Канатный зажим

 

6335

ОПИСАН

ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ (61) Дополнительное к авт. саид-ву

Союз Советских

Социалистических

Республин (22) Заявлено 191277(21) 2556788/

11/О 4 с присоединением заявки Hо (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.0679. Бюллете

Дата опубликования описания 0

1.85.053

{088.8) (72) Авторы изобретения

О.Ю.Щербаков и В.И.Гольдин (71) Заявитель

{54) КАНАТНЫЙ ЗАЖИМ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в груэоподъемных устройствах, требующих повышенной надежности при аварийных ситуациях.

Известен канатный зажим, содержащий корпус, соединенное с ним стопорное устройство и расположенные в корпусе на одной оси ролик и рычаг, причем стопорное устройство выполнено в виде клина, установленного между роликом и канатом и шарнирно закрепленного с помощью подпружиненных рычагов на оси ролика (1). 15

Недостатком известного устройства являются необходимость постоянного контакта клина с роликом и канатом, что приводит к их износу, а также возможность срабатывания стопорного устройства при движении каната только в одном направлении.

Цель изобретения — повышение надежности работы и уменьшение износа деталей зажима.

Поставленная цель достигается тем; что стопорное устройство выполнено в виде расположенных по обе стороны от ролика зажимных кли- 30 ньев, а рычаг имеет продольный паз на одном конце и шарнирно соединен с корпусом другим концом, при этом . ось ролика подпружинена относительно корпуса и размещена в продольном пазу рычага, каждый эажимной клин снабжен штырями, а корпус выполнен с радиусными пазами, в которых расположены с воэможностью перемещения зти штыри.

На фиг. l показан зажим, общий вид; на фиг.2 — разрез A-A фиг.l

Зажим содержит корпус 1, качающийся на оси 2, Внутри корпуса 1 на оси 3 установлен рычаг 4, в овальном отверстии а которого расположена ось 5 ролика 6. Канат 7, проходящий внутри корпуса 1, охватывает ролик 6. По обеим сторонам ролика 6 против каната 7 размещены зажимные клинья 8, перемещающиеся в корпусе 1 по радиусным пазам 9 штырями 10 пропущенными сквозь эажимные клинья 8.

На стороне эажимного клина 8, обращенной к ролику. 6, выполнена канавка 11 трапециевидного сечения с боковыми сторонам б, большее основание которой находится на стороне зажима, обращенной к канату.

666335

Фиг.2

Между осями 2 и 5 расположена стяжная пружина 12.

Работа канатйого зажима осуществляется следующим образом.

При равномерном или с небольшим ускорением движении каната 7.с грузом ветви каната нагружены одинаковыми растягивающими усилиями, равнодействующая которых проходит через ось 5 ролика, вследствие чего все три оси 2,3 и 5 располагаются на одной прямой линии, и между канатом 7, охватывающйм ролик б, и боковыми сторонами б трапециевидной.канавки 11 зажимного клина 8 образуется равномерный радиальный зазор.

При резком ослаблении натяжения. одной из ветвей каната 7, например, из-эа обрыва, ось 5 ролика 6 сместится в сторону ветви с ослабленным натяжением. Это объясняется нарушением равновесия упругих сил в ветвях каната 7, трением в оси 5 ролика б и инерционностью самого ролика б. Кроме того, ось 5 ролика б под действием пружины 12 сместится по овальному отверстию а в сторону к оси 3 качания рычага 4, Смещению оси 5 ролика б и сторону от прямой линии, проходящей через оси 2 и 3, способствует также пружина 12. Движение оси 5 ролика б, а с ним и рычага 4 будет происходить, до тех пор, пока канат 7 не войдет в соприкосновение с боковыми поверхностями б трапециевидной канавки 11, после чего вмес. те с канатом 7 начнется движение клина 8, так как усилие трения меж ду канатом 7 и зажимным клином

8 больше, чем между штырями 10 и стенками радиусного паза 9 до заклинивания каната между пазом 9 корпуса 1 и роликом б.

После восстановления равномерного натяжения ветвей каната 7 ось ролика 5 под действием равнодействующей силы натяжения опустится по овальному отверстию а, ролик б вернется в исходное положение, а зажимные клинья 8 под действием собственного веса опустятся вниз

5 и восстановится радиальный зазор между канатом 7 и зажимными клиньями 8.

Применение данного изобретения повысит надежность работы канатного

10 зажима за счет срабатывания при любом направлении движения каната, а также уменьшит износ деталей зажима и Каната, так как при нормальном работе грузоподъемного устройства

15 между канатом и деталями зажима имеется зазор.

Формула иэобрет ения

1. Канатный зажим, содержащий корпус, соединенное с ним топорное устройство и расположенные в корпусе на одной оси направляющий

pGTIHH и рычаг р О т л и ч cR ю щ и Й» с я тем, что, с целью повышения надежности работы, стопорное устройство выполнено в виде расположенных по обе стороны от ролика зажкмных клиньев, а рычаг выполнен с продольным пазом на одном конце и шарнирно соединен с корпусом другим концом, при этом ocb ролика подпружинена относительно корпуса и раз мещена в продольном пазу рычагB

2. Зажим по п.l о т л и ч а юшийся тем, что каждый эажимной клин снабжен штырями, а корпус выполнен с радиусными пазами, .s которых расположены с возможностью переме40 щения эти штыри.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 520474, кл .F 16 G 11/04, 1975.

ЦНИИ ПИ Заказ 312 3/2 7

Тираж 1138 Подписное

Филиал ППП Патент, r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Канатный зажим Канатный зажим 

 

Наверх