Устройство для автоматического поворота коллектора электрических машин
А Н И :: Е ИЗОБРЕТЕНЙя Союз Советских Социалистических Республик К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30 06.7 5 (21) 2149033/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) П риоритет— Опубликовано 25.12.79. Бюллетень №47 Дата опубликования описания 30.12.79. (51)М. КЛ . Н 01 R 43/06 3Ъеударетеаккьй комитет СССР ао делам изобретений: н открытнй (53) УДК 621.3. .047.2 (088.8) (72,) Автор, изобретения Л. В. Островский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОВОРОТА КОЛЛЕКТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Изобретение относится к технологи= ческому оборудованию изготовления электрических машин, в частности, коллекторов, и может быть использовано в электромашиностроении и электротехнической промышленности. Известно устройство для автоматического поворота коллекторов электрических машин, содержащее станину, механизм для поворота коллектора, электри1О ческий датчик, тормоз и привод (11Ä Недостатком известного устройства является конструктивная сложность кинематической связи рабочих органов, что при большом количестве элементов вы— — 15 зывает неточность в повороте коллекто» ра на заданный угол. Известно также приспособление к фрезе1 ному станку для автоматического прорезания шлицев в петушках коллектора, содержащее корпус, механизм поворота, тормоз с фрикционным элементом, электромагнит, связанный с датчиком угла поворота и привод 21. Недостатками известного приспособления являются конструктивная сложность механизма поворота и недостаточная точность поворота коллектора. 1Лелью изобретения являются упрощение конструкции и повышение точности поворота коллектора. Поставленная цель достигается тем, что тормозной фрикционный элемент выполнен в виде дисковой мембраны, жест ко закрепленной на валу привода, и подпружиненных толкателей, установленных в корпусе между мембраной и якорем электромагнита. На чертеже изображено пред.тагаемое устройство. Устройство для автоматического поворота коллектора электрических машин содержит корпус 1, привод 2, например, электродвигатель со встроенным редукгором, вал 3 привода, на котором жестко закреплена фланцевая втулка 4, с установленной на ней дисковой мембраной 5, края которой соприкасаются с Формула. изобретения Устройство для автоматического по» ворота коллектора электрических машин, содержащее корпус, механизм поворота, тормоз с фрикционным элементом, электромагнит, связанный с датчиком угла : поворота, и привод, о т л и ч а ю— m е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения точности пово-рота коллектора, фрикциоьный элемент выполнен в виде дисковой мембраны, жестко закрепленной на валу привода, и подпружиненных толкателей, установленных в корпусе между мембраной и 40 якорем электромагнита. Источники информации, принятые. во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР l4 171902, кл. Н 01 8 43/06, 1965. 2. Авторское свидетельство СССР М 99608, кл. Н 01 Я 43/06, 1983. 3 7055 крышкой 6 корпуса 1, выполняющей функцию тормозного элемента. К фланцу ступицы 7 корпуса 1 прикреплена катушка 8 возбуждения. В лунках цилиндрического участка ступицы 7 установлены шарики 9, на которых с воз MoKEocTbIo осевого перемещения смонти« рован якорь 10. Упор 11, закрепленный на ступице, предназначен для ограничения хода якоря. Между мембраной 5 и яко- 1О рем 10 равномерно по окружности размещены подпружиненные толкатели 12, пропущенные через отверстия во фланце ступицы 7. Обмотка катушки 8 возбуждения элек- 15 трически связана с датчиком 13 угла поворота коллектора, выполненным, например, в виде фотоэлектрического устройства, и с конечным выключателем, фиксирующим окончание обратного хода 20 фрезы 14 (на чертеже не показан}. Датчик 13, помимо этого, электрически связан с электродвигателем привода 2. Предлагаемое устройство работает ,следующим образом. Обрабатываемый коллектор закрепляют на шпинделе вала 3 поворотного приспособления и приводят во вращение с помощью привода 2, При совмещении черной полосы межламельной изоляции со, светочувствительным элементом датчика 13 последний дает сигнал на включение катушки 8 электромагнита тормозного устройства, в результате чего якорь 10 движется по направлению к катушке и нажимает на толкатели 12, которые, изгибая мембрану 5 относительно фланца втулки 4, прижимают ее края к поверхности крышки 6 корпуса 1. Равномер -ность прижатия обеспечивается шариками 9, допускающими самоустановку яко- ря йо койтактирующиМ поверхностям толкателей 12. Одновременно с включением электромагнита выключается электродвигатель привода 2. Таким образом, шпиндель 77 4 останавливается, надежно зафиксированный в заданном угловом положении. фреза 14 совершает рабочий и холостой ход вдоль оси коллектора. После ее возврата в исходное положение подается сигнал на отключение катушки 8 электромагнита и одновременное включение электродвигателя привода 2. Якорь 10 под действием пружин толкателей 12 отходит до упора 11. Шпиндель вала 3 растормаживается и вместе с коллектором поворачивается до подачи следующего сигнала датчиком 13 от воздействия на него черной полосы межламельной изоляции. Эффективность применения данного устройства по сравнению с существуюшими конструкциями заключается в упрощении конструкйии и повышении точности поворота коллектора за счет уменьшения количества конструктивных элементов и исключения многоэвенной кинематической связи рабочих органов. 705577 Составитель В, Перевозовский Редактор Ю. Челюканов Техред Э. Чужик Корректор M. Вигула Заказ 8047/58 . Тираж 923 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4