Устройство для измерения крутящего момента

 

(72) Автор изобретения

3. Г. Габидуллин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть использовано при измерении крутящего момента бесконтактным методом.

Известно устройство для измерения крутящего момента на валу, содержащее два закрепленных на концах базового участка вала зубчатых ротора, зубчатый статор, связанный с валом посредством подшипников, датчик считывания меток и привод независимого вращения статора (1) . Такое устройство не обеспечивает требуемой надежности при работе в агрессивных средах ввиду незащищенности обмоток датчиков.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для измерения крутящего момента, содержащее торсион, на концах которого закреплены два измерительных диска с равномерными метками на периферии, промежуточный цилиндр, находящийся между датчиком считывания меток и измерительными дисками, привод независимого вращения промежуточного цилиндра (2).

Недостатком устройства является низкая точность измерения при высокой надежности работы в агрессивных средах за счет возможности размещения датчика в герметичном корпусе.

Целью изобретения является повышение точности измерений при обеспечении высо5 кой надежности работы в агрессивных средах.

Указанная цель в предлагаемом устройстве достигается за счет того, что промежуточный цилиндр выполнен из четырех ферромагнитных колец с равномерными метками на внутренней поверхности, расположенных попарно напротив измерительных дисков и связанных между собой немагнитными втулками, причем число меток ферромагнитных колец кратно числу меток измерительных дисков и в каждой паре одно ферромагнитное кольцо развернуто на половину шага меток измерительного диска, а магнитная система датчика считывания меток выполнены в виде двух Н-образных магнитопроводов, связанных одними концами с постоянным магнитом, и четырех кольцевых башмаков, прикрепленных к другим концам Н-образных магнитопроводов и охватывающих по отдельности

708183

Формула изобретения

4S

SS промежуточный цилиндр в местах расположения ферромагнитных колец.

Предложенное устройство представлено на чертеже.

Устройство для измерения крутящего момента содержит торсион 1 с жестко связанным с ним удлинителем 2, выполненным в виде цилиндрической втулки. На концы вала (торсиона) 1 и удлинителя 2 жестко установлены измерительные диски 3 и 4.

Торсион с измерительными дисками устайовлен на подшипниках 5 и 6. Измерительйые диски имеют между собой магнитную связь либо через магнитопроводящий торсион, либо непосредственно через сами измерительные диски 4 и 3. Измерительные диски 3 и 4 охвачены промежуточным немагнитным цилиндром 7, армированным четырьмя ферромагнитными кольцами 8, 9, 10, 11 с метками, которые находятся на расстоянии кольцевых башмаков 12, 13, 14 и 15, соответственно состыкованных с кольцевыми наконечниками 16, 17, 18, 19 Н-образных магнитопроводов датчика. При этом на перемычках Н-образных магнитопроводов намотаны сигнальные обмотки 20 и 21. Полюсные наконечники 22. 23 присоединены к северному полюсу N постоянного магнита 24, а полюсные наконечники 25 и 26 присоединены к южному полюсу S постоянного магнита. Ферромагнитные кольца 9 и 11 находятся в одинаковом относительно измерительных меток дисков геометрическом положении, а кольца 8 и 10 соответственно смещены по углу на полшага меток этих же измерительных дисков 3 и 4. Промежуточный цилиндр 7 установлен на подшипниках

27, 28 и может бь ть приведен во вращение посредством зацепления (или другой связи) его зубцов 29 с зубцами колеса 30 дополнительного привода, связанного с валом 31.

Работа устройства происходит следующим образом.

При относительном взаимном вращении торсиона 1 с измерительными дисками 3 и 4 и промежуточного цилиндра 7 с ферромагнитными кольцами 8, 9 и 10, 11 происходит изменение магнитной проводимости измерительных меток дисков-ферромагнитных колец. В частном случае это может быть изменение магнитной проводимости зубцов измерительных дисков и ферромагнитных колец. Так как изменение магнитного поля в зазоре каждого измерительного диска с ферромагнитными кольцами происходит во времени чередованием на каждом полушаге измерительных меток, то магнитный потснк полюсов постоянного магнита 22 в данный момент проходит по тем ветвям магнитной цепи, в которых наибольшая магнитная проводимость. Так как магнитная цепь датчика выполнена по мостовым схемам, диагоналями которых являются перемычки Н-образ 0 и

20 н

Зо

40 ных магнитопроводов с обмотк ами 20 и 21, то эти изменения магнитных потоков сопровождаются наведением ЭДС в этих обмотках с электрическим сдвигом фазы, пропорциональным величине механического угла закручивания торсиона, соответствующего измеряемому моменту. Посмотрим процесс наведения ЭДС конкретно в одной из обмоток датчика. Пусть промежуточный цилиндр 7 неподвижен, а вращается торсион с измерительными дисками. Когда, например, измерительная метка (зуб) диска 3 находится на уровне измерительной метки ферромагнитного кольца 8 и между измерительными метками ферромагнитного кольца 9, тогда наибольшая проводимость магнитного потока будет через полюсный наконечник 16 и кольцевой башмак 12. Так как на стороне полюсного наконечника 17 магнитное сопротивление больше, часть магнитного потока с полюсного наконечника 23 пройдет через обмотку 20 в сторону полюсного наконечника 16, и в этот момент наведется ЭДС например положительной полярности, а когда измерительный диск повернется еще на величину половины зубцового шага, тогда максимальная магнитная проводимость будет в ветви, состоящей из полюсного наконечника 17, кольцевого башмака 13, ферромагнитного кольца 9, и поэтому часть магнитного потока с полюсного наконечника 22 перейдет через перемычку с обмоткой 20 на сторону полюсного наконечника 17 и приведет к изменению направления ЭДС и формированию импульса отрицательной ее полярности. Далее цикл изменения ЭДС повторится таким же образом.

Аналогично работает и правая сторона датчика с обмоткой 21, только лишь с той разницей сдвига фазы между сигналами, которая зависит от угла закручивания торсиона 1.

Принцип действия устройства остается таким же и в случае вращения промежуточного цилиндра при неподвижном торсионе.

Устройство для измерения крутящего момента, содержащее торсион, на концах которого закреплены два измерительных диска с равномерными метками на периферии, промежуточный цилиндр, находящийся между датчиком считывания меток и измерительными дисками, привод независимого вращения промежуточного цилиндра, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения точности измерений при обеспечении высокой надежности работы в агрессивных средах, промежуточный цилиндр выполнен из четырех ферромагнитных колец с равномерными метками на внутренней поверхности, расположенных попарно напротив измерительных дисков и связанных между собой немагнит708183

Составитель Г. Целибеев

Техред К. Шуфрич Корректор Г. Назарова

Тираж 4019 Подписное

Редактор Л. Бибер

Заказ 8473/35

ЦН ИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ными втулками, причем число меток ферромагнитных колец кратно числу меток измерительных дисков и в каждой паре одно ферромагнитное кольцо развернуто на половину шага меток измерительного диска,а магнитная система датчика считывания меток выполнена в виде двух Н-образных магнитопроводов, связанных одними концами с постоянным магнитом, и четырех кольцевых башмаков, прикрепленных к другим концам Н-образных магнитопроводов и охватывающих по отдельности промежуточный цилиндр в местах расположения ферромагнитных колец.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 489973, кл. G 01 L 3/10, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 489972, кл. G 01 L 3/10, 1973 (прототип).

Устройство для измерения крутящего момента Устройство для измерения крутящего момента Устройство для измерения крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх