Способ виброакустического контроля несущих поверхностей летательных аппаратов


G01N29/04G01H13 - Исследование или анализ материалов с помощью ультразвуковых, звуковых или инфразвуковых волн; визуализация внутреннего строения объектов путем пропускания через них ультразвуковых или звуковых волн через предметы (G01N 3/00-G01N 27/00 имеют преимущество; измерение или индикация ультразвуковых, звуковых или инфразвуковых волн вообще G01H; системы с использованием эффектов отражения или переизлучения акустических волн, например акустическое изображение G01S 15/00; получение записей с помощью способов и устройств, аналогичных используемым в фотографии, но с использованием ультразвуковых, звуковых или инфразвуковых волн G03B 42/06)

 

<1 1, 647597

Св вз Свветских

Свциалистических

Республми (бт) Дополнительное к авт. синд-ву(22) Заявлено 25.04.77 (2т }2481983/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

Опубликованв15.02.79.Бюллетень № 6

Дата опубликования описания И.02.7Э (51) М. Кл

G 01 М 29/04

C 01 Н 13/00

Уосудврственный комитет

СССР

IN делам нзооретений н открытий (53) УДК 620. 179.. 16(088.8) Г. И. Страхов, С. Л. 11ыфанский, А. P. Казак, А. Б, Милов, Н, H. Тюнин, Ю. Н. Невский и С. Г. Тараканов (72) Автори изобретения

Рижский филиал Государственного научно-исследоватепьского института експпуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации (73) Заявитель I (54) СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НЕСУШИХ

ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Формула изобретения

Изобретение относится к способам неразрушающего контроля конструкций и может быть использовано для дефектоскопии несущих плоскостей летательных аппаратов.

Известен виброакустическнй способ неразрушающего контроля сложных конструкций,.в том числе и поверхностей летательных аппаратов, основанный на возбуждении в конструкции синфазных резонансных колебаний. По изменению резонансной частоты конструкции выносится суждение о наличии дефекта (1) .

Недостатком способа является малая чувствительность и невозможность точного определения местоположения дефектов.

На чертеже представлено устройство, реализующее данный способ. Оно содержит вибратор 1, соединенный с блоком 2 регулировки частоты. Г1рнемные датчики 3 подключены через коммутатор 4 к фазометру 5, который связан через блок 6 сравнения с регистрирующим прибором 7.

Способ заключается в следующем. На идентичные токи несущих поверхностей летательного аппарата 8 устанавливают симметрично продольной осн самолета несколько нар датчиков 3. С помощью вибратора в не2 сущих поверхностях возбуждают синфазные резонансные колебания, частота которых регулируется блоком 2. С помощью фазометра 5 сравнивают по фазе сигналы каждой пары датчиков и по разности фаз определяют величину дефекта, а по положениям датчиков, с которых получена информация о дефекте, судят о местоположении дефекта.

Способ виброакустического контроля несущих поверхностей летательных аппаратов, основанный на возбуждении в несущих поверхностях синфазных резонансных колебаний, и измерения резонансных частот каждой плоскости, отлича>ощийся тем, что, с целью повышения чувствительности измерений и точности определения местоположения дефекта, на идентичные точки несущих плос20 костей устанавливают симметрично продольной оси самолет несколько пар датчиков, сравнивают по фазе сигналы каждой пары и по разности фаз определяют величину де-фекта, а по положениям датчиков, с кото3 рых получена информация о дефекте, сулят о местоположении дефекта.

Источники информации, прннятые во внимание при экспертизе

647597

l. Борзов В. И., Максай Ю, А. «Спецнальная аппаратура внороконтроля сложных конструкций», Труды ГосНИИГА, выпуск 99, М., l9?4.

Составитель A. Стрелков

Редактор В. Блохина Техред О. Луговая Корректор A. Краин«нко

Заказ 297 37 Тираж t 089 Полянское

АГНИИ! 1И Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

f t3035. Москва, Ж 35, Раушская наб.,i. 4 Ь

Филиал Ш1П «Патент», r. Ужгород, ул. Нроек i «ни 4

Способ виброакустического контроля несущих поверхностей летательных аппаратов Способ виброакустического контроля несущих поверхностей летательных аппаратов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам измерения физических свойств ВТСП-материалов

Изобретение относится к акустическим измерениям и может быть использовано для исследования процессов твердения вяжущих материалов, например цементов

Изобретение относится к акустическим измерениям и может быть использовано при определении коэффициента структурных напряжений вяжущей композиции для оценки, например, эффективности механического уплотнения

Изобретение относится к технике неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных областях машиностроения для контроля материалов и изделий, преимущественно крупногабаритных и с большим затуханием ультразвука

Изобретение относится к области неразрушающих методов диагностики материалов и конструкций и может быть использовано для измерения напряженно-деформированного состояния (НДС) стержневых конструкций, болтовых и шпилечных резьбовых соединений при строительстве, монтаже и эксплуатации объектов ответственного назначения в различных отраслях промышленности и транспорта (тепловая и атомная энергетика, машиностроение, химическая и др.) Известен ультразвуковой (УЗ) способ контроля механических напряжений в твердых телах, заключающийся в излучении в изделие до приложения нагрузки и после приложения двух импульсов УЗ колебаний сдвиговых волн с взаимно-перпендикулярной ориентацией вектора смещения, измерении изменения их скоростей и вычислении величины напряжения по относительному изменению скорости УЗ колебаний и акустоупругому коэффициенту [1]

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в материаловедении для массового контроля состава (пористости) изделий одного форморазмера (например, из твердых сплавов WC-Co и электрических сплавов)

Изобретение относится к неразрушающим средствам анализа свойств материалов акустическими методами и может быть использовано для массового экспрессного контроля состава (пористости) двухфазных сплавов (например, твердых сплавов группы ВК одного форморазмера)

Изобретение относится к неразрушающим методам диагностики материалов конструкций и может быть использовано для определения фактического напряженно-деформированного состояния (НДС) ранее затянутых болтовых соединений в конструкциях, находящихся в эксплуатации объектов ответственного назначения в различных отраслях промышленности и транспорта (тепловая и атомная энергетика, машиностроение, химическая и др.) и заключается в том, что в исследуемый затянутый болт вводят непрерывные УЗ-колебания на частоте основного резонанса стоячей волны, при этом амплитуду возбуждающих колебаний устанавливают на уровне, обеспечивающем в теле болта стоящую волну малой интенсивности, принимают в принятом сигнале, затем устанавливают амплитуду возбуждающих колебаний на уровне, обеспечивающем установление амплитуды стоячей волны на границе колебаний малой и конечной интенсивности, и измеряют амплитуды первой, второй и третьей гармоник, а о напряженно-деформированном состоянии материала болта и величине механических напряжений судят по отношениям амплитуд гармоник, измеренных при высоком уровне возбуждающих колебаний, к амплитуде колебаний стоячей волны, измеренной при низком уровне возбуждающих колебаний

Способ виброакустического контроля несущих поверхностей летательных аппаратов

Наверх