Способ определения степени заряженности аккумулятора

 

ОП ИСАНЙЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналистыческмх

Республик

1 678559!

1

) 1 1

I (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.07.77 (21) 2507021/24.07 с присоединением заявки Ж— (23) Приоритет— (51)М. Кл.

Н 01 М 10/48

Гесударствааный кематет

СССР аа делам азабрвтвей м апциитмл

Опубликовано 05.08.79. Бюллетень М 29

Дата опубликования описания 15.08.79 (53) УДК 621.355..1 (088.8) (72) Авторы изобретения

В, И. Зрелсв и Н. Я. Говорущенко

Харьковский автомобильно-дорожньй институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ

АККУМУЛЯТОРА

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно, к области контроля параметров химических источников тока, и в частности, степени заряженности этих источников.

Известен способ определения степени заряженности химического источника тока по величине его ЗДС (1).

Однако, практически использовать равновесную

ЭДС затруднительно, поскольку, если перед диагностикой аккумулятор заряжался нли разряжал10 ся, то уже в отключенном состоянии его ЭДС в течение продолжительного времени непрерывно изменяется, стремясь к некоторому равновесному значению. Это происходят вследствие того, что при заряде нлн разряде плотность элек15 тролита в парах пластин аккумулятора отличается от плотности электролита в баке. При отключении же тока начинается процесс диффузионного выравнивания плотности электролита в порах н баке. MC же на зажимах аккумуля-тора определяется плотностью электролита, находящегося в порах пластин, поэтому и происходит непрерывное изменение ЭДС аккумулятора после его отключения. Время, в течение которого происходит это выравнивание, равно 25 часам.

Известен также способ определения степени заряженности аккумулятора путем измерения его ЭДС с коррекциен величины этой ЭДС в зависимости от плотности электролита (2) и 13).

Однако известный способ не обеспечивает необходимой точности измерения, так как seamsна ЭДС нестабильна.

Цель изобретения — сокращение времени измерения и повышение точности ускорения восстановления ЭДС аккумулятора посредством ускорения выравнивания плотности электролита в порах и баке аккумулятора.

Поставленная цель достигается тем, что перед измерением ЭДС определяют скорость изменения этой ЭДС. Затем, в зависимости от величины и знака скорости изменения ЭДС, на аккумулятор подают зарядный или разрядный импульс тока. Под действием выравнивающего импульса плотность электролита в порах начинает интенсивно изменяться, приближаясь к нлотности электролита в баке. После прохождения импульса вновь измеряют скорость изменения

67855

Формула изобретения

Составитель И. Найдина

Техред С.Мигай Корректор Н.Горват

Редактор Д, Зубов

Заказ 4572/42 Тираж 923 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

ЭДС и если она уменьшилась недостаточно, снова подают выравнивающий импульс.

Способ основан на том, что скорость изменения ЭДС аккумулятора зависит от величины заряда емкости поляризации аккумулятора. Емкость эта может иметь как положительный (после заряда аккумулятора), так и отрицательный (после разряда аккумулятора) заряд различной величины. В зависимости от измеренной величи ы заряда емкости поляризации на аккумулято- iO ре подают импульс тока, разряжающий эту емкость. Затем повторяют измерение заряда емкости и если-величина заряда уменьшилась недостаточно или изменила знак, подают очередной импульс тока. Минимально достижимая величина скорости изменения ЭДС определяется самораэрядом аккумулятора.

П р и и е р, Производилось ускоренное восстановление ЭДС аккумулятора 6 — CT — 78. Измерение скорости изменения ЭДС показало, что Ю

ЭДС уменьшается со скоростью 20 мкВ/сек. Так как ЭДС аккумулятора падает, подаем разрядный импульс тока 200 ьтА в течение 1 мин.

При повторном измерении скорость уменьшения

ЭДС оказалась равна 10 мкВ/сек, Подаем еше один разрядный импульс тока 200 мА в течение 1 мин. При последующем измерении скорости и уменьшения ЭДС она оказалась равна—

0,2 мкВ/сек — это скорость уменьшения ЭДС при нормальном саморазряде. Процесс восста- ЗО новления ЭДС аккумулятора закончен.

9 4

Предлагаемый способ позволяет сократить время восстановления ЭДС аккумулятора до нескольких минут и может найти применение при диагностировании технического состояния аккумулятора, Способ определения степени заряженности аккумулятора путем измерения его ЭДС с коррекцией величины последней в зависимости от плотности электролита, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени измерения и повышения точности, деред измерением ЭДС определяют знак скорости изменения этой ЭДС и подают на аккумулятор разрядный импульс тока при отрицательном значении знака скорости изменения ЭДС или зарядный при положительном знаке изменения упомянутого параметра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !

1. Патент США У 2864055, кл. 324 — 29.5, 1958.

2. Ильин Н. М. Электрооборудование автомобилей. М., "Транспорт", 1973, с. 13.

3. Авторское свидетельство СССР Р 542270, кл. Н 01 М 10/42, 1974 (прототип).

Способ определения степени заряженности аккумулятора Способ определения степени заряженности аккумулятора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх