Орган контроля синхронизма при автоматическом повторном включении(апв) линии электропередачи

 

ОП ИГРАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскии

Социапистическик

Республик (,ц 736245 — ) (6l) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.02.77 (21)2455362/24-07 (5l ) M. Кл.

Н 02 Н 3/06 с присоединением заявки РЙ—

Гееударствеииый кемитет (23) Приоритет— ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.05.80. Бюллетень М19

Дата опубликования описания 28.05.80 (53) УД К 621.316. .925(088.8) (72) Авторы изобретения

В. М. Стрелков, Г. Г. Фокин н Г. Г. Якубсон

Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (71) Заявитель (54) ОРГАН КОНТРОЛЯ СИНХРОНИЗМА

ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ ПОВТОРНОМ

ВКЛЮЧЕНИИ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите и автоматике энергосистем.

При осуществлении трехфазного автоматического повторного включения (АПВ) линий электропередачи с двухсторонним питанием в большинстве случаев оказывается необходимой проверка наличия синхронизма между напряжением на линии, включенной с одной стороны, и на10 пряжением на шинах, к которым она подключается. Эта проверка выполняется с помощью органа контроля синхронизма (ОКС) н должна обеспечивать подачу команды на включение выключателя в

15 такие моменты времени, при которых замыкание главных контактов выключателя происходило бы при углах сдвига между указанными напряжениями, не превышающих заданного предельно допустимого зна че ни я Евка °

Основными требованиями к органу контроля синхроннзма является быстродействие и возможно больший охват диапазона углов, при которых разрешается подача команды на включение. А так как границы этого дипазона определяются максимальным углом срабатывания О органа, то последнее требованяе означает стремление приблизить значение ср вк

- 8 - При этом следует иметь

Вкл в виду, что прн постоянном скольжении зависимость межДУ Угламн 8С, н 1) может быть представлена следующим выражением:

d =д „- еоь где 4 у- время включения выключателя

Известно устройство автоматического повторного Йключеняя с органом улавливания синхроннзма, обладающее достаточно малым временем действия, но имеющее существенный недостаток - недействие при скольжении, 5 -0 (11. Поетому оно и не применяется для проверки синхронизма.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобз 73 ретению является орган контроля синхронизма при А ПВ линии электропередачи, содержащий реле сдвига фаз, первый вход которого подключен к трансформатору напряжения шин, второй вход — к трансформатору напряжения линии, а выход соеди,нен с первым входом логического элемента И, ко второму входу которого подключен первый выход блока А ПВ, а к выходувход элемента Задержка на срабатывание выход которого связан с разрешающим входом блока АПВ (2). Реле сдвига фаз в этом органе является элементом, ðåàгирующим на величину угла Д1 между дву мя напряжениями. Оно срабатывает, когда

Id 4 )ср, т- е. когo> — ср 8ср, При периодическом изменении угла Я от 0 до 360 реле сдвига фаз попеременно срабатывает и возвращается в соответствии с выбранной уставкой срабатывания д Р, замыкая или размыкая при этом цепь пуска элемента "Задержка на срабатывание". При этом срабатывание

ОКС возможно лишь в тех случаях, когда интервалы времени, соответствующие положению срабатывания реле сдвига фаз больше или равны выдержке, времени элемента Задержка на срабатывание . Таким образом, рассмотренный орган одновременно осуществляет контроль сдвига фаз/д / 6 и среднего скольжения, 5 lt +

«с 5 с,. „с,,с пр ем 5с „равно (2 ермаке 18О

При соответствующем выборе параметров срабатывания д иt известный

ОКС обеспечивает включение выключателя при углах Д, не превосходящих заданный угол ВвК>. Зависимость времени срабатывания органа от угла ссср может быть получена из уравнений (1) и (2) (3) ср вв ькС СР

Основными недостатками этого ОКС являются малое быстродействие и недгстаточный диапазон рабочих углов.

Цель изобретения - повышение надежности работы электропередачи путем сокращения времени действия и расширения диапазона рабочих углов органа контроля синхронизма.

Это достигается тем, что в известный орган контроля синхронизма при автомати 1еском повторном включении (АПВ) линии электропередачи, оснащенной трансформатором напряжения и блоком АПВ и подключенной к шинам подстанции, обо6245

5 ,l0

l5

З5

55 рудованным трансформатором напряжения, содержащий реле сдвига фаз, первый вход которого предназначен для подключения к трансформатору напряжения шин, второй вход — к трансформатору напряжения линии, а выход соединен с первым входом элемента И, второй вход которого предназначен для соединения с выходом блока АПВ, а выход соединен с входом элемента "Задержка на срабатывание", введены второе реле сдвига фаз, второй и третий элементы "Задержка на срабатывание, второй и третий элементы И, элементы HE и ИЛИ, причем входы второго реле сдвига фаз подключены параллельно соответствующим входам первого реле сдвига фаз, выход которого через элемент HE соединен с первым входом второго элемента И, выход второго реле сдвига фаз соединен с первым входом третьего элемента И и со вторым входом второго элемента И, третий вход которого и второй вход третьего элемента И предназначены для соединения с первым выходом блока АПВ, выходы второго и третьего элементов И соединены соответственно со входами второго и третьего элементов Задержка на срабатывание", а выходы первого, второго и третьего элементов Задержка на срабатывание через элемент ИЛИ предназначены для подключения к разрешающему входу блока АПВ.

Иа фиг. 1 приведена структурная схема органа контроля синхронизма при

АПВ линии электропередачи; на фиг. 2— график зависимостей времени срабатывания с от углов срабатывания для устройства-прототипа и предлагаемого.

Орган контроля синхронизма при АПВ линии электропередачи содержит линию 1 электропередачи, выключатель 2 линии, шины 3, измерительные трансформаторы

4 и 5 напряжения линии и шин соответственно, ключ 6 управления выключателем, блок 7 контроля синхронизма, первое 8 и второе 9 реле сдвига фаз, первый 10, второй 1 1, третий 12 элементы И соответственно, первый 1 3, второй 14, третий 15 элементы "Задержка на срабатывание " соответственно, элемент HE 16 и элемент ИЛИ 17.

Сравниваемые между собой по фазе напряжения линии и шин через измерительные трансформаторы 4 и 5 подводятся к обоим входам первого 8 и второго 9 реле сдвига фаз, к выходам которых подключены входы первого 10 мента 15 Задержка на срабатывание обеспечивает срабатывание органа во всем диапазоне углов срабатывания (во всех трех зонах), но с большим временем (dcP2 С сР > сР ВС является резервной и служит для предотвращения отказа органа при скольжении близком к нулю и меняющем знак сР " cp

СР4

Выдержка времени t с. выбирает» ся так же, как и в известном органе.

Основное преимушество данного контроля синхронизма состоит в том, что выдержки времени в и Ь Вс могут

4 2 быть выбраны существенно меньше, чем вь цержки вс

Ъ

Выражение для выдержки времени аналогично уравнению (3)

ВС4

2Юцр ьв вс, б -б (4)

Ъ ср, а для выдержки с, уравнение имеет вид

2 д -d сра с вс ссГвк,-d въ (5)

Эффективность изобретения хорошо видна из сравнения кривых = f(g ср ср

1 и П (cM. фиг. 3), построенных по формулам (2) - (5) при заданных

Д -90, 4в В - 0,2 с. Кривая 1

Вкл характеризует известный орган контроля синхронизма, а кривая П вЂ” предложенный в настоящем изобретении при условии ВС - ВС2 .

Йз сравнения кривых следует, что предложенный орган контроля синхронизма имеет значительно меньшее время действия и больший дйапазон рабочих углов, что позволяет повысить надежность работы электропередачи.

Формула изобретения

Орган контроля синхронизма при автоматическом повторном включении (АПВ) линии электропередачи, оснащенной трансформатором напряжения и блоком АПВ и подключенной к шинам подстанции, оборудованным трансформатором напряжения, содержащий реле сдвига фаз, первый вход которого предназначен для подключения к к трансформатору напряжения шин, второй вход - к трансформатору напряжения линии, а выход соединен с первым входом элемента И, второй вход которого пред назначен цля соединения с выходом блока АПВ, а выход соединен с входом эле

5 736245 б и третьего 12 элементов И соответственно.

Первое реле 8 сдвига фаз вместе с первыми элементами И 10 и Задержка на срабатывание 13 создают первую

5 зону срабатывания органа (Bcp„ pc д р ;

4р - Вс

Выхоц первого реле 8 сдвига фаз через элемент НЕ 16 подключен к одному входу элемента И 11, ко второму входу !о которого подключен выход второго реле сдвига фаз 9, а выход элемента И 11 подключен ко входу второго элемента 14 Задержка на срабатывание . Совместная работа обоих реле сдвига фаз (срабаты- 15 вание реле 9 и несрабатывание реле 8) в сочетании с работой блоков HE 16, И 11 и второго элемента 14 Задержка на срабатывание" создают еще две зоны срабатывания органа

Таким образом, при скольжении 9- 0 время срабатывания органа зависит от того, в какой зоне находится угол в

25 момент пуска органа, т..е. в момент подачи напряжения на линию с противоположного ее конца. Если это происходит в первой зоне, то время срабатывания зо равно t>, если во второй или третьей, то . При скольжении Ь =сопМ отличном от нуля, срабатывание произой дет в тех же зонах (если, конечно, не слишком велико), оцнако выбор той или иной зоны срабатывания будет зави- .

35 сеть от момента начала контроля синхронизма (от начального значения угла Д и скольжения 5 ). Так, если в момент начала измерения угол д лежит в пер4О вой зоне и скольжение 5 таково, что за время 4в угол Д не выйдет из вс этой зоны, то срабатывание устройства произойдет со временем . Если с1 же скольжение 5 и начальный угол 8

45 таковы, что за время t угол Д выйвс дет за пределы первой эоны (элемент 13

Задержка на срабатывание" не успеет сработать), то срабатывание устройства произойдет после срабатывания элемента

$0

14 Задержка на срабатывание" не успеет сработать), то срабатывание устройства произойдет после срабатывания. элемента 14 Задержка на срабатывание" с временем, равным сумме времени нахожде ния угла Д в первой зоне и выдержки времени элемента 14.

Сочетание второго реле сдвига фаэ 9, третьего элемента И 1 2 и третьего эле736245 мента "Задержка на срабатывание, о т— л и ч а ю щ пАса тем, что, с целью повышения надежности работы электропе=. редачи путем сокрашения времени действия и расширения диапазона рабочих углов органа контроля, в него введеньi второе реле сдвига фаз, второй и третий элементы Задержка на срабатывание", второй и третий элементы И, элемента|

НЕ и ИЛИ, причем входы второго реле сдвига фаз подключены параллельно соо,— ветствуюшим входам первого реле сдвига фаз, выход которого через элемент НЕ соединен с первым входом второго элемента И, выход второго реле сдвига фаз соединен с первым входом третьего элемента И и со вторым входом второго элемента И, третий вхоц которого и второй вход третьего элемента И прецназначены для соединения с первым выходом блока АПВ, выходы второго и третьего элементов И соединены соответственно со входами второго и третьего элементов "Задержка на срабатывание,. а выходы первого, второго и третьего элементов Задержка на срабатывание через элемент ИЛИ предназначены для подключения к разрешающему входу блока АПВ.

1О Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Богорад A. M. и Назаров Ю. Г.

Автоматическое повторное вклк>чение в энергосистемах. М.," Энерги, 1969.

15 2. Устройство автомати «еского повторного включения типа А ПР503. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Чебоксарский электроаппаратный завод. Изд. 1, с. 31.

ЦНИИПИ 3: 2442 44

Тираж 7R 1 Подписное

Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная,4

Орган контроля синхронизма при автоматическом повторном включении(апв) линии электропередачи Орган контроля синхронизма при автоматическом повторном включении(апв) линии электропередачи Орган контроля синхронизма при автоматическом повторном включении(апв) линии электропередачи Орган контроля синхронизма при автоматическом повторном включении(апв) линии электропередачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано при осуществлении однофазного автоматического повторного включения (ОАПВ) в электропередачах высокого и сверхвысокого классов напряжений

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для автоматического определения поврежденной секции и последующего ее отключения в бестоковую паузу

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к устройствам токовой защиты

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано при осуществлении однофазного автоматического повторного включения (ОАПВ) в электропередачах высокого и сверхвысокого классов напряжений

Изобретение относится к автоматизации энергосистем и может быть использовано в защите устройств электроснабжения от токов КЗ

Реле тока // 2192084
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания электронных реле

Реле тока // 2192085
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания электронных реле

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве магнитного пускателя в низковольтных комплектных устройствах распределения электроэнергии между двигателями переменного тока ответственных электроприводов при непрерывном режиме их работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателей от снижения сетевого напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах автоматики для защиты цепей от перегрузок и коротких замыканий
Наверх