Устройство для игры в шашки

 

.:скм б.. 1 не °:a h; g

О П И С А Н И Е (Ä) 692608

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЮТВЛЬСТВУ

Союз Советсви

Соцнаямстимесии» тееспублии (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 08.07,77 (21) 2504769/28-12 с присоединением заявки № (23) Приоритет г (51) М. Кл.

А 63 F 3/02

Гооударотоенный комнтет ссср по делам нзооретоннй я открытнй

Опубликовано 2510.79, Бюллетень № 39

Дата опубликования описания 30,10.79 (53) QK 685.473..5 (088.8) (72) Авторы изобретения

A. П. Шершаков и Е. Л. Хрекин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАШКИ

Изобретение относится к промышленности культтоваров, в частности к настольным играм, например шашкам.

Известно устройство для игры в шашки, содержащее игровое поле и комплект фигур-шашек (1) .

Основным недостатком известного устройства является узость игровыя возможностей.

Известно также устройство для игры в шашки, содержащее игровое поле, каждая клетка которого выполнена в виде клавиши, и электронную схему, содержащую переключатель очередности хода, ключевой элемент, кинематически связанный с клавишей и электрически со счетным, триггером, первый выход которого через схему задержки подключен к первым входам первой и второй схем И и ко входу переключателя очередности хода, ключевой элемент "дамка", подключенный к первому входу третьей схемы И, выход которой соединен с первым входом элемента памяти, второй вход которого связан со вторым выходом счетного триггера, при этом вторые входы первой и второй схем И подключены соответственно к выходам второго триггера, входы которого связаны с выходами четвертой и пятой схем И, первые входы которых через инверторы соединены с выходами первой и второй схем И, и первый н второй индикаторы (2).

Данное устройство наиболее близко к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату.

Однако в известной игре шашки дамка от обычной шашки отличается путем высвечивания основного индикаторного элемента, обозначающего соответствующую играющую сторону, и дополнительного для каждой игровой клетки индикаторного элемента, обозначающего собственно дамку. В результате этого, при большом числе дамок особенно, возрастает дополнительное потребление энергии от источника питания.

Целью изобретения является повышение удобства пользования и экономичности.

Указанная цель достигается тем, что устройство имеет генератор, шестую схему И, первый вход которой соединен с выходом генератора,и первую и вторую схемы запрета, пер69260

10 вые входы которых соединены с выходами первой и второй схем И, вторые — с выходом шестой схемы И, а выходы связаны соответственно с первым и вторым индикаторами, причем второй вход схемы И соединен с выходом элемента памяти, а второй вход третьей схемы И связан с выходом ключевого элемента.

На чертеже дана структурная схема описываемой игры.

Устройство содержит шашечное поле игровых клеток (на чертеже не показано), каждая из которых выполнена в виде клавиши из прозрачного материала и под каждой клавишей расположены два индикаторных элемента, отличающихся по цвету, Для шашек, состоящих иэ

64-х клеток, число игровых клеток равно 32, а для международных, стоклеточных шашек,—

50.

Электронные шашки также содержат переклю- чатель 1 очередности хода, выполненный в виде схемы ИЛИ 2 и счетного триггера 3, вход которого соединен с выходом схемы ИЛИ 2, Каждая клавиша механически связана с ключе25 вым элементом 4, к которому подключен вход второго счетного триггера 5, первый выход которого через схему 6 задержки подключен к первым входам первой 7 и второй 8 схем И и ко входу схемы ИЛИ 2. Общий ключевой элеЪУ Ъ>

30 мент дамка 9 подключен к первому входу третьей схемы И 10, выход которой подключен ко входу элемента 11 памяти, управляемого со второго выхода второго. триггера 5, причем вторые входы первой 7 и второй 8 схем И под35 ключены соответственно к въиодам третьего триггера 12, соответствующие входы которого соединены с выходами четвертой 13 и пятой 14 схем И, первые входы которых соединены соответственно с выходами второй 8 и первой 7 схем И через инверторы 15, 16. Кроме того, первый и второй выходы первого 3 триггера соединены соответственно со вторыми входами четвертой 13 и пятой 14 схем И. Устройство имеет также первый 17 и второй 18 индикато45 ры играющих сторон и дополнительно содержит общий генератор 19 и по числу каналов шестую схему И 20, первую 21 и вторую 22 схемы запрета, выходы которых соединены соответственно с первым 17 и вторым 18 индикаторами играющих сторон, прямые входы соединены соответственно с выходами первой 7 и второй 8 схем И, а запрещающие входы объединены и подключены к выходу шестой схемы И 20, первый вход которой соединен с выходом элемента 11 памяти, а второй с выходом общего генератора 19, причем второй вход третьей схемы

И 10 соединен с выходом ключевого элемента 4.

8 4

В исходном состоянии ни один индикатор не включен, При нажатии клавиши данной клет. ки включается ключевой элемент 4 и сигнал через триггер 5 и через схему ИПИ 2 попадает на счетный вход триггера 3. При этом на его первом выходе появится сигнал, который будет и на вторых входах схем И 13 игровых клеток.

На первом входе схемы И 13 также будет сигнал, так как на входе инвергора 16 сигнала нет (так как благодаря схеме 6 задержки первая схема И 7 не включена). Схема И 13 через триггер 12 вьщает сигнал на второй вход схемы И 7. Сигнал с первого выхода триггера 5 через схему 6 задержки попадает на первые входы схем И 7 и 8. Схема 6 задержки необходима для того, чтобы до прихода сигнала на первые входы схем И 7 и 8, триггер 12 успел отработать очередное воздействие через схему ИЛИ 2, триггер 3 и схему И 13 или 14.

Схема И 8 не включится, так как сигнала на ее втором входе нет, а схема И 7 включится и сигналом с ее выхода через схему 21 запрета, которая включена (так как ключевой эчемент "дамка" 9 не включен и сигнала на выходе схемы И 20 нет) включит индикатор

17, соответствующий играющей шашке одной из сторон. Сигналом с выхода схемы И 7 через инвертор 16 запрещается включение схемы

И 14 и через триггер 12 и схему И 8 — индикатора 18. Таким образом, случайное включение индикатора 18 во время горения индикатора 17 и наоборот исключено.

При следующем нажатии клавиши данной клетки сигналом с ключевого элемента 4 опрокидывается триггер 5 в противоположное состояние, при котором сигнал с первого входа схемы И 7 снимается и индикатор 17 выкл ючается.

Для включения индикатора 18 необходимо еще раз нажать клавишу данной клетки, При этом сигналом с ключевого элемента 4 через триггер 5 и схему ИЛИ 2 опрокидывается триггер 3 в противоположное состояние, при котором сигнал со второго его выхода приходит на вторые входы схемы И 14, на первые входы которых через инвертор 16 приходит сигнал с выхода схемы И 7, так как она не включена. Далее сигналом с выхода схемы И 14 через триггер 12 на второй вход схемы И 8 эта схема подготавливается к включению, Сигнал на первый вход схемы И 8 приходит с первого выхода триггера 5 через схему 6 задержки, Схема И,8 включается и сигналом с ее выхода включает индикатор 18 через схему

22 запрета, на запрещающем входе которой сигнала нет. Сигнал запрета на схему И 13 поступает через инвертор 15.

692608

Для обозначения дамки соответствующей стороны необходимо включить ключевой элемент

9 "дамка" и, не отпуская его, нажать клавишу данной клетки. Прн этом сигнал с ключевого элемента 4 поступает на второй вход схемы И 10, на первый вход которой приходит сигнал с ключевого элемента 9 "дамка". Схема И 10 включается и включает элемент 11 памяти, с выхода которой сигнал приходит на один иэ входов схемы И 20, на другой вход которой приходит импульсный сигнал с генератора 19. В результате с выхода схемы И 20 получаем импульсный сигнал, который ппикладывается к запрещающим входам схем 21 и 22 запрета. Благодаря этому индикатор соответст- 15 вующей стороны будет находиться в импульсном режиме, т. е. он начнет мигать, что будет означать наличие дамки соответствующей стороны в данной игровой клетке. Возвращение в исходное состояние схемы произойдет при следующем 2(, нажатии клавиши данной клетки. При этом сигналом со второго выхода счетного триггера 5 элемент 11 памяти возвращается в исходное состояние.

Включение индикаторов 17, 18 других игровых клеток, соответствующих очередности хода, происходит аналогично вышеописанному.

Таким образом, предлагаемое устройство для игры в шашки значительно удобнее в пользовании и экономичнее известного.

Формула изобретения

Устройство для игры в шашки, содержащее З5 игровое поле, каждая клетка которого выполиена в виде клавиши,и электронную схему, содержащую переключатель очередности хода, ключевой элемент, кинематически связанный с клавишей и электрически со счетным триггером, первый выход которого через схему задержки подключен к первым входам первой и второй схем И и ко входу переключателя очередности хода, ключевой элемент "дамка", подключенный к первому входу третьей схемы И, выход которой соединен с первым входом элемента памяти, второй вход которого связан со

Вторым выходом счетного триггера, при этом вторые входы первой и второй схем И подключены соответственно к выходам второго триггера, входы которого связаны с выходами. четвертои и пятой схем И, первые входы которых через инверторы соединены с выходами первой и второй схем И, и первый и второй индикаторы, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства пользования, оно имеет генератор, шестую схему И, первый вход которой соединен с выходом генератора, и первую и вторую схемы запрета, первые входы которых соединены с выходами первой и второй схем И, вторые — с выходом шестой схемы И, а выходы связаны соответственно с первым и вторым индикаторами, причем второй вход схемы И соединен с выходом элемента памяти, а второй вход третьей схемы И связан с выходом ключевого элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Х 2033765, кл. А 63 F 3/02, 1972.

2. Авторское свидетельство по заявке

У 2440337/12, 30.01.77.

Устройство для игры в шашки Устройство для игры в шашки Устройство для игры в шашки Устройство для игры в шашки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к настольным играм

Изобретение относится к культурно-массовым товарам, в частности к настольным интеллектуальным играм

Изобретение относится к культурно-массовым товарам, в частности к настольным интеллектуальным играм

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для игры в пространственные шахматы

Изобретение относится к настольным играм

Изобретение относится к настольным играм для двух игроков и может найти применение в организации отдыха, развлечений и соревнований для детей и взрослых
Наверх