Гидродинамическая регулируемая передача

 

Союз Советских

Социалистических

Респубпик

ОО ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<661179 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.10.76 (21) 2416036/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

Г 16 Н 41/00 (53) УДК 621.226..5 (088.8) Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.05.79. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 10.05.79 (72) Авторы изобретения

В. А. Орлов, В. И. Думов, Ю. H. Михайлов и В. Д. Поляков (7!) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к гидродинамическим регулируемым передачам.

Известны гидродинамические передачи для различных транспортных средств, содержащие корпус с тороидальной полостью, в которой расположены насосное и турбинное колеса, соответственно с входным и выходным валами (1).

Недостатком таких гидродинамических передач является невозможность поддержания постоянных оборотов выходного вала с достаточно высокой точностью, в связи с чем они не могут быть применены для генератора переменного тока стабильной астоты.

Известны также гидродинамические регулируемые передачи, например для генераторов переменного тока стабильной частоты, содержащие корпус с тороидальной полостью, в которой расположены насосное и турбинное колеса, устройство для регулирования скорости турбинного колеса, выполненное в виде подвижной цилиндрической заслонки, имеющей дросселирующий участок для изменения проходного сечения тороидальной полости на входе в насосное колесо (2).

Однако в таких гидродинамических регулируемых передачах в диапазоне малых нагрузок генератора, т.е. вблизи полного перекрытия сечения тороидальной полости, возможны колебания оборотов выходного вала, возникающие из-за неустойчивости течения рабочей жидкости за дросселирующим участком цилиндрической заслонки.

Целью изобретения является обеспечеio ние устойчивости работы устройства для регулирования скорости турбинного колеса.

Это достигается тем, что на дросселирующем участке заслонки выполнены каналы для сообщения в положении полного закрытия

iS заслонки торондальной полости перед заслонкой со входом в насосное колесо.

На фиг. 1 изображена гидродинамическая регулируемая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 фиг. 1; на фиг. 3— вариант выполнения дросселирующего участка цилиндрической заслонки с каналами в виде пазов на торце; на фиг. 4 — второй вариант выполнения дросселирующего участка цилиндрической заслонки с щелевыми

661179 колеса 5, вала 6 и генератора поддерживается постоянной регулятором 9, воздействующим на исполнительное устройство с цилиндрической заслонкой 1 1, изменяющей проходное сечение тороидальной полости 7. Когда заслонка 11 находится в положении, близком к полному перекрытию проходного сечения тороидальной полости 7, на входных кромках лопаток насосного колеса 3 воз45

50 пазами, равномерно расположенными по окружности.

Гидродинамическая регулируемая передача содержит корпус I, на подшипниках которого установлен входной вал 2, жестко закрепленное на последнем насосное ко5 лесо 3, связанное через рессору 4 с валом приводного двигателя (на чертежах не показан), и турбинное колесо 5, жестко закрепленное на выходном валу 6, связанном с генератором переменного тока стабильной частоты (на чертежах не показан) .

Насосное колесо 3 и турбинное колесо 5 расположены в тороидальной полости 7, выполненной в корпусе 1, имеющем лопатки на пра цл яющего аппа рата 8. Передача имеет также устройство регулирования скорос55 ти турбинного колеса 5, включающее регулятор 9, исполнительное устройство в виде сервопоршня IO, связанную с ним подвижную цилиндрическую заслонку 11 с дросселирующим участком 2 для изменения проходного сечения тороидальной полости 7 íà 26 входе в насосное колесо 3. Рабочая жидкость к гидродинамической передаче подводится от постороннего источника давления (на чертежах не изображен) по магистрали подвода 13. Отвод рабочей жидкости производится через канал 14.

На дросселирующем участке 12 каналы

15 выполнены в виде отверстий круглого сечения, обеспечивающих в положении полного закрытия заслонки 11 сообщение тороидальной полости 7 перед заслонкой 11

«о входом в насосное колесо 3. Эти каналы могут быть выполнены в виде пазов 15 (фиг. 3), расположенных непосредственно на торне заслонки 11, или в виде щелевого паза 15 (фиг. 4).

Работа гидродинамической герегулируемой передачи происходит следующим образом.

Крутящий момент передается насосному колесу 3, где он преобразуется в кинетическую и потенциальную энергию рабочей 40 жидкости, которая, поступая на лопатки турбинного колеса 5, преобразуется в крутящий момент на выходном валу 6 для привода генератора. Скорость вращения турбинного никает паровая зона, в которую по каналам

15 из зоны повышенного давления тороидальной полости 7 происходит переток жидкости. Осуществление дополнительной подпитки рабочей жидкостью высокого давления зоны входных кромок лопаток насосного колеса 3 обеспечивает устойчивое течение потока рабочей жидкости в колесе насоса, в связи с чем достигается поддержание скорости турбинного колеса 5 без колебаний, вследствие снижения интенсивности кавитационного течения и его стабилизации.

Каналы цилиндрической заслонки 11 могут быть выполнены различного сечения и иметь различное расположение на дросселирующем участке заслонки I l в зависимости от различных требований.

Таким образом, такое выполнение гидродинамической регулируемой передачи позволяет обеспечить снижение интенсивности кавитационного течения и его стабилизацию, вследствие чего достигается устойчивость работы устройства для регулирования скорости.

Испытания гидродинамической регулируемой передачи, выполненной согласно изобретению, показали высокую устойчивость работы на режимах нулевой нагрузки генератора.

Формула изобретения

Гидродинамическая регулируемая передача, содержащая корпус с тороидальной полостью, в которой расположены насосное и турбинное колеса, устройство для регулирования скорости турбинного колеса, выполненное в виде подвижной цилиндрической заслонки, имеющей дросселирующий участок для изменения проходного сечения тороидальной полости на входе в насосное колесо, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения устойчивости работы устройства для регулирования скорости, на дросселирующем участке заслонки выполнены каналы для сообщения в положении полного закрытия заслонки тороидальной полости перед заслонкой со входом в насосное колесо.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 Гавриленко Б. А. и Семичастнов М. Ф., Гидродинамические муфты и трансформаторы, М., «Машиностроение», 1969, с. 283, рис. 179.

2. Авторское свидетельство СССР

Хо 4!6493, кл. F 16 Н 4!/06, 1974.

661179

4/уг. 3 фц 4

Составитель Л. Хлопотова

Редактор М. Васильева Техред О. Луговая Корректор А. Гриценко

Заказ 2408/31 Тираж 1138 Подписное

U,Н И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений открытий

I 1 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал П П П «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидродинамическая регулируемая передача Гидродинамическая регулируемая передача Гидродинамическая регулируемая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к комплексному гидротрансформатору, предназначенному для многофункционального использования при проектировании автомобилей нового класса

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции гидродинамического трансформатора для передачи энергии между двигателем и потребителем мощности с одновременным автоматическим и бесступенчатым изменением крутящего момента и частоты вращения

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов и наземных транспортных средств

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и конкретно касается конструкции гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и конкретно касается конструкции гидравлической системы гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам и конкретно касается конструкции гидравлической системы гидромеханической передачи транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам маслопитания гидротрансформатора тракторов, транспортных средств и строительно-дорожных машин
Наверх