Литейный жаропрочный сплав на основе никеля

 

ЛИТЕЙНЫЙ. ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ, включающий углерод, хром, кобальт, алюминий, титан, вольфрам, молибден и бор, о т л и -ч а ю щ,и и с я тем, что, с целью повышения стойкости к высокотемпера—' турной солевой коррозии, он дополнительно 'содержит ниобий и церий при следующем соотношений компонентов, мас*%:0,1-0,15 16,5-19,5 ' 4,0-8,0 3,4-4,0 -2,0-3,0 2,5-4,0 2,0-6,5 0,02-0,04 1,0-2,0УглеродХромКобальтАлюминийТитан -ВольфрамМолибденБорНиобийЦерий ..Никель0,01-0,02 Остальноес(О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 22 С 19/05

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И. ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 2582914/22-02 (22) 29,12,77 (46) 15»11»90» Бюл» 11> 42 (72):Е.П.Паремузов,:В,М.Степанов, :Е,Г,Кононова, .10,В,Хакимова, К„.Я,Шпунт>.Г Ф,Мяльница, .В.И,Романов,:А,П,Мартыненко и:Д П.Грозов (53) 669 24 -018,821(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 353993, кл » С 22 С 19/00, 1969

Авторское свидетельство СССР

Ф 281821, кл, С 22 С 19/00, 1970» (54)(57) ЛИТЕЙ1НЫЙ. ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ

НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ, включающий углерод, хром, кобальт, алюминий, титан, вольфрам, молибден и бор, о т л иИзобретение относится к области металлургии сплавов, а именно к составам литейных жаропрочных и коррозионностойких сплавов на основе . никеля с интерметаллидным упрочнени ем, применяемых для рабочих лопаток и других деталей газотурбинных двигателей, где требуется высокая длительная прочность при температурах до 9500 С,жаростойкость и стойкость к высокотемпературной солевой коррозии, Композиции сплавов на никелевой основе и интерметаллидным упрочнением, .обладающие высокими характеристиками длительной прочности и жаростойкости при температурах до 950 С - широко известны, Эти сплавы, как правило, содержат Cr, Со, Мо, А1 и Ti.

Известен жаропрочный сплав на ос нове никеля следующего химического состава, мас %: чающий с я тем, что, с целью повышения стойкости к вы1сокотемпера турной солевой коррозии, он дополнительно содержит ниобий и церий при следующем соотношении компонентов, мас,%:

Углерод 0,1-0,15

Хром 16,5-19,5

Кобальт 4,0-8,0

Алюминий 3,4-4,0

Титан . . . 2,0-3,0

Вольфрам 2,5-4,0

Молибден 2,0-6,5

Бор 0,02-0,04

Ниобий 1,0»2,0

Церий 0,01-0,02

Никель Остальное

Хром 9,5 15,5

Алюминий 3,5-5,0

Молибден 4,0-6,0

Вольфрам . - 0,5-6>0

Ниобий 1,0-4,0

Кобальт 0 5--10 5

Никель Остальное

В качестве примесей сплав может содержать, мас,%: бор до 0,02; церий до 0,01; железо до 3;О, Сплав обладает высокой жаропрочностью и жаростойкостью. Недостатком сплава является невыская коррозионная стойкость.

Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является жаропрочный сплав на основе никеля следующего химического состава, мас»%:

677531

Ь мр»»»»МЬ 5 -

Углерод Не более 2

Хром 9,5-12,0

Кобальт 4,0 5,0

Вольфрам 4,5-5,5

Молибден 3,5-4,5

Алюминий 5,0-6,0

Титан 2,5 3,0

Бор 0,01 0,03

Никель Остальное

Механическйе свойства зтого спла ва в литом состоянии после закалки от температуры 1210 С, выдержки в течение 4 ч и охлаждении на воздухе йр»йведены1 в табл,:1.

Приведенный сплав при температуре

900 С и напряжения 32 кг/мм облада ет длительной йрочностью свыше

100:ч, 2

Сплав имеет удельный вес 8,1 г/см.

Сопротивление сплава высокотемпера турной коррозйи весьма низкое и со ставляет 1 29 мг/см ч. *осле испытания при температуре 950 С методом покры тия смесью солей 90X NaiSO f + 10%

НаС1 в течение 10:ч, Убыль веса образцов под действием солей со време йем подчиняется лйнейному закону, что свйдетельствует о протекании ин тенсивной коррозии ("катастрофичес кой" коррозии).

Такой материал, несмотря на срав нительную высокую жарбпрочность» не може г йрименятьСя для лопаток газовых турбин, работающих в морских услови ях» Весьма низкая стойкость к высоко температурной коррозии сплава связа на в основном с относительйо невысо ким содержанием хрома °

Целью изобретения является повы шение стойкости к высокотемператур йой солевой коррозии»

Для достижения указанйой Цели в известный сплав на основании никеля, в Состав которого входят хром, ко балы, вольфрам, молибден, алюминий, титан, бор и углерод, дополнительно

1 вводят ниобий и церий при,следующем соотношении компойейтов, мас»Ж:

Углерод 0,1 0,15

Хром . 16,5 19,5

Кобальт 4,0-8,0

АлюминюВ 3,44,0

Титан 2,0 3,0

Вольфрам 2,5 4,0

Молибден 2,0 6,5

Бор -, 0,02 0,04

Ниобий 1 0-2,0

Церий 0,01-0,02

Никель Остальное

Наличие в составе. предлагаемого: жаропрочного коррозионностойкого никелевого сплава повышенного содер жания хрома (16,5-19,5X) позволяет значительно повысить стойкость к s . сокотемпературной солевой коррозии, 10 а также жаростойкость ° По данным ла бораторных испытаний образцов и ло» паток на газодинамическом стенде с ( введением в топливо солей морской воды коррозионная стойкость заявлен ного сплава в сравнении с аналогом увеличивается в 20»40 раз, Введение ниобия в сплав повыша@ жаропрочность сплава вследствие об, разования карбидов типа МеС вместо

Сг С6 и повьппение температуры раст ворения и коагуляцйи интерметаллидной упрочняющей фазы Кроме того, ниобий в таком количестве в сочетании с алю минием способствует увеличению жаро

25 стойкости и сопротивляемости сплава горячей солевой коррозии»

Добавление церия в предлагаемый никелевый сплав также увеличивает жаростойкость и стойкость к высоко температурной солевой коррозии вслед ствие повышения адгезии окисной плен ки с основным металлом» Кроме того, церий, располагаясь по границам зе рен и в межосных участках дендритов

» способствует межзеренному упрочнению сплава и положительно влияет на тер мостойкость и жаростойкость» Для по лучения в новом сплаве высоких харак теристик длительной прочности и, (, 40 пластичности последний подвергают термической обработке, включающей нагрев под закалку до температуры

1180 С с выдержкой в течение 3,5 4 ч с последующим охлаждением на воздухе, 45 старения при температуре 950 С в те» чение 3,54 ч и охлаждение на воз духе»

Механические свойства предлагае мого сплава после термообработки представлены в табл 2, Сплав выплавляли в индукционной вакуумной печи при остаточном давле нии 1О -10 мм рт,ст, Заливку ме

1„-а талла осуществляли в керамические формы по .выплавляемым моделям при температуре формы.950 С* Полученные . сплавы имели следующие характеристи ки механических свойств (табл»4) °

Т аблица

Темель пыта чность

100 час

Z мм

900

1,5

2,0

1,7

1,0

2,0

*1- .

6,5

9

1-3

90-100

90-94

90-94

90-94

75-.80

7 7-79

51-53 .32

Таблица 2 ель рная кость

НОСТЬ

00 ч, г м

° э

/см .

4 7

4»6

4 6

-14 15

14 17

l,5 2,0

l,5-1,9

1,5 1,9

1,5 2,5

2,О 3,0

96»100

75 95

75-95

62-70

45-53

950

4-8

5-8

8»10

18 22

18 25

68 70

40»41

2l 23

11-13

5 67753

Проведенные испытания сплава пред ложенного состава на охлаждаемых ра бочих и сопловых лопатках при работе в горячей части газотурбинного дви

5 гателя в условиях высокотемпературной коррозии показали высокие служебные характеристики при ресурсе работы в течение 1000 ч и не имели коррозион ных и других повреждений, Характер ной особенностью предлагаемого спла ва является то, что он может работать в условиях высокотемпературной кор розин без защиты поверхности изделия (лопаток), в то время как сплав ана 15

l ( лог (ДС6К) в этих условиях разруша» ется, Внедрение заявленного сплава для литья лопаток ГТД, работающих в морс

6 ких условиях (в условиях высокотем ! пературной солевой и газовой корро зии), позволяет получить высокий экономический эффект за счет повьппе1 ния параметров и увеличения ресурса в 2 3 раза, Стойкость предлагаемого сплава к высокотемпературной солевой корро» зии, оцениваемая по убыли веса после испытания при температуре 950 С в смео си солей (90% Na®80 + 10% NaC1) в течение 10 ч, составляет 3,0-6,5 мг/

/см: ч, 2

Предлагаемое изобретение поясня ется примерами получения и испытания трех составов сплава, Содержание ингредиентов (в мас X) приведено в табл,3, Ы7531

Таблица 3

Элементы

Углерод

Хром

Таблица 4

1 100

2 104

3 96

137, 7,4 9,5 6,5

159 89 !07 48

109 : 6,2 7,8 3,0

5,8

6,9

6,7

8 2 68 0 14 4 18 4

9 4 73 4 16 2 21 7

8,9 66,1 15,3 .. 20,2.СКВ стойкость к высокотемпературной солевой коррозии, Техред Л.Сердюкова Корректор;М,Демчик

Редактор.О.Филиппова

° ° ааааа@@ @@э ° @а а айа@а@а

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тираж 489

Подписное

Производстве нно — издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Алюминий

Титан

Вольфрам

Молибден

Коб альт

Ниобий

Бор

Церий

Ник ель

0,1

16,5

3,6

2,0

2,5

2,0

4,0

1,0

0,02-.

0,01

Остальное

0,13

17,7

3,4

2,6

3,3

4,8 б,О

1,4

0,03

0,012

Остальное

0,15

19,5

4,0

3,0

4,0

6,5

8,0

2,0

0,04

0,02

Остальное

Литейный жаропрочный сплав на основе никеля Литейный жаропрочный сплав на основе никеля Литейный жаропрочный сплав на основе никеля Литейный жаропрочный сплав на основе никеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии, а именно к литым сплавам на основе никеля, содержащим углерод, хром, кремний и железо, используемых преимущественно в качестве твердых наплавочных материалов для наплавки быстроизнашивающихся деталей машин, инструмента и приборов, эксплуатируемых при повышенных температурах в окислительных средах в условиях значительных контактных нагрузок истирания и теплосмен

Изобретение относится к области металлургии, в частности к жаропрочным сплавам на основе никеля

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе никеля, используемым для наплавки на детали, работающие в жестких условиях при высокотемпературной фреттинг-коррозии и сульфидной коррозии, например на контактные поверхности рабочих и сопловых лопаток стационарных газовых турбин газотурбинных установок (ГТУ)

Изобретение относится к сплавам на основе никеля, имеющим высокую жаропрочность

Изобретение относится к металлургии, в частности, к составу жаропрочного сплава на основе никеля, предназначенного для получения полуфабрикатов и деталей с направленной и монокристаллической структурой методом точного литья по выплавляемым моделям, преимущественно лопаток высокотемпературных газовых турбин авиационного, транспортного (автомобильные и судовые двигатели) и энергетического назначения (силовые агрегаты магистральных газопроводов, передвижные электростанции) и других ГТУ

Изобретение относится к припоям на никелевой основе и может найти применение при изготовлении паяных деталей и узлов авиационных и корабельных турбин, тонкостенных радиаторов и в других случаях при пайке изделий, работающих в условиях высоких температур

Изобретение относится к металлургии жаропрочных сплавов на железоникелевой основе, а именно к сварочным материалам

Изобретение относится к атомной технике, в частности к конструкционным материалам для изготовления пружинных фиксаторов топливного столба твэлов реакторов и прижимных пружин головок ТВС

Изобретение относится к металлургии, в частности к жаропрочному сплаву, который может быть использован для изготовления реакционных труб установок производства этилена, водорода, аммиака, сероуглерода, метанола и др

Изобретение относится к жаропрочным сплавам на основе никеля

Изобретение относится к области металлургии
Наверх