Подшипник качения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскмк

Социалнстмческнк

Реслублмм (ii) 721586 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.09.76 (21) 2405757/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл

F 16 C 19/14

Ваударстааиаа иемитвт

СССР

Опубликовано 15.03.80. Бюллетень ¹10

Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УДК 621.822..86 (088.8) ю делам извбратеиий и аткрытий (72) Автор изобретения

Н. Я. Диденко (?1 ) Заявитель (54) ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в комбинированной опоре качения, воспринимающей радиально-осевую нагрузку и фиксирующую относительное положение вращающихся частей механизмов.

Известен подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца и установленные без зазора со стороны их торцов направляющие кольца, а также размещенные между ними ролики с торцовыми углублениями, в которых размещены шарики, контактирующие с тороидальными углублениями, выполненными на направляющих кольцах (1).

Такая конструкция подшипника не обеспечивает самоустановки направляющих колец, что приводит к неравномерному распределению нагрузки по окруж,":ости, повышенному износу наиболее нагруженных элементов и уменьшению долговечности.

Цель изобретения — увеличение срока службы и расширение эксплуатационных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что кольца в предлагаемом подшипнике смонтированы с возможностью самоустановки одно относительно другого. При этом в наружном и внутреннем кольцах выполнены кольцевые канавки, а на направляющих кольцах выполнены выступы, размещенные в кольцевых канавках с зазором, при этом направляющие кольца установлены с зазором между наружным и внутренним кольцами. Тороидальные углубления могут быть выполнены на рабочих поверхностях направ10 ляющих колец или на рабочих поверхностях внутреннего и наружного колец.

На фиг. 1 изображен подшипник качения в разрезе с тороидальными углублениями на рабочих поверхностях направляющих колец; на фиг. 2 — подшипник качения в разрезе с тороидальными углублениями на рабочих поверхностях внутреннего и наружного колец; на фиг. 3 — цилиндрический ролик с шариками на торцах; на фиг. 4— конический ролик с шариками на торцах;

20 на фиг. 5 — сферический ролик с шариками на торцах.

Подшипник качения содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, установленные со стороны их торцов напраВляющие коль721586

Формула изобретения

7 1 ца 3, а также размещенные между ними ролики 4 с торцовыми углублениями 5, в которых размещены шарики 6. Шарики 6 контактируют с тороидальными углублениями 7, выполненными на направляющих кольцах 3 или на наружном 1 и внутреннем 2 кольцах. Кольца 1 — 3 смонтированы с возможностью самоустановки одно относительно другого. Во внутреннем 1 и наружном 2 кольцах выполнены кольцевые канавки 8, а на направляющих кольцах 3 выполнены выступы 9, размещенные в кольцевых канавках 8 с зазором. Направляющие кольца 3 установлены между наружными 2 и внутренним 1 кольцами также с зазором.

Эти зазоры дают возможность осуществлять самоустановку направляющих колец 3 относительно внутреннего 1 и наружного 2 кольца. Ролики 4 с торцовыми углублениями

5 могут быть выполнены цилиндрическими, коническими или бочкообразными. Шарики 6 крепят в торцовых углублениях 5 при помощи колец 10.

При работе подшипникножет обеспечить вращение в четырех различных направлениях деталей механизмов, сопрягающихся соответственно с наружным 2, внутренним 1 и направляющими 3 кольцами. Например, кольца 1 и 2 вращаются в противоположных (или в одном) направлениях в одной плоскости, а направляющие кольца 3 — в другой плоскости. При этом направление действия осевых и радиальных нагрузок не изменяется.

В случае колебательного или процессионного вращения вала изменяются направления и величина действия нагрузок и их распределение между кольцами 1 — 3, а также между шариками 6 и роликами 4.

Благодаря самоустановке направляющих колец 3 в пределах зазоров между тороидальными выступами 9 и кольцевыми канавками 8 нагрузка передается равномерно по окружности, что обеспечивает увеличение срока службы. Кроме того, самоустановка направляющих колец 3 и возможность подшипника воспринимать различные комбинации радиально-осевых нагрузок позволяет расширить эксплуатационные возможности подшипника.

Использование предлагаемого подшипника позволяет создавать новые компактные конструкции с большим числом степеней свободы.

1. Подшипник . качения, содержащий внутреннее и наружное кольца и установленные со стороны их торцов направляющие кольца, а также размещенные между ними ролики с торцовыми углублениями, в которых размещены шарики, контактирующие с тороидальными углублениями, выполненными на кольцах, отличающийся тем, что, 20 с целью увеличения срока службы и расширения эксплуатациончых возможностей, кольца смонтированы с возможностью самоустановки одно относительно другого.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что в наружном и внутреннем кольцах выполнены кольцевые канавки, а на направляющих кольцах выполнены выступы, размещенные в кольцевых канавках с зазором, при этом направляющие кольца установлены с зазором между наружным и внутренним кол ьца м и.

3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что тороидальные углубления выполнены на рабочих поверхностях направляющих колец.

4. Подшипник по и. 1, отличающийся тем, что тороидальные углубления выполнены на рабочих поверхностях внутрепнего и наружного колец.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СШЛ № 2641516, кл. 308-174, 1953.

72158б ,у 5 1

Фиг. 2

Фиг.3

Составитель И. Яковлев

Редактор М. Харитонова Техред К. Шуфрич Корректор Е. Папи

Заказ П12/28 Тираж 1095 Подписное

ЦН ИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П ПП с Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник качения Подшипник качения Подшипник качения 

 

Похожие патенты:

Подшипник // 2010117

Подшипник // 2010118
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в колесах транспортных средств, подверженных большой радиальной и двухсторонней осевой нагрузкам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах, воспринимающих как радиальные, так и осевые нагрузки
Наверх