглой пластины статора. Подшипниковый щит со стороны, обратной вентилятору, имеет фланцевую поверхность «а». Перемычки 13 — 1 6, которые остаются при вырубке отверстий

7 — 10 в пластинах сердечника, образуют ребристую решетку.

Воздуховводы 11, 12 выполнены с центральным круглым отверстием 17, концентричным с валом 18 машины, предназначенным для направления воздушного потока на лобовую поверхность,крыльчатки вентилятора и создания высокого давления.

В торце машины со стороны вентилятора установлен защитный сетчатый кожух 19, предотвращающий попадание в вентилятор посторонних частиц, обеспечивая требуемый класс пылезашищенности машины.

При включении машины вентилятор 1 независимо от направления вращения захватывает холодный воздух. Часть его под давлением, упираясь во фланцевую поверхность «а» щита 2, поступает в аксиальные каналы 9, 10 двумя потоками через прорези и ребристую решетку и центральное отверстие воздуховводов.

Под действием профилированной крыльчатки 20 ротора воздух, прошедший через центральное отверстие 17, получает сильное завихрение. Вихреобразование и непрерывное поступление холодного воздуха обеспечивают интенсивный обдув и охлаждение статора.

Нагретый воздух поступает к щитам 2 и под действием крыльчатки ротора выбрасывается через ребристую решетку в каналы 7, 8. Захваченный внешним охлаждающим потоком нагретый воздух выбрасывается через отверстия 21.

Таким образом, непрерывная циркуляция холодного воздуха, поступающего к теплонапряженным узлам, обеспечивает необходимую интенсивность охлаждения машины.

Поступление холодного воздуха может обеспечиваться и без внешнего вентилятора за счет всасывающей сетки 22, охватывающей каналы 9, 10 по всей их длине. Перепад давления внутри машины создается внутренней крыльчаткой ротора.

1. Электрическая машина с воздушным охлаждением, содержащая вентилятор, подшипниковые щиты и статор с обмоткой и сердечником, шихтованным из чередующихся пластин, одни из которых выполнены круглыми с меньшими радиальными разме.рами, а другие — с большими, причем последние выполнены с отверстиями на пери25 фер и, образующими аксиальные каналы, открытые со стороны спинки, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, она снабжена двумя установленными по обе стороны сердечника воздуховводами, одни половины которых, окзс ружающие лобовые части статорной обмотки, соединены с торцом сердечника, а другие присоединены к подшипниковому щиту, причем аксиальные каналы в зоне размещения половин воздуховводов, соединенных с торцом сердечника, выполнены сообщающимися со стороны спинки с нагнетательной зоной вентилятора, а чередующиеся пластины выполнены с образованием ребристой решетки.

2. Электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что ширина прорези решетки равна толщине круглой пластины статора.

3. Электрическая машина по и. 1, отличающаяся тем, что нижняя половина воздуховвода соединена с замыкающей пластиной сердечника статора по дуге ее внешней окружности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Титова В, В. и др. Турбогенераторы.

Расчет и конструкция. Л., «Энергия», 1967.

2. Авторское свидетельство СССР № 62072, кл. Н 02 К 1/20, 1940.

639090

1б фиг.

Фиг 5

1 сРиг 1

ЦНИИГ1И Заказ 7297/44

Тираж 850 Г1одписное

Филиал Г1!1П Патент», г. Ужгород, ул. 11роектная, 4

Электрическая машина с воздушным охлаждением Электрическая машина с воздушным охлаждением Электрическая машина с воздушным охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх