Устройство для программного управления

 

ОП ИС АНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сеез Севетскии

Сфцианистически а

Республик

<1 > 656024

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 060477 (21) 2473826/18-24 с присоединением заявки,%(23) Приоритет— (б1) М. Кл.

G 05 В 19/18

ГоеударетаеиимЯ иомитет

СССР ио делам изобретеииЯ и отирытмЯ (63) УДК621.503.55.. (088. S) Опубликовано 050479 Бюллетень Jk 1з

Дата опубликования описания 0504.79 В.И.Батурин, Л.A.Àñòàõîâà. IO.И.Вичковский, Ю.Г.Ревякин, Л.П.Тулина и Ю.Ю.Урбанович (73) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области автоматики н может быть использовано в частности для управления транспортным механизмом гальваноавтомата по заданной программе.

Известио устройство для автоматического управления транспортным механизмом, содержащее блок адресов ячеек, блок считывания адреса, блок © преобразования кода, блок адресования, блок сигнала останова, блок определения положения транспортного мехниэма, блок определения направления движения транспортного механизма, исполнительный блок, модель рядов ячеек и блок переключения модели.рядов ячеек (11. Это устройство имее> низкую надежность вследствие появления ложных импульсов, вызываю.щих ошибки адресования. Причем с увеличением числа ячеек адресования вероятность возникновения случайных ошибок возрастает.

Наиболее близким решением из известных является устройство для программного управления, содержащее .последовательно соединенные позиционный датчик, элемент ИЛИ, первый .элемент И, блок сравнения и блок управления приводом, блок ввода программы, подключенный к блоку сравнения, триггер и счетчик, соединенные с первым элементом И (2) .

Недостатком укаэанного устройства является его низкая надежность.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности устрой" ства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены генератор импульсов и последовательно соединенные преобразователь кода, компаратор, дешифратор и,второй элемент

И, выход которого подключен через триггер к преобразователю кода, первому элементу И и дешифратору, а другой вход через генератор импульсов и блок управления приводом — к первому и второму выходам блока сравнения, второй и третий выходы которого соединены с первым и вторым входами преобразователя кода, выход генератора импульсов через счетчик подключен к другому входу компаратора, а второй выход дешифратора соединен со вторым входом элемента

ИЛИ.

На чертеже представлена блок-схема устройства.

56024

35

45

60

3 6

Устройство содержит позиционный датчик 1, элемент ИЛИ 2, первый элемент И 3, триггер 4, счетчик 5, блок 6 сравнения, блок 7 ввода программы, блок 8 управления приводом, генератор 9 импульсов, преобразователь 10 кода, компаратор 11., дешифратор 12 и второй элемент И 13.

Устройство работает следующим образом.

При движении транспортного механизма в любом направлении позиционный датчик 1 вырабатывает в момент прохождения путевого упора импульс, который через первый вход элемента

ИЛИ 2 поступает на первый вход элемента И 3, на второй вход которого поступает сигнал с выхода триггера 4, При этом сигнал, равный единице, на втором входе элемента И 3 появляется по времени раньше, чем появляется сигнал на его первом входе 20 и сохраняется в течение небольшого промежутка времени до появления импульса на первом входе. Максимально возможное значение этого промежутка времени названо зоной ожидания по- 25 зиционного импульса, формирование которой осуществляется триггером 4.

Передняя граница зоны ожидания позиционного импульса соответствует нахождению транспортного механизма на некотором расстоянии от путевого упора, если отсчет вести по ходу движения транспортногб механизма, а задняя - после путевого упора.

При нахождении транспортного механизма за пределами эоны ожидания позиционного импульса сигнал на втором входе элемента И 3 равен нулю. Ширина эоны ожидания позиционного импульса для каждого путевого упора может быть различной.

Наличие сигналов на обоих входах элемента И 3 приводит к формированию сигнала на его выходе, который поступает на первые входы триггера

4, счетчика 5 и блока 6 сравнения, причем триггер 4 переключафтся в состояние, когда на его выходе сигнал становится равным нулю, счетчик 5 сбрасывается в исходное нулевое состояние, а в блоке 6 сравнения изме- 50 няется на единицу значенщз двоичного к-разрядного числа, представляющего собой код текущего адреса транспортного механизма. На второй вход блока

6 сравнения поступает из блока 7 ввода программы код адреса следования транспортного механизма, представляющий также двоичное к-разрядное число, который сравнивается с кодом текуще,го адреса. При этом, если указанные коды имеют одинаковые значения, то на первом выходе блока 6 сравнения возникает сигнал в виде единицы, который поступает на блок 8 управления приводом транспортного механизма и останавливает его. Если код теку- 65

torего адреса меньше кода адреса следования, то на первом и втором выходах блока 6 сравнения сигналы равны нулю. Такое сочетание сигналов воспринимается блоком 8 управления приводом в виде команды транспортному механизму для перемещения вперед.

Если код текущего адреса больше кода адреса следования, то на первом выходе блока 6 сравнения сигнал равен нулю, а на втором — единице, что соответствует команде транспортному механизму для перемещения назад. При поступлении команды для движения транспортного механизма вперед или назад происходит одновременно запуск генератора 9 импульсов, который отключается, если транспортный механизм останавливается.

В преобразователе 10 кода, на первый вход которого поступает двоичный сигнал с выхода триггера 4, на второй б вход - двоичный сигнал со второго выхода блока 6 сравнения, а на третий вход - код текущего адреса транспортного механизма с третьего выхода блока б сравнения, формируется (k+2)— разрядное число, при этом первый (младший) разряд (k+2)-разрядного числа формируется с помощью сигнала, поступающего с выхода триггера

4, второй разряд — с помощью сигнала, поступающего со второго выхода блока 6 сравнения, а остальныеюразряды представляют код текущего адреса транспортного механизма. Преобразователь 10 кода осуществляет. операцию преобразования кода (К+2)разрядного числа в код нового р-разрядного числа, который соответствует передней или задней границе зоны ожидания позиционного импульса. При этом, если сигналы с выхода триггера

4 и второго. выхода блока 6 сравнения равны нулю, то код (k+2)-разрядного числа преобразуется в код р-разрядного числа, соответствующего передней границе зоны ожидания позиционного импульса для путевого упора, расположенного справа от транспортного механизма, т.е. при его движении"вперед. Если эти сигналы равны соответственно единице и нулю, то код (k+2)-разрядного числа преобразуется в код р-разрядного числа, соответствующего задней границе той же зоны ожидания позиционного импульса, В случае, когда сигналы с выхода триггера 4 и второго выхода блока 6 сравнения равны соответственно нулю и единице, то .код (k+2) -разрядного числа преобразуется в код р-разрядного чйсла,соответствующего передней границе зоны ожидания позиционного импульса для путевого упора,расположенного слева от транспортного механизма,т. е.при его движении назад.Наконец,если эти сигналы равны единице,то код (k+2) †разрядно числа лреобразу24 5 .однако сбоя в работе устройства от позиционного импульса не произойдет, так как блок 3 совпадения после прохождения сигнала помехи будет закрыт по второму входу сигналом, равным нулю до подхода транспортного механизма к следующему путевому упору.

В случае, если позиционный датчик 1 не срабатывает, то, в связи с тем, что на первом входе преобразователя 10 кода имеется в этот момент с выхода триггера 4 сигнал, равный единице, произойдет сравнение кодов в компараторе 11 до .задней границы зоны ожидания позиционного импульса. В этом случае на первом и втором входах дешифратора 12 появятся сигналы, равные единице, что приведет к возникновению сигнала на-; его выходе, подключенном ко второму входу элемента ИЛИ 2. Этот сигнал через элемент ИЛИ поступает на первый вход блока 3 совпадения и воспо ринимается им как сигнал от позиционного датчика 1. Поэтому сбЬя в работе устройства также не произойдет.

6560 ется в код р-разрядного числа,соответствующего задней границе той же зоны ожидания поцизионного импульса.Код передней или задней границы зоны ожидания позиционного импульса поступает на первый вход компаратора 11.

Матрица преобразования преобразователя 10 кода выбирается в зависимости от расстояний между упорами, которые могут быть как постоянными, так и переменными.!

Использование предлагаемого устройства, обладающего высокой помехозащищенностью и надежностью в работе, обеспечивает воэможность программного управления транспортным механизмом гальваноавтомата с различным шагом перемещения между путевки упорами, при этом позволяет устранить ошибки адресования транспортного механизма, обусловленные отказом позиционного датчика или появлением сигналов помехи, и избежать нарушения хода технологического процесса.

Формула изобретения

Устройство для программного управления„ содержащее последовательно соединенные позиционный датчик, элемент ИЛИ, первый элемент И, блок сравнения и блок управления приводом, блок ввода программы, подключенный к блоку сравнения, триггер и счетчик, соединенные с первым элементом И, о т л и ч а ю щ е е-с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, в него введены генератор импульсов и последовательно соединенные преобразователь кода, компаратор, дешифратор и второй элемент И, выход которого подключен через триггер к преобразователю кода, первому элементу И и дешифратору, а другой вход через генератор импульсов и блок управления приводом — к первому н второму выходам блока сравнения, второй и третий выходы которого соединены с первым и вторым входами преобразователя кода, выход генератсра импульсов через счетчик подключен к другом входу компаратора, а второй

B случае, когда блок 3 совпадения . подготовлен к работе, но перед появлением импульса позиционного датчика

1 поступит достаточно мощный сигнал помехи, то он будет воспринят блоком

3 совпадения как позиционный импульс.

Ф

Генератор 9 импульсов, который запускается с помощью сигнала, поступающего íà его вход с блока 8 управ-. ления приводом в момент, соответствующий началу движения транспортного 15 меха%изма, вырабатывает последователь.— ность мехпозиционных импульсов, причем цена каждого импульса равна единице расстояния, а их общее количество пропорционально. расстоянию, пройденному . транспортным механизмом. Эти импульсы поступают для подсчета на второй (счетный) вход счетчика 5 импульсов, поэтому на его выходе появляется код р-разрядного двоичного числа. Этот о код поступает на второй вход компаратора 11. Если этот код равен коду передней границы зоны ожидания позиционного импульса, поданного на первый вход компаратора 11, то на его вы- 3О ходе появляется сигнал в виде единицы, который пос.упает на. второй вход дешифратора 12, на первом входе которого в этот момент имеется с выхода триггера 4 сигнал, равный нулю.

Указанное сочетание входных сигналов воспринимается дешифратором 12 таким образрм, что на его выходе, подключенном к первому входу элемента И 13 появляется сигнал, равный единице. яа втором входе элемента И 13 также име- 40 ется сигнал от генератора 9 импульсов, поэтому на выходе элемента И 13 возникает сигнал, который переключает триггер 4 в состояние, когда на его выходе устанавливается сигнал едини- 45 ца, который подготавливает по второму входу блок 3 совпадения к работе..

Теперь, если на первый вход блока 3 совпадения поступит позиционный импульс, то он произведет описанные 50 выше операции в триггере 4, счетчике Б импульсов и в блоке 6 сравнения, т.е. триггер 4 переключается в состояние, когда на его выходе сигнал становится равным нулю, счетчик 5 импульсов срабатывается в исходное нулевое состояние, а в блоке 6 сравнения изменяется на единицу значение текущего адреса транспортного механизма.

656024 в

1. Авторское свидетельство СССР

9360666, кл. G 06 F 15/50, 15 ° 04.69.

2. Авторское свидетельство СССР

В474480 кл. G:65 О 60/00, 29.05.72. выход дешифратора соединен со вторьм входом элемента ИЛИ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Составитель В.Катасонов

Техред Л.Алферова Корректор И. Ряшко

Редактор С.Равва

Заказ 1517/37 г

Тирам 1014 Подписное

ЦНИИПИ -Государственного комитета СССР по делам изобретений и,открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для программного управления Устройство для программного управления Устройство для программного управления Устройство для программного управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированным системам и системам автоматического управления и может быть использовано при управлении сложными объектами преимущественно с дискретным характером технологического цикла, а также для решения задач распознавания и анализа данных объектов, ситуаций, процессов или явлений произвольной природы, описываемых конечными наборами признаков (симптомов, факторов)
Наверх