Волновая зубчатая передача

 

569

007!2

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

РеспУблик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.05.75 (21) 2129882/25-28 с присоединением заявки № (51) М. Кл.-

F 16Н 1/00

СССР (53) УДК 621.833.7 (088.8) (43) Опубликовано 30.01.80. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.01.80 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Г. А. Акопов и А. Ф. Крайнев

Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (71) Заявитель (54) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Государственный комитет (23) Г1риоритет

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны волновые зубчатые передачи, содержащие генератор волн, жесткое и гибкое колеса, соединенные с ведомым ва- 5 лом или неподвижным звеном (1).

Такие передачи обладают тем недостатком, что жесткое соединение гибких колес с ведомым валом уменьшает нагрузочную способность и кинематическую точность. 10

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее корпус, расположенные в нем ведущий и ведомый валы, генератор волн, установленный на ведущем валу, жесткое и гибкое колеса и двойную 15 зубчатую муфту с соединительным зубчатым звеном для связи гибкого колеса с ведомым валом или корпусом. Двойная зубчатая муфта выполнена короткой ижесткой при длинном гибком колесе не менее 20

0,4 его диаметра (2).

Недостатком этой передачи является то, что торец гибкого колеса, находящийся в зацеплении с жестким колесом, имеет форму овала, а другой его торец, сцепленный 25 с зубчатой муфтой, стремится принять форму окружности. Различие форм гибкого колеса на противоположных торцах приводит к тому, что образующие гибкого колеса имеют наклонное положение относи- 30 тельно оси передачи, в связи с чем зубья гибкого и жесткого колес сцепляются с перекосом, что понижает кинем атическую точность передачи.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и точности передачи.

Эта цель достигается тем, что соединительное звено выполнено в виде гибкой тонкостенной оболочки длиной не менее 0,4 ее диаметра.

На чертеже показано предлагаемое устройство, продольный разрез.

Волновая зубчатая передача содержит генератор волн 1, жесткое колесо 2, гибкое колесо 3, ведомое или неподвижное звено 4 и соединительное зубчатое звено 5 двойной зубчатой муфты.

Генератор волн 1 установлен внутри гибкого колеса 3. Гибкое колесо 3 находится в зацеплении с жестким колесом 2 и соединено посредством соединительного звена 5 с ведомым или неподвижным звеном 4.

Кольца б и распорная втулка 7 удерживают гибкое колесо 3 и соединительное звено 5 от осевых перемещений.

Гибкое колесо выполнено коротким из условия размещения на нем зубчатого венца, одной стороной сцепленного с жестким колесом, другой с соединительным звеном.

712569

Формула изобретения

Составитель Н. Гордеев

Техред А, Камышникова Корректор Л. Орлова

Редактор Г. Улыбина

Заказ 2661/10 Изд. М 104 Тираж 1139 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2

Соединительное звено 5 сделано длиной не менее 0,4 диаметра и с толщиной стенки, минимально допустимой по условию прочности. Указанные особенности соединительного звена обеспечивают форму его деформации в виде овала на торце в соединении с гибким колесом 3 и круга на противоположном торце в соединении с ведомым или неподвижным звеном 4.

Предлагаемая передача работает следующим образом.

Генератор волн 1, вращаясь, сообщает волновое движение деформированному гибкому колесу 3. Гибкое колесо, перекатываясь внутри жесткого колеса 2, вращается со скоростью, значительно меньшей скорости генератора волн. В зацеплении гибкого и жесткого колес могут находиться до

50% всех пар зубьев, причем они зацепляются при различной глубине захода. Вра- 20 щение гибкого колеса 3 передается соединительному звену 5 через зубчатое соединение, в котором все зубья находятся в зацеплении при полной глубине захода. Форма деформации гибкого колеса здесь та же, 25 что и в волновом зацеплении с жестким колесом 2, т. е. овал. Такую же форму имеет и сопряженный торец соединительного звена 5. Движение от соединительного звена 5 передается ведомому звену 4. 30

В этом соединении также все зубья участвуют в зацеплении, а форма деформации торца соединительного звена 5 определяется формой звена 4, т. е. представляет собой окружность. Если звено 4 является неподвижным, то вращение получает жесткое колесо 2.

Благодаря устранению перекоса зубьев в волновом зацеплении и обеспечению благоприятной двухмерной формы деформации гибкого колеса, снижаются удельные контакты нагрузки в зацеплении и изгибные напряжения в оболочке гибкого колеса.

Следовательно, предлагаемая конструкция обусловливает возможность повышения ее нагрузочкой способности при повышенной кинематической точности.

Волновая зубчатая передача, содержащая корпус, расположенные в нем ведущий и ведомый валы, генератор волн, установленный на ведущем валу, жесткое и гибкое колеса и двойную зубчатую муфту с соединительным зубчатым звеном для связи гибкого колеса с ведомым валом или корпусом, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности иточности передачи, соединительное звено выполнено в виде гибкой тонкостенной оболочки длиной не менее 0,4 ее диаметра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Гинзбург С. Г. Волновые зубчатые передачи. Л., 1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 437706, кл. В 66D 1/22, 1971.

Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 706625

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх