Самоконтрящаяся гайка

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (e>) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено050678 (21) 2624527/25-27 (51) М Кл,2 с присоединением заявки № (23) Приоритет

F 16 В 39/284

F 16 В 37/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) >4< 621.892.

° 3 (088,8) Опубликовано 15,1179. Бюллетень ¹ 42

Дата опубликования описания 15.11.79 (72) Авторы изобретения

Г. A. Мисько и Б. В. Мамонтов

Производственное объединение Ростсельмаш (71) Заявитель (54) САМОКОНТРЯЩАЯСЯ ГАЙКА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для разъемных соединений механиз- мов и машин, работающих в условиях повышенных вибраций, например в узлах формовочных машин, инерционных решетках и прочее.

Известна самок онтрящаяся гайка, выполненная в виде шестигранника, имеющего внутри ра зь бов ой п озер хн ости клиновидные пазы, расположенные равномерно по поверхности на глуби-. ну нарезки резьбы и расположенные острием клина от опорной поверхности (1) . 15

Однако эта гайка трудоемка в изготовлении и требует специального технологического оборудования и инструмента. Устанавливать ее необходимо только в определенном положении, что создает неудобства при массовой сборке механизмов и машин и не о6еспечивает надежного крепления.

Известна также самоконтрящаяся гайка с прорезями, расположенными симметрично относительно оси гайки и перпендикулярно к ней со стороны одного или обоих торцов, на которых выполнены поперечные пазы, расположенные йараллельно перемычке, образованной прореэяги, и имеющие ширину, большую ширины перемычки (2) .

Однако, прИ затяжке такой гайки от больших торцевых у-силий возникают деформации в крайних витках резьбы в перемычках между прорезями, что приводит к неравномерному распределению напряжений в витках резьбы по высоте гайки, а средняя часть витков гайки остается недогруженной.

Целью изобретения является увеличение срока службы гайки путем более равномерного распределения Нагрузки по резьбе.

Цель достигается тем, что торцевые поверхности предлагаемой гайки скошены под углом в сторону, противоположную прорезям, которые выполнены с одной стороны гайки и равномерно распределены по всей высоте„ равной так, что одна иэ прорезей расположена в средней части высоты и weет глубину, равную 0,7d, где d — диаметр резьбового отверстия гайки, и ширину h а две другие прорези ра< положены на расстоянии 0/4 от первой прорези и имеют глубину, равную 0,4d и ширину О, 3h.

697753

Формула изобретения

Фие.2

ЦНИИПИ Заказ б 907/25 Тираж 1139 Подписное Филиал ППП Патент г. Ужгород, ул.. Проектная, 4

Выполнение скосов на торцах гайки и прорезей с одной стороны гайки позволяет более равномерно распределить нагрузку по виткам резьбы, а также увеличить надежность контрения гайки

На фиг. 1 показана гайка, разрез по ee оси) на фиг. 2 — эпюры расНределения напряжений в витках Резьбы.

Самоконтрящаяся гайка 1 имеет поперечную прорезь 2, расположенную в средней высоте гайки, и две другие прорези 3, расположенные на расстоянии, 6/4 от первой прорези, причем глубина пеРвой прорези Равиа 0,7 диаметра (d) резьбового отверстия гайки,а ширина h равна 3-5 мм. Глубина двух других прорезей 3 равна

0,41 а ширина - 0,3h. Обе торцевые поверхности гайки скошены под углом

1-Зо B сторону, противоположную прорезям, чем обеспечивается упругая деформация гайки при ее монтаже любой торцевой поверхностью в сторону соединяемой детали (на чертеже не показана) . 25

При затяжке гайки, благодаря наличию скоса и прорезей,,происходит деформация гайки и зазор в прорезях последовательно, начиная с нижней прорези, устраняется, а нагрузка в вит- 30 ках резьбы при этсм становится более Равномерной. Самоконтрение гайки при этом становится более надежным, а срок ее службы увеличивается.

Кривая а (фиг. 2): показывает 35 распределение напряжений в стандартной гайке, кривая в .- в предлагаемой гайке, P - сила затяжки, n — число витков резьбы.

Испытания гайки в производственных условиях на.машинах показали положительный результат.

Самоконтрящаяся гайка, содержащая поперечные прорези, о т л и ч а ющ а я с я тем, что с целью увеличе- ния ее срока службы путем более равномерного распределения нагрузки по виткам резьбы, ее торцевые поверхности скошены под углом а сторону, противоположную прорезям., которые вы*олнены с одной стороны гайки и расположены равномерно по ее высоте, равной 6 так, что одна иэ прорезей расположена в средней части высоты. и имеет глубину .Равную 0,7

d, где d — диаметр реэьбового отверстия гайки, и ширину h а две другие прорези расположены на расстоянии Ю/4 от первой прорези и имеют глубину равную 0,46, а ширину, равную, 0,3h.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 ° Авторское свидетепьство СССР

Р 242609, кл. F 16 В 37/00, 1964.

2. Авторское свидетельство СССР

9 448316, кл. F 16 В 37/00, 1972 (прототип) ..

Самоконтрящаяся гайка Самоконтрящаяся гайка 

 

Похожие патенты:

Гайка // 641185

Болт // 626261

Гайка // 619699

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Гайка // 2144148
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Гайка // 2145006
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к машиностроению, авиастроению, судостроению, автомобильному и железнодорожному транспорту, монтажным и строительным работам и касается резьбовых соединений болт-гайка

Изобретение относится к технике машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, в автомобильной, тракторной, локомотивной, авиационной и других отраслях промышленности и строительной индустрии

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к соединению деталей и конструктивных элементов, работающих в условиях вибрации

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к авиастроению, в частности к конструкции механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета
Наверх