Горный колесный трактор

 

Союз Советских

Соцкалкстмческнк

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 11, 722785

1, // =-= (64) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 22.06.73 (24) 1935516/-7 — 11 с присоединением заявки .% (23) Приопитет (51 ) М. Кл.

В 60 К 15/00

В 62 0 49/08

Гесудлрстланльй кемитет

СССР дв делам нэобретеннй к аткрытнй

Опубликовано 25.03.80. Бюллетень Рй 11

Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УДК629.113 (088.8) А. Г. Мюлляр, И. П, Ксеневич, П. А. Амельченко и К. Н. Виноградов (72) Авторы изобретения

Ф»

4, 1

Г ь

4.,Киргизский сельскохозяйственный институт им. Скряб а, Липецкий тракторный завод и Минский тракторный завол = — --=- —-(74 ) Заявители (54) ГОРНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к горным тракторам.

Известен горный колесный трактор, содержаший остов с управляемым и ведушим мостами, маятниковый датчик, установленный на основе и имеюший вертикальный стержень, ось поворота которого параллельна продольной оси трактора, и гидроусилитель следящего типа, выполненный в виде золотникового распределителя, связанного с органом управления поворотом колес и с маятниковым датчиком, и исполнительного цилиндра, сообщенного через упомянутый распределитель с источником давления жидкости и связанного приводом с маятниковым датчиком . (4 ) .

Недостатком известного трактора является то, что при движении трактора с поперечным креном в направлении поперек склона или по косогору под воздействием составляющей силы тяжести происходит отклонение его продольной оси от фактического направления движения, задние колеса сползают вниз по склону, след их не совпадает со следом передних колес.

Это приводит к нарушению технологического процесса, выполняемого машиной. Из-за сползания ведуших задних колес и вызванное этим отклонение продольной оси трактора, например, 5 посев пропашных и их междурядная обработка на склонах невозможны, что сдерживает механизацию сельскохозяйственного производства горной зоны.

Целью изобретения является стабилизация .заданного направления движения на поперечном склоне.

Это достигается тем, что в горном тракторе ведущие колеса выполнены управляемыми, установлены на поворотных кулаках, соединенных с мостом посредством шкворней, и кннематически связаны с исполнительным цилиндром, при этом упомянутый привод выполнен в виде рычага, шарнирно соединенного с золотником распределителя, исполнительным цилиндром и посредством тяги — с ползунком. установленным на стержне маятникового датчика с возможностью перемещения вдоль стержня.

На чертеже изображена схема горного трактора.

722785

Горный трактор содержит ведушие колеса 1 с механизмом поворота, выполненным в виде параллелограмма, состочщего из поворотных кулаков 2 и 3, соединенных между собой тягой 4 и связанных с мостом 5 посредством шкворней 6 и 7. Механизм поворота соединен рычагом 8 с гидроусилителем, который состоит иэ связанного с остовом трактора силового гидроцилиндра 9, имеюшего ниток 10 с поршнем I ), и распределителя )2 с золотником 13.

Золотник 13 разделяет внутреннюю полость распределителя )2 на полость высокого давления, сообщенную нагнетательным трубопроводом 14, и полость низкого давления, сообщенную со спивным трубопроводом 15, соединенных с гидросистемой трактора. Посредством

KBHRJloB 16 полости низкого и высокого давления распределителя 12 соединяются с полостями гидроцилиндра, Шток 10 и золотник )3 распределителя 12 соединены рычагом 17, обеспечиваюшим жесткую обратную связь между ними. Лалее рычаг 17 связан тягой )8 с ползунком 19 маятникового датчика 20, изображенного на чертеже повернутым в продольной плоскости трактора на 90 . Латчик 20 находится в демпферирующей среде, ось 21 его параллельна продольной оси трактора и может колебаться только в поперечной плоскости трактора.

Ползунок 19 имеет возможность перемешаться вдоль стержня датчика и фиксироваться на нем. ЗО Механизм рулевого управления передних. колес 22 имеет кронштейн 23, соединенный тягой 24 с крошитейном 25 с двумя фиксируемыми на его секторе ползунками 26, расположенными в зоне рычага 17.

Золотник 13 соединен посредством звеньев

27 и 28 и фиксатора 29 с рычагом 30 ручного управиения поворотом ведущих колес, который перемещается по сектору 3).

Передние колеса 22 трактора управляемые. 4О

При въезде трактора на склон маятниковый датчик 20 под действием силы тяжести поворачивается относительно остова вокруг оси 21 на величину бокового крана трактора. Перемещение датчика тягой 18 передается рычагу 17, 45 начальное движение которого осугцествляется вокруг шарнира связи его со штоком )О гидроцилиндра 9. Это вызывает перемещение золотника 13 распределителя 12 и открытие перепускных окон, один иэ которых открывается в полости высокого давления рабочей жидкости, другой — в полости слива. В результате рабочая жидкость из гидросистемы трактора по трубопроводу 14 через полость высокого давления распределителя 12 и канал 16 поступает в соответствующую полость гидроцилиндра, переме!цает поршень 11 со штоком

10, одновременно освобождая другую полость! срез сливной трубопровод 15. Лвигаясь, шток

)О посредством ры,!! а 17 перемещает золотник в обратном направлении, т.е. в сторону перекрытия канала )6. Количество жидкости, поступаю!цей в гидроцилинлр 9 у меньшается, скорость перемешения игтока снижается. При выезде трактора на склон с неизменной крутизной датчик 20 останавливается, золотник под воздействием поршня закрывает переиускные окна и прекрашает подачу жидкости в гидроцилиндр. Система замыкается. При изменении угла крена трактора датчик 20 будет перемешать золотник в обратном направлении. Это вызывает движение всех элеме!пов также в обратном направлении.

Вместе с коромыслом шток гидроцилиндра иеремеиьзет рычаг 8, поворачивая с помощью тяги 4, кулаков 2 и 3 ведушие колеса 1 вокруг шкворней 6 и 7, установленных на мосту

5 трактора (на чертеже показано пунктиром).

Прн этом задняя часть трактора перемещается вверх !lo склону, совмешая продольную ocb трактора с направлением движения и след ведуших колес ) со следом колес 22, управление которых осу!цествляется водителем.

С изменением бокового крена датчик крена подает новую команду на гидроусилитель, который в соответствии с постулаюшей информацией изменяет поворот ведуших колес. Таким образом, согласованные действия распределителя и гидрошглнндра составляют единый процесс слежения эа поперечным креном трактора и обеспечивают соответствуюшую крену поворот ведуших колес. удерживая продолы!ую ось трактора в направлении движения.

При маневрировании трактором водитель, пользуясь механизмом управления колес 22, с помощью кронштейна 23, тяги 24, кронштейна -5 с фиксируемыми на его секторе ползунками 26, воздействует на рычаг 17 (диффере!!циальн!!й рычаг), а следовательно и на золотник 13, что приводит к повороту ведуших колес в соответствуюгиую сторону, улучшая маневренность трактора. (телень связи между механизмом управле-. ния иаправляюшими колесами и задними устанав.!ивает=я положением ползунков 26 на секторе кронштейна 25.

Перевод управления поворотом ведуших колес из автоматического режима на ручной осушествляется путем перемешения золотника )3 с помощью рычага 30, звеньев 27 и 8, соединенных фиксатором 29, При автоматическом режиме управления поворотом ведуших колес звенья 27 и 28 не фиксированы.

Поворот ведущих колес может быть фиксирован установкой рычага 30 на секторе 31.

ЦНИИПИ

Тираж 763

Заказ 236/10

Подписнэ

При ручном управлении поворотом ведущих колес действие фиксированных ползунков 26 на рычаг 17 отключается.

При использовании горного трактора на равнинных участках, на транспортных и других работах, когда xe«необходимости стабилизировать движение агрегата, а также при маневри° ровании, действие механизмов может быть прекращено или ««ереведено из автоматического управления на ручное.

Регулировка величины поворота веду«цих колес на каждый градус бокового крена трактора, что необходимо при стабильности внешних факторов, например, при изменении сцепных качеств колес с опорной поверхностью, при смене агрегатируемой машины и тд., осуществляется путем увеличения или снижения поступающего сигнала от датчика крена — перемещением по стержню датчика 20 ползунка 19, изменяя величину его амплитуды. Для исключения возникновения автоколебаний и влияния микрорельефа склона система входа сигнала поперечного крена трактора на следящее устройство демпферирована.

Формула изобретения

Горный колесный трактор, содержащий остов с управляемым и ведущим мостами, маят722785 6 никовый датчик, установленный на остове и имевший вертикальный стержень, ось поворота которого параллельна продольной оси трактора, и гидроусилитель следящего типа, выполненный в виде золотникового распределителя, связанного с органом управления поворотом колес и с маятниковым датчиком, и исполнительного цилиндра, сообщенного через упомянутый распределитель с источником давления жидкости

«О и связанного приводом с маятниковым датчиком, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью стабилизации заданного направления движения на поперечном склоне, колеса ведущего моста выполнены управляемыми, установ«s лены на поворотных кулаках, соединенных с мостом посредством шкворней, и кинематически связаны с исполнительным цилиндром, при этом упомянутый привод выполнен в виде рычага, шарнирно соединенного с золотником

20 распределителя, исполнительным цилиндром и посредством тяги — с ползунком, установленным на стержне маятникового датчика с возможностью перемещения вдоль стержня.

Источники информации, 25 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N 112762, кл. В 60 G 19/10, 1957 (прототип).

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Горный колесный трактор Горный колесный трактор Горный колесный трактор 

 

Похожие патенты:
Наверх