Способ контроля работы трения в прямобочном шлицевом соединении

 

iii724993

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.01 78 (21) 2574439/25-28 (51) М. Кл.

G 01 N 19/02 с присоединением заявки .%

Государстввииый комитет (23) Приоритет— по делам иэооретеиий и открытий

Опубликовано .30.03.80. Б{оллетень .% 12

Дата опубликования описания 30.03,80 (53) УДК620.717 (088.8) Н. П. Штых, В. Ф. Гроза, Г. П. Головач и Л, Д. Макаревич (72) Авторы изобретения

Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В. И. Ленина (71) Заявитель

« Т !"" я 1 11 (:„о дц{,,.{: 1;"1(ф

C (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТРЕНИЯ

В ПРЯМОБОЧНОМ ШЛИЦЕВОМ

СОЕДИНЕНИИ

Изобретение относится к технической физиice и может быть использовано для прогнозирования долговечности прямобочных шлицевых соединений зубчатых колес.

Известен способ контроля работы трения в прямобочном шлицевом соединении зубчатого колеса с валом, заключающийся в том, что вращают шлицевое соединение и измеряют при этом основную нагрузку на шлицевое соединение и радиальные перемещения колеса по шлицевому валу (1).

Недостатком этого способа является неточность контроля, обусловленная тем, что в нем не учитывается влияние динамических нагрузок и перемещений, которые имеют место в шли15 цевом соединении при повороте его на один оборот с зубцовой частотой. Эти нагрузки возникают в зубчатом соединении из-эа неточности изготовления, деформации зубцов и т.д.

Цель изобретения — повышение точности контроля работы трения в прямобочномшли цевом соединении зубчатого колеса с валом.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе дополнительно измеряют

2 динамические нагрузки и боковые перемещения щлицевого соединения.

Способ осуществляется следующим образом, Для измерения основной и динамической нагрузок, действующих в соединении на торцах шлицев, наклеивают проволочные тензодатчики на бумажной основе. Чтобы измерить радиальные и боковые перемещения зубчатого колеса по валу от действия основной и динамической нагрузок, зубчатое колесо в радиальном и боковом направлениях соответственно соединяют с валом гибкими элементами толщиной 0,2 мм, на которых наклеивают тензодатчики. С целью регистраций динамического удара в полюсе зубчатого зацепления, на обоих торцах двух зубьев колеса, раатоложенных один за другим, наклеивают тензодатчики. Выводы датчиков для измерения каждого параметра соединяют в полумосты. Все датчики тарируют.

При помощи ртутного токосъемника и осциллографа записывают вышеперечисленные процессы. Пользуясь тарировкой тензодатчнков, получают численные значения основной нагрузки, действующей в прямобочном шлицевом соеднЬ

Составитель Швыдкова

Редактор И. Михеева Техред И.Асталош Корректор Н. Степ

Заказ 821/11 Тираж 1019 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

:ФФЗФФЖ» Ы сх .

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 72 ненни зубчатого колеса с валом, Р„, динамической :нагрузки Р, основного радиального перемеФ щения зубчатого колеса: по валу в соединении от действия основной нагрузки, б„,, дополнительных радиальных перемещений зубчатого колеса по валу в соединении от действйя динамической нагрузки б„и боковых перемещений зубчатого колеса по валу в соединении от дей ствия динамической нагрузки О

Благодаря учету влияния динамических нагрузок на шлицевое соединение зубчатого колеса с валом в 1,5 — 2 раэа повышается точность контроля работы трения в соединении, что позволяет более точно прогнозировать его ресурс.

4993 4

Формула изобретения

Способ контроля работы трения в прямо- . бочном шлицевом соединении, заключающийся в том, что вращают шлицевое соединение и измеряют основную нагрузку и радиальные пере- мещения за один оборот этого соединения, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля, измеряют также ди>0 намические нагрузки и боковые перемещения шлицевого соединения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Левина 3. М. и Деметов Д. Н, КонтактЪ ная жесткость машин. М., "Машиностроение",,1971, с. 91 — 196,

Способ контроля работы трения в прямобочном шлицевом соединении Способ контроля работы трения в прямобочном шлицевом соединении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх