Радиальный подшипник скольжения

 

Союз Советских

Социалистических

Респубттик

685854

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (223 За я влено 06.04.78 (21) 2600962/25 — 27 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет (51) М. Кл.

F 16 С 17/18

Геерарстевккь!в юатвт

СССР

an дввам кзвбрвтвнхй к втхрьютвй

Опубликовано 15.09.79. Бюллетень J% 34

Дата опубликования описания 15 09 79 (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Д. А. Дехович, В. Ф. Кнельц и В. П. Поперенко (7I ) Заявитель

Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева (54) РАДИАЛЬНЪ|Й ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

15

Изобретение относится к области машиностроения и может бьнь использовано в качестве опор валов турбокомпрессоров.

Известен радиальный подшипник скольжения, содержащий вал, расположенный в разъемном корпусе, в котором выполнен канал, сообщенный с источником смазки, установленную с зазором в корпусе разъемную втулку, состоящую иэ вкладышей, имеющих сквозные смазочные отверстия, и стопоры, фиксирующие втулку от проворачивания (1), Однако известный радиальный подшипник скольжения имеет малый срок службы, так как износ его рабочих поверхностей, увеличиваю щий зазор между разъемной втулкой и валом, отрицательно сказывается на виброустойчивости подшипника.

Целью изобретения является увеличение срока службы радиального подшипника скольжения путем обеспечения оптимального рабочего зазора между разъемной втулкой и валом.

Цель достигается тем, что стопоры размещены с зазором относительно вкладышей в направлении действия нагрузки, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей и вала.

Кроме того, каждый стопор выполнен в виде плоской пяты, а канал выполнен с сечением, большим суммы сечений смазочных отверстий.

На фиг. 1 изображен радиальный подшипник скольжения, разрез; на фиг. 2 — то же, в месте раэьема.

Радиальный подшипник скольжения содержит разъемный корпус 1, в котором выполнены сообщенный с источником смазки канал 2 и проточка 3.

В разъемном корпусе 1 с зазором установлена разъемная втулка, состоящая иэ вкладышей

4, а также удерживающие их от проворачивания стопоры 5, выполненные в виде плоской пяты, размещенные относительно вкладышей 4 с зазором f, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей 4 и вала.

Рабочая поверхность 6 вкладышей 4 выполнена с радиусЬм R, центр которого смещен навеличину ц от горизонтальной плоскости 7 раэьема.

Вкладыши 4 установлены в корпусе один

685854 4 держание оптимального рабочего зазора между вкладышами 4 и валом.

Отсутствие крепления между собой вкладышей 4 разъемной втулки упрощает конструкцию подшипника и делает его более компактным.

Изобретение позволяет увеличить срок службы подшипника и обеспечивает стабильность его рабочих характеристик.

3 относительно другого в плоскости разъема 7 с зазором д, величина которого равна удвоенно му зазору f при этом во вкладышах 4 выполнены сквозные смазочные отверстия 8 и торцовые лабиринтные уплотнения в виде канавок 9

При вращении вала и подаче смазки через канал 2, расточку 3 и отверстия 8 в подшипни ке скольжения на рабочих поверхностях 6 вкла дышей 4 образуется гидродинамический масля ный клин, а в полости, образованной проточкой 10

3, образуется избыточное гидростатическое давление, так как суммарная площадь сквозных смазочных отверстий 8 меньше плошади сечения канала 2, Под действием этого давления нижний вкладыш 4 всплывает вместе с валом, а другой вкладыш 4 прижимается к валу сверху, при этом происходит самоустановка вкладышей 4 в подшипнике, определяющая оптимальнъ е зазоры между рабочими поверхностями вкладышей

4 и вала. Стопоры 5, установленные с зазором относительно вкладышей 4, предотвращают силовое воздействие одного вкладыша 4 на другой и удерживают их от проворачивания.

При смещении разъемной втулки относительно корпуса 1 в горизонтальной плоскости 7 ве25 личина радиального зазора d становится переменной в окружном направлении. давление смазки в области меньшего радиального зазора увеличивается, при этом возникает восстанавли вающая сила, стремящаяся установить вкладыши

4 разъемной втулки соосно с корпусом 1, Во время работы подшипника происходит износ рабочих поверхностей вкладышей 4 и ва. ла, при этом за счет зазора f между вкладышами 4 и стопорами 5 происходит постоянное под2

Формула изобретения

1. Радиальныи подшипник скольжения, содержащий вал, расположенный в корпусе, в котором выполнен канал, сообщенный с источником смазки, установленную с зазором в корпусе разъемную втулку, состоящую из вкладышей, имеющих сквозные смазочные отверстия, и стопоры, фиксирующие втулку от проворачивания, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения оптималь. ного рабочего зазора, стопоры размещены с зазором относительно вкладышей в направлении действия нагрузки, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей н вала, 2. Подшипник по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что каждый стопор выполнен в виде плоской пяты.

3. Подшипник по п,1, о т л и ч а ю щ и йс-я тем, mo канал выполнен с сечением, большим суммы сечений смазочных отверстий.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Симеон Л. Э."Турбонадув высокобортных дизелей", M., "Машиностроение", 1976, с. 172.

685854

Составител:; 1 Колтанюк

Редактор О. Торгашева Техред М.Келемеш Корректор С. Шекмар

Заказ 5436/38 Тираж 1139 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Радиальный подшипник скольжения Радиальный подшипник скольжения Радиальный подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в обрабатывающем оборудовании с использованием в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в обрабатывающем оборудовании с использованием в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-упорных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков и другого оборудования с вращающимися роторами при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в качестве опорных элементов шпиндельных узлов металлорежущих станков и другого оборудования при использовании в качестве рабочих сред не только жидкостей, но и газов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения подвижных звеньев

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-упорных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды, как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к радиальным опорным узлам

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-осевых опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов
Наверх