Катушка жесткой двухслойной обмотки" статора

 

Q fl.:И С А Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Ю м692ОО4

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 20.04.77 (21) 2497694/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл е

H02К304

Государставииьй комитет ссса оо делам иэоорвтвиий и открытий

Опубликовано 15.10.79. Бюллетень № 38 (53) УДК 621,313. .045.5 (088,8) Дата опубликования описания 25.10.79 (72) Автор изобретения

1 . Ф. Горягин (71) Заявитель (54) КАТУШКА ЖЕСТКОЙ ДВУХСЛОР!НОР! ОБМОТКИ

СТАТОРА

Изобретение относится к области элект-. ромашиностроения, а именно к конструкции катушек жестких двухслойных обмоток статора.

Известна катушка жесткой двухслойной обмотки статора, состоящая из прямолинейных пазовых частей и лобовых частей, изогнутых по эвольвенте (!).

Лобовые части такой катушки имеют в плане форму прямоугольника, Данная катушка обладает небольшим аксиальным вылетом лобовой части, однако недостаток ее заключается в необходимости обеспечения достаточного места по радиусу статора, что не всегда возможно. Указанный недостаток ограничивает применение таких катушек.

Наиболее близким к изобретению является катушка жесткой двухслойной обмотки статора, имеющая прямоугольное сечение и состоящая из прямолинейных пазовых частей и лобовых частей, торцовые ветви которых сопрягаются с верхними и нижними ветвями, имеющими среднюю линию, изогнутую по овально-винтовой линии !2).

Лобовые части такой катушки занимают меньшее место яо радиусу статора. Ее недостатком является большой аксиальный вылет лобовой части.

Цель настоящего изобретения — сокращение аксиального вылета лобовой части.

Указанная цель достигается тем, что меньшие стороны прямоугольного сечения торцовых ветвей расположены в плоскостях, перпендикулярных продольной оси статора, а большие стороны расположены в плоскостях, параллельных продольной оси статора, при1в чем торцовые ветви сопрягаются с верхними и нижними ветвями по винтовой линии.

Сущность изобретения поясняется. чертежами. На фиг. 1 представлена катушка жесткой двухслойной обмотки статора; на фиг. 2лобовая часть катушки; на фиг. 3 — - лобовые 5 части катушки в плане.

Катушка жесткой двухслойной обмотки статора имеет прямоугольное сечение и состоит из прямолинейных пазовых частей 2 и лобовых частей 3. Торцовые ветви 4 лобо2с вых частей сопрягаются с нижней ветвью 5 и верхней ветвью 6. Средняя линия верхней и нижней ветвей изгибается по овальновинтовой линии. Меньшие стороны 7 прямоугольного сечения торцовых ветвей располо692004

Формула изобретения жены с плоскостях, перпендикулярных про дольной оси 8 статора, а большие стороны М расположены в плоскостях, параллельных продольной оси статора. Торцовые ветви сопрягАются с верхними и нижними ветвями по винтовой линии. Угол поворота верхней ветви — cp, угол поворота нижней ветви—

tp-„, угол поворота винтового сопряжения верхней ветви с торцовой ветвью — у угол поворота винтового сопряжения нижней ветви с торцовой ветвью — у„„, и угол поворота торцовой ветви — р,™.

Нижняя ветвь плавно поворачивается на участке угла <р по винтовой линии вокруг цилиндра, им™еющего радиус ri .таким образом, что меньшие стороны прямоугольного сечения катушки попадают в плоскость, перпендикулярную продольной оси статора.

На участке угла <р торцовая ветвь изогнута по спирали или эвольвенте, а на участке угла Я торцовая ветвь плавно поворачивается по винтовой линии вокруг цилиндра, имеющего радиус г, так что меньшие стороны прямоугольного сечения катушки попадают" в плоскость, параллельную продольной оси статора.

Лобовая часть катушки в плане имеет форму трапеции по наружному контуру 10.

Аксиальный вылет лобовой части- характеризуется размером !л. Размер 1,г тем меньше, чем больше размер A R у треугольника

АВС при его неизменном периметре. У известной катушки (2) фигура внутренйего контура 11 близка к овалу и размер Л R мал и равен сумме радиусов rt и гд.

Данная катушка имеет фигуру внутреннего контура, близкую к треугольнику, и размер А R, больший r + г . При неизменном периметре внутреннего контура размер

1л тем меньше, чем больше размер 6 R.

Описанная конструкция катушки жесткой двухслойной обмотки статора позволяет сократить аксиальный вылет лобовой части.

lO

Катушка жесткой двухслойной обмотки статора, имеющая прямоугольное сечение и состоящая из прямолинейных пазовых частей и лобовых частей, торцовые ветви которых сопрягаются с верхними и нижними ветвями, имеющими среднюю линию, изогнутую по свально-винтовой линии, отлича ощаяся тем, что, с целью сокращения аксиального вылета лобовой части, меньшие стороны прямоугольного сечения торцовых ветвей, расположены в плоскостях, перпенди кулярных продольной оси статора, а большие стороны расположены в плоскостях, параллельных продольной оси статора, причем торцовые ветви сопрягаются с верхними и нижними ветвями по винтовой линии.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Титов В. В; и др. Турбогенераторы, Расчеты и конструкция.— «Энергия», Л., 1967, с. 157, рис. 3 — 5.

ЗФ 2. Авторское свидетельство СССР № 521633, кл. Н 02 К 3 04, 1976 (ппототип

692004

Составитель В. Филатов.Редактор Д. Мепуришвили Техред О. Лутоваи Корректор М. Шароши

Заказ 6233 47 Тираж 857 Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Катушка жесткой двухслойной обмотки статора Катушка жесткой двухслойной обмотки статора Катушка жесткой двухслойной обмотки статора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого назначения

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к особенностям конструктивного выполнения короткозамкнутых роторов для электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрической машине с насыщением стали магнитопровода, питаемой трехфазным током, имеющей комбинированную обмотку

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к двигателям с усовершенствованной обмоткой возбуждения на статоре
Наверх