Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины

 

(72) Авторы изобретения

М. В. Антонов, Б. И. Кузнецов и В. А. Левицкий (7l) Заявитель (54! КАТУШКА ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электром ашиностро ения.

Известна катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная из про. водников прямоугольного сечения, состоящая иэ активных прямолинейных пазовых частей и сопряженных с ними лобовых частей, изогнутых по эвольвенте (1 J.

Недостаток обмотки с катушкой такой конструкции заключается в большом вы- лете лобовых частей.

Известна другая катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная иэ провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-винтовой ли» нии лобовую часть со средней линией, 1$ расположенной по спирали на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси мешины овала, большая ось кото,рого составляет с продольной осью маши30 ны острый угол, а поперечное сечение катушки плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии на угол, равный сумме 180 я и пентралъного угла между

2 пазами, занимаемыми катушкой f 2). Спираль средней линии лобовой части такой катушки имеет на внутренней стороне поверхности вращения.овала шаг меньший, чем на наружной, что обеспечивает меньшую длину лобового вылета и сокращает тем самым габариты электрической машины, Однако изготовление такой катушки является трудоемким процессом, поскольку имеется ручная операция вывода одного из концов катушки с внутренней стороны на внешнюю сторону лобовой части для последующей пайки выводных концов после укладки катушек в пазы магнитопровода статора. Выведение конца включает выворачиваняе провода наружу, укладку его вдоль плеча лобовой части, бандажировку в двух местах.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления катушки.

Указанная mern достигается тем, что угол поворота поперечного сечения катушки вокруг средней линии s лобовой части

4 мой от торца магнитопровода статора 10 до торца 11 лобовой части обмотки, и других размеров лобовой части от параметров машины такие же, как и в прототипе, Операция выведения концов предлагаемой катушки простая и может быть довольно просто автоматизирована.

Формула изобретения

Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины, выполненная из провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-винтовой ликии лобовую часть со средней линией, расположенной по спирали на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси. машины овала, большая ось которого сдставляет с продольной осью машины острый угол, а поперечное сечение катушки. плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии, о т л и ч а юш а я с я тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, угол поворота поперечного сечения катушки вокруг средней линии в лобовой части равен цейт1 ральному углу между пазами, занимаемыми катушкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Видеман Е., Келленбергер В. Конструкции электрических машин. Л., Энергия", 1972, с. 189, рис. 7-20.

2. Авторское свидетельство СССР

Q 521633, кл. Н 02. К 3/04, 1976прототип.

686121 равен центральному углу между пазами, занимаемыми катушкой.

На фиг. 1 представлена катушка жесткой двухслойной обмотки статора; на фиг.

2 представлен вид А на фиг. 1 на фиг. 3

ИГ. 5

3 - вид 5 на фиг. 2; на фиг. 4 - изображен эскиз тела вращения и показано расположение на нем средней линии лобовой части; на фиг. 5 представлено взаимное расположение тела вращения и лобовой части катушки на нем.

Лобовые части 1 катушки изогнуты по овально»винтовой линии таким образом, что выводные концы 2 и 3 катушки расположены сверху и снизу катушки, что исключает при изготовлении трудоемкую операцию .выведекия конца катушки с внутренней иа внешнюю сторону лобовой части и производится только простая операция отгиба обоих концов. Средняя линия

4 (фиг. 4 и 5) лобовых частей катушки располагается по спирали на поверхности

5, образованной вращением вокруг продольной оси 6 машины овала 7, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол Ь, а поперечное сечение 8 (фиг. 3) катушки плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии на угол c4., являющийся пентральным углом между пазами 9, занимаемыми катушкой. Шаг спирали средней линии на внутренней стороне вращений овала (пунктирный участок линии 4 -на фйг. 4) больше, чем на наружной (сплошной участок линии 4 на фиг. 4).

Аналитические зависимости длины вылета лобовой части h (фиг. 5), измеряе

Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого назначения

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к особенностям конструктивного выполнения короткозамкнутых роторов для электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрической машине с насыщением стали магнитопровода, питаемой трехфазным током, имеющей комбинированную обмотку

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к двигателям с усовершенствованной обмоткой возбуждения на статоре
Наверх