Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя

 

й1 >wv н» т,.;. -."".око»

< g», эт е;1а л (А

О П И С А Н И Е ()702466

ИЗОБРЕТЕМ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Зая влено 12.03.73 (21) 1891294/24-07 (51)M. Кл.

Н 02 К 29/04.

Н 02 P 7/62 с присоединением заявки М

focyaapcwwbA комитет

-СССР но делам мзобретений и открытий (28) Приоритет

Опубликовано 05.12 79. Бюллетень М 45 — Дата опубликования описания 05,12.79 (53) УДК621З13 13. .014.2:621.382 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. Н. Горин и В. Д. Кондрашов

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИННОЙ

КОММУТАЦИЕЙ ВЕНТИЛЬ НОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке схем управления вентильными двигателями.

Известны устройства, используемые для регулирования угла опережения открьпия тиристоров вентильного двигателя (1) . 5

Известно также устройство, содержащее датчик режима работы, соединенный через функциональный преобразователь с входом регулятора угла опережения, выполненного на магнитнонакопительном элементе, содержащем цепь управления, цепь синхронизации, цепь питания и выходную цепь, соединенную с управляющими цепями силовых ключей преобразователя частоты(Е).

Недостатком известных устройств является независимость регулирующего воздействия от результата работы системы управления. Из-за неточности воспроизведения отдельными блоками необходимых законов регулирования это приводит к появлению ошибки, что требует дополнительного увеличения угла запаса, что в свою 2О очередь приводит к снижению вращающегося момента и энергетических показателей.

Кроме того, в известном устройстве регулирование угла опережения производится индивидуально в канале каждого плеча преобразова-теля, что свя=ано с необходимостью, при принятом принципе регулирования, иметь информацию о нагрузке в каждом из указанных каналов. Это усложняет систему управления и при несимметрии характеристик разных каналов является источником дополнительных погрешностей.

Целью изобретения является создание замкнутой системы регулирования с обратной связью по значению регулируемой величины, в которой число регуляторов угла опережения меньше числа плеч преобразовательной установки, что приведет к повышению энергетических показателей привода и улучшению использования вентильного двигателя.

Для этого в устройстве, содержащем датчик режима работы, соединенный через функциональный преобразователь со входом регулятора угла опереженйя, выполненного на магнитно-накопительйом элементе, содержащем цепь управления, цепь синхронизации, цепь питания и выходную цепь, соединенную с управляющими цепями силовых ключей преобразователя частоты, задатчнк режима

3 702466

%держит блок измерения угла запаса коммутации и блок измерения фазы

ЭДС вентильного двигателя, а . функциональный преобразователь содержит преобразователь частота-напряжение и множительное устройство причем вход преобразователя "частота-напряжение" и цепи синхронизации магнитно-накопительного элемента соединены с выходом блока измерения фазы ЭДС, выход преобразователя "частота-напряжение" соединен с первым входом множительного устройства и с цепью питания магнитно-накопительного элемента, второй вход множительного устройства соединен с измерителем угла запаса, а выход - с цепью управления магнитно-накопительного элемента, измеритель угла запаса 15 соединен со входом множительного устройства через сумматор, второй вход которого соединен с эадатчиком угла запаса.

На фиг.1 представлено предлагаемое устройство, блочно-функциональная схема; на фиг.2-3 — один из возможных вариантов принципиальной схемы одного из его каналов, Другие каналы устройства выполнены аналогич-. но.:, Устройство содержит датчик 4 фазы ЭДС, измеритель 2 истинного значения углов запаса, задатчик 3 независимого значения углов запаса, преобразователь 4 "частота- напряжение", множащее устройство 5, регулятор б угла опережения, сумматор 7, усилительно-коммутирующее устройство 8, на которое также поступаютзо сигналы с блоков системы управления, не относящихся к предлагаемому устройству. Уси:лительно-коммутирующее устройство подключено непосредственно к управляющим электродам преобразователя 9 частоты и числа фаз двигателя.

Сигналы с датчика 1 ЭДС имеют форму прямоугольных импульсов длительностью

120 эл.град., сдвинутых каждый относительно соседнего на 60 эл.град. Передний фронт сиг4( палов соответствует моменту равенства коммутирующих фазных ЭДС двигателя.

Измеритель 2 истинного значения углов запаса по своему функциональному назначению является датчиком нагрузки двигателя. Напряжение на выходе этого блока пропорционально среднему значению углов запаса Ю инвертора вентильного двигателя. Число усредняемых углов запаса определяат, в .частности, быстродействие системы по каналу слежения за нагрузкой. 50

Уровень напряжения на выходе задатчика 3 велИчины углов запаса соответствует в масштабе выходных напряжений блока 2 среднему значению угла запаса 8g, необходимого для конкретных условий работы вентильйого

55 двигателя. Этот уровень может либо оставаться неизменным, и тогда устройство управления машинной коммутацией будет осуществлять регулирование на постоянство среднего значе 4 йий угла запаса, либо меняться в соответствии с условиями работы двигателя вручную или по заданной программе. Выходные сигналаi с блоков 2 и 3 поступают на сумматор 7, выделяющий величину рассогласования между заданным д и истинным Д значениями угла запаса.

Преобразователь 4 представляет собой устройство, уровень напряжения на выходе которого линейно зависит от частоты поступающих на его вход сигналов с датчиков ЭДС, т.е. от скорости вращения двигателя.

Выходные напряжения с сумматора и ripeобразователя подаются на вход множащего устройства 5, уровень напряжения на выходе которого пропорционален произведению скорости двигателя. пдв на величину рассогласова> (з"вдв)

Регулятор 6 углов опережения представляет собой фазосмещающее устройство, выходной импульс которого опережает момент равенства коммутирующих фазных ЭДС двигателя на угол Р ээлл..ггрраадд., пропорциональный нагрузке двигателя. Специфической особенностью применения такого устройства в системе управления машинной коммутацией вентильиого двигателя является широкий диапазон рабочих частот.

Начало каждого цикла отработки регулятором б решения на выдачу определяемого нагрузкой значешия угла опережения соответствует моменту подачи очередного сигнала с датчика 1 фазы ЭДС. Время же, в течение которого регулятор должен сработать, т.е. временная развертка процессов в этом регуляторе меняется с изменением частоты ЭДС двигателя. Этим обстоятельством обусловлено введение в регулятор сигнала, пропорционального скорости двигателя, с блока 4, а также приведение сигнала о нагрузке к масштабу, этой .скорости, что осуществляется множащим устройством 5. Число каналов в регуляторе 6 определяется его конкретным схемным решением и требованиями, предъявляемыми к качеству регулирования. Наличие в устройстве отдельного блока 2, фиксирующего величину нагрузки двигателя, позволяет сократить количество каналов регулятора до одного— двух, что существенно упрощае устройство в целом и повышает точность его работы.

При этом запуск регулятора осушествль -тся от датчика фазы ЭДС, так как частота запуска регулятора должна быть равна рбмк к, где Тдв - частота сигнала с датчика фазы ЭДС схемы;

K - число каналов в регуляторе 6.

Функции распределения ситналов управления машинной коммутацией по фазам преобразователя, формирование сиг:.алов сетевой

702466

5 коммутации и их усйле ие выполняет устройство 8, связывающее устройство управления машинной коммутацией и преобразовательную установку, но являющуюся предметом предполагаемого изобретения.

Принципиальная схема, представленная

5 на фиг,2-3, является вариантом, иллюстрирующим двухканальное исполнение регулятора угла опережения, Сигналы с датчиков фазы

ЭДС дифференцируются RC-цепочками 10 на входе преобразователя 4. Выделяющиеся на сопротивлении 11 дифференцированные импульсы запускают одновибратор на транзисторах

12-13, длительность импульсов которого выбирается меньшей или равной интервалу между сигналами с датчиков соседних каналов на мак- t5 симальной скорости двигателя.

Импульсы однойибратора трансформируются обмоткой 14 трансформатора 15 и среднее значение напряжения на сопротивлении 16 равно:

Ъ эдв

СР 0 ДЬ U 6О ДЬ 1 ДЬ где А - амплитуда импульсов;

Р>- число пульсаций тока за период ЭДС 2s двигателя;

Р -число пар полюсов двигателя;

n — скорость двигателя; фильтруется конденсатором 17, т.е. иа выходе преобразователя 4 вырабатывается постоянное напряжение, величина которого линейно зависит от скорости вращения двигателя. Это напряжение по цепи питания(б) поступает на обмотки записи 18 и считывания 19 суммирующих преобразователей регулятора 6.

Измеритель 2 углов запаса представляет собой бистабильный триггер на транзисторах

20-21. Импульс на закрытие транзистора 20 поступает в момент окончания каждой коммутации через трансформатор 22 с датчика длительности углов коммутации на транзисторе 23, сигнал на закрытие транзистора 21 через обмотку 24 трансформатора 15 с блока част амплитудного преобразователя 4. Сигнал на закрытие транзистора 21 может быть получен и непосредственно с датчиков ЭДС, и блок 4 используется в данном случае ие по своему фуиквдональному назначению, а лищь как согласующий усилитель.

Кроме тою, измеритель углов запа-а может совсем не использовать сигналы с датчиков

ЭДС, а быть выполнен, например, на принципе датчика о состоянии проводимости плеч преобразовательной установки двигателя, По сопротивлению 25 протекают импульсы тока с длительностью 5дв (с), среднее значение напряжения иа этом сопротивлении;

АЪ В ДВ

«цк где А= — - амплитуда коллекторного тока 25 транзистора 21;

6 — частота двига1еля; д - угол запаса (с).

Так как длительность угла запаса в электрических градусах равна

ДВ ДЗ АВ

Д =ЯЯЯ 8 да эВ, ср p, ъ 21if 2®,В

АЪ т.е. среднее значение напряжения на сопротивлении 25 пропорционально величине угла запаса в электрических градусах и не зависит от скорости. Это напряжение вычитается из напряжения, задаваемого задатчиком,З,угла паса 5з и поступает на вход множительного устройства 5;

Множительное устройство 5 состоит нз переключателя на транзисторах 26 и 27 равного типа проводимости и реверсивного магнитного усилителя. Открывающие импульсы на транзисторы 26-27 поступают с частотой 1дв, длительность их неизменна и равна Г . Коллекторное напряжение транзисторов 26 и 27 равно

UK=K (5з — 5дв) . IIpH UK)0 импульсы тока на сопротивление, 28 проходят через транзистор

27, при 0к<0 - через транзистор 26. Среднее значение напряжения на сопротивлешш 28 равно: РВ 1эдэ

=K (8 - дДВ) 1, т.е. прерыватель осуществляет перемножение скорости двигателя на величину рассогласования между заданным и истинным значениями углов запаса. Для гальванической развязки цепей множащего устройства и суммирующего преобразователя, их согласования и усиления сигнала используется реверсивный магнитный усилитель, выполненный на усилителях 29 и

30.

Выходное напряжение усилителя, пропорциональное (5з — 5дв) ° n, снимается с RC-ячейки 31 и подается по цепи управления (в) на обмотки

32 обратной связи суммирующих преобразователей регулятора 6. Работа этих преобразователей идентична, лишь цикл процессов в каждом из них сдвинут на 60 эл.град. относительно соседнего. В момент снятия ситнала с запускающего входа преобразователя открывающие сигналы подаются на транзисторы 33-35 и начинается процесс размагничивания сердечника

36 магнитно-накопительного счетчика- от исходного состояния, при котором индукцня в его сердечнике с прямоугольной петлей гистерезиса равна индукции насыщения (-Вз) . Намагничивание происходит под действием двух нарастающих сил (HC) обмотки 18 записи, к которой приложено напряжение неизменного знака

U,в= K, пдв, стремящееся перемагнитить сердечник от Ва |До +Ва, и обмотки 32 обРатной тывяние, а закрыты llpII намагничивании этих средечников запись, и в исчепие времени, соответствующего углу опережения, т.е. от момента насьпцения сердечника до начала записи.

При двухканальном исполнении регулятора период записи равен периоду считывания, и когда в одном канале регулятора происходит запись, в другом его канале происходит считывание.-Таким образом, сигнал на выход схемы совпадения будет возникать лишь в течение

10 интервала, соответствующего углу Р, когда транзистор 39 одного из каналов закрыт.

7 О 2466

I связи, к котпрой приложено напряжение

Оз -Кэ(8 . д,в1 и при дъ-Юдв (О

НС обмотки 32 действует согласно НС обмотки

18 при 5>5>

Величина потока записанного в сердечнике счетчика по истечении T„равна е

Формула изобретения 11АВ

=T

3 Я„

После поступления на запускающий вход преобразователя сигнала с дачтика фазы ЭДС по цепи синхронизации (а), открываются транзисторы 37-38 и начинается процесс размагничивания сердечника до индукции -Es под действием HC обмотки 19. Число витков этой обмотки выбирается таким образом, чтобы длительность размагничивания сердечника была меньше интервала Тс4=60 эл.град. между соседними ситналами с датчиков ЭЛС на величину угла опережения P . Иэ равенства "записанного и "считанного потоков:

И

Ф=т к

131 и (Tcq-РЖРА3

ФсФ

19 и угол опережения равен

19 3 Я

1 ТС4 ТЪ М К (d Ç ЖАБА

1 32.

Ро ь

Следовательно, угол опережения регулирует. ся пропорционально величине рассогласования между заданным и истинным значениями угла запаса. Выходной сигнал регулятора онимается через схему совпадений и коллекторов транзисторов 39 всех каналов регулятора, которые открыты во время размагничивания сер1Ъ дечников 36 регуляторов к состоянию - счи1. Устройство для управления машинной коммутацией вентипьного двигателя, содержащее датчик режима работы, соединенный через. функциональный преобразователь со входом регулятора угла опережения, выполненного на магнитно-накопительном элементе, содержащем цепь управления, цепь синхронизации, цепь питания и выходную цепь, соединенную с управляющими цепями силовых ключей преобразователя частоты, отличающееся: тем, что, с целью пбвышения энергетических показателей и лучшего использования мощности двигателя, датчик режима содержит блок измерения угла запаса коммутации и блок измерения фазы ЭЛС вентильного двигателя, а функ3Q циональный преобразователь содержит преобразователь "частота-напряжение" и множительное устройство, причем вход преобразователя

1"частота-напряжение" и вход цепи синхронизации магнитно-накопительного элемента соединены с выходом блока измерения фазы ЭДС, выход преобразователя "частота-напряжение" соединен с первым входом множительного устройства и с цепью питания магнитно-накопительного элемента„второй вход множительного устройства соединен с измерителем угла запаса, а выход - с цепью управления магнитно-накопительного элемента.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что оно снабжено дополнительно двухвходовым сумматором, включенным после4 довательно в выходную цепь измерителя угла запаса, причем второй вход сумматора соединен с задатчиком угла запаса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 1277912, кл. Н 02 К 7/ОО, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 307476, кл. Н 02 P 7/62, 1969.

70гж, Составитель A Санталов

Техред О.Андрейко Корректор М. Пожо

Редактор Ю.Чсл оканов

Заказ 7605/51

Фнлнап 1ПП! "Патент". r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 857 Подписное

11НИИ11И Государственного комитета СССР по цепам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя Устройство для управления машинной коммутацией вентильного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх