Способ управления многофазным электродвигателем

 

О Й-Н"-C:.ÀÍ. И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 2511.77 (21) "..546 7б 4/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 25.05.80- Бюллетень № (51)М. Кл.

02 P 7j42

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (5g) УД (б21. 313.. 333. 072.9 (088. 8) Дата опубликования описания 30 . 05 ° 80 (») Автор изобретения

A С . Айнварг (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОФАЗНяИ ЭЛЕК1 РОДВИГATEJIEN

Изобретение относится к способам управления электродвигателем переменного тока, в частности, регулирования его скорости.

Известен способ регулирования скорости вращения асинхронного двигателя изменением числа его полюсов путем подключения к питающей сети раз— личных обмоток, имеющих различные 1О числа полюсов, или отдельных частей одной обмотки, образующих различные числа полюсов (1). Недостатки такого регулирования — изменение скорости только в кратное число раз относительно угловой частоты питания; невозможность получения частоты вращения выше угловой частоты питания; невозможность применения для синхронных двигателей и трудность использо- 20 вания для асинхронных двигателей с фаэным ротором; трудность получения больше четырех ступеней скорости; плохое использование меди двигателя, особенно при большом числе скоростей;25 трудность выполнения нескольких обмоток с различными числами полюсов, обеспечивающих синусоидальную намагничивающую силу постоянной амплитуды 4 30

Наиболее близ о к к предлагаемому по технической сущности является способ частотногс регулирования, при котором на фазные обмотки статора двигателя подают симметричное многофазное напряжение регулируемой частоты, чем достигается регулирование частоты вращения ма" íèòíîãî полн и широкий диапазон плавного и сравнительно экономичного регулирования скорости при хорошем использовании двигателя (2), Недостаток способа — сложность его реализации из-эа необходимости применения сложных преобразователей частоты сети в синусоидальное многофазное напряжение регулируемой частсты.

Известен способ регулирования скорости путем изменения напряжения питания, что достигается, например, изменением угла открывания тиристоров коммутатора<по данной программе (3) .

Этот способ незкономичен и практически реализует небольшой диапазон регулирования скорости.

Цель настоящего изобретения — расширение диапазона регулирования скорости и повышение экономичности.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе програм736 329 упрощение как силовой схемы, так и системы управления. Периодическое подключение обмоток двигателя к источмного управления многофаэным электродвигателем, например двухпоМюсным, питающимся oT многофазного источника синусоидального напряжения, путем переключения напряжений на обмотках двигателя, Формируют переменное напряжение двух уровней, отличающихся по амплитуде вдвое, подают на каждую ,фазную обмотку один из двух уровней противоположных полярностей, переключают указанные уровни и полярности с частотой, кратной частоте питания,, например, в 12 раэ, и одинаковой для различных скоростей вращения, а в интервалах между переключениями указанные уровни и полярности определяют для каждой скорости и для каждой Фазы программами, например, изображенными на фиг. 14 и 15 для частот вращения соответственно в полтора и два раза больших частоты питания. Благодаря таким переключениям для реализации предлагаемого способа не требуется получения синусоидального напряжения питания регулируемой частоты и, следовательно, не требуется применения выпрямителей, инверторов и фильтров, а достаточен простой коммутатор. Не требуется также совместного регулирования частоты и напряжения, следовательно, нет необходимости управлять углом отпирания ключей.

Система управления коммутатором должна лишь переключать ключи по определенной программе в одни и те же моменты времени, не зависящие от скорости вращения. Все зто обуславливает нику неизменной частоты обуславливает постоянство коэффициента мощности во всем диапазоне регулирования. В то же время сохраняются преимущества частотного способа — воэможность главного регулирования скорости в широком диапазоне при хорошем использовании двигателя, На фиг. 1 изображена функциональная схема управления двигателем; на

Фиг. 2 — трехфазная система токов иере--.:ëèðóåìoão двигателя; на фиг. 3 пространственное распределение чисел витков фазных обмоток двигателя; на фиг. 4 — вращающееся магнитное поле нерегулируемого двигателя; на фиг. 5получение удвоенной частоты вращения магнитного поля; на фиг. б — получение учетверенной частоты вращения магнитного поля; на фиг. 7 — получение половинной частоты вращения магнитного поля; на фиг. 8 — получение полуторакратной частоты вращения магнитного поля; на фиг. 9 — получение частоты вращения магнитного поля втрое меньшей чем угловая частота питающей сети„. на Фиг. 10 — получение частоты вращения магнитного поля, равной 2/3 чгловой частоты питающей сети; на

S (О (S

ЗО

Фиг. 11 — Фазные напряжения при половинной и полуторакратной частоте вращения магнитного поля; на Фиг. 12 временные графики намагничивающих сил трех фаэ и их сумма при половинной частоте вращения при уменьшенной точности регулирования; на фиг. 13 вращение магнитного поля машины с половинной скоростью при уменьшенной точности регулирования; на фиг. 14 и

15 — программы переключения уровней фазного напряжения соответственно для частот вращения в полтора и два раза больших частоты питания.

На функциональной схеме фиг. 1 показан пример переключателя, состоящего из шести вторичных Фазных обмоток трансформатора и двенадцати полностью управляемых ключей. Первичная трехфазная обмотка трансформатора, подключенная к питающей сети трехфазного синусоидального напряжения, на фиг. 1 не показана. Вторичные обмотки транс— форматора, по две идентичные обмотки на каждую Фазу, выполнены с отводами.

Выводы и отводы обмоток подключены чере= полностью управляемые ключи к клеммам питания A, B, С, О управляемого двигателя. Две вторичные обмотки каждой Фазы имеют противоположную полярность (точки на фиг. 1).

Фазные токи угловой частоты питания щ трех фаз нерегулируемого двигателя изображены на Фиг. 2 различными линиями: штрихпунктирной для фазы AÄ линией тире — две точки для фазы В и пунктирной для фазы C Такими же линиями на Фиг. 3 изображены пространственные распределения чисел витков ж трех фаз обмоток питания двигателя. Каждая фаза двигателя представляет собой простую равномерно распределенную двухполюсную обмотку, которая при достаточно большом числе пазов имеет трапецеидальное распределение чисел витков в функции от пространственной координаты х.

Ротор управляемого двигателя может быть короткоэамкнутым„ если двигатель асинхронный, и может возбуждаться постоянным током или быть без обмоточным, если двигатель синхрон н ь1й, Рассмотрим регулирование скорости (частоты) вращения магнитного поля двигателя или, что то же самое при равномерном воздушном зазоре, намагничивающей силы (НС), считая, что двигатель работает при постоянной нагрузке. При изложении полагаем, что ключи пронумерованы слева направо (Фиг. 1).

На фиг. 4 изображена бегущая (вращающаяся) волна НС нерегулируемого двигателя, когда к его зажимам А, В, С, 0 постоянно подключено по одной обмотке трансформатора одинаковой полярности, т. е. когда постоянно

=-амкиуты ключи 1-ый, 5-ый и 9-ый, а.

736329 остальнь|е ключи постоянно разомкнуты. НС трех фаз имеют такие же трапецеидальные распределения, что и числа фазных обмоток, и изображены на фиг. 4 такими же линиями. Кривые сумм

40 полярности, так что по этим обмоткам текут токи соответственно -2ip и

НС трех фаз изображены сплошными линиями. Как и в любом неуправляемом S двигателе, вслна HC в этом случае вращается вдоль расточки статора— пространственной координаты x — с угловой скоростью, равной угловой частоте питающего напряжения; на 10 фиг. 4 показан поворст волны HC на пространственный угол — радиан за 21K интервал 0

На фиг. 5 показано получение удвоенной скорости вращения волны HC. 15

В момент uu t = О замкнуты ключи 1-ый, 5 ый и 9 ый на (фиг. 4) и кривая HC имеет то же положение. Так как при этом фаэные обмотки двигателя подключены к идентичным отнодам обмоток трансформатора, имеющих одинаковую полярность, то фаэные токи текут в условно положительном направлении— обозначим их мгновенные значения

+iA, +1В и 1 . В следующий момент

Т;

mt = - - ток фазы В проходит через нуль (1 = О), все ключи фазы А разомкнуты (iA -- О), а в фазе С замкнут

10-ый ключ, подающий на фазную обмотку удвоенное напряжение положительной полярности, так что ток фазы С равен +21 соответственно НС фазы С в этот момент изображена на фиг. 5 сдвоенной пунктирной линией. В следующий момент а> = †.5- замкнуты ключи — Х

4-ый, 5-ый, 9-ый и по обмоткам двигателя текут токи -2iA +i â и +iс соответственно НС фазы А, созданная ее током условно отрицательной полярности, изображена на фиг. 5 сдвоенной штрих-пунктирной линией, а НС остальных двух фаэ — одинарными линиями. В следующий момент R>t

В (на фиг. 5 не показан) замкнуты ключи б-й и 12-ый, и в фазных обмотках фаэ В и С текУТ токи +21В и -2 О и т. д. Как видно из фиг. 5, волна результирующей НС, изображенная сплошной линией, вращается вдвое быстрее, чем на фиг. 4 т. е. поворачивается на такой же пространственный угол радиан за вдвое меньшее время

О c t — — углоная частота ее вращения вдвое больше угловой частоты сети.

Фиг. б поясняет получение учетверенной скорости вращения волны HC. 55

В момент mt = О замкнуты те же ключи 1-ый, 5-ый, 9-ый, как и на фиг. 4, волна НС имеет то же положение. В следующий момент Kt = —, изображен« ный на фиг. б, замкнуты ключи 4-ый и ц

10-ый, поданая на фаэные обмотки фаз

A и С удвоенные напряжения соответственно отрицательной и положительной

+21с . В следУющий момент д т

Тс (на фиг. 6 не показан) замкнут только 12-ый ключ и течет ток -21С только в фазе С и т. д. Как видно из фиг. 6, при таких переключениях волна результирующей НС вращается вчетверо быстрее, чем на фиг. 4 — поворачивается íà -.àêîé же пространственный fc угол — радиан за вчетверо меньшее время.

Фиг. 7 поясняет получение половинной скорости вращения магнитного поля машины. В период О <ц.t "— замкэ нуты только 1-ый и 9-ый ключи и текут только токи +i и +i . Далее

TC в момент m t = — замкнут только

10-ый ключ и течет ток +2iС. Далее в момент Q„t = замыканйем соответ2 ствующих ключей задаются фазные токи

-1A, +1В и +1, далее в момент mt ф — токи -1д и +2iВ и т. д. Как видйо иэ фиг. 7, волна НС вращается вдвое медленнее, чем на фиг. 4, т. е. частота вращения вдвое меньше частоты сети.

Фиг. 8 поясняет получение частоты вращения магнитного поля, в 1,5 раза превышающей частоту сети. Переключениями соответствующих ключей задают в момент wt = О фазные токи +iA и

+1В, в момент ш t = — +1Д и +1 с, в момент uut = -" - — +i и +i в мо1„3, с B мент mt = — +2i и т. д. За нремя О uu t + волна HC поворачивается в пространстве на Т радиан, т. е. угловая частота ее вращения в 1,5 раза больше частоты сети.

Для расширения возможностей регулирования скорости вращения перемещение волны НС может производиться и неравномерно. Например, на фиг. 9 показано, как путем вышеописанных переключений задается остановка волны НС в интервале -"- ut = †„, далее опять равномерное ее движение в интервале. —

2 (щ !ь и т. д. Обладая достаточной инерционностью, ротор при этом будет вращаться равномерно со скоростью, определяемой средней частотой вращения волны НС. Эта средняя частота втрое меньше частоты питания фиг. 9.

Аналогичным образом показано получение средней частоты вращения поля, .эавной 2/3 частоты питания (фиг. 10).

Таким образом, показана возможность получения практически любой частоты вращения магнитного поля как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения относительно частоты питания, причем в широком диапазоне (рас" смотренные примеры охватывают диапазон 1 : 12). Эта возможность достигается переключением в каждой фазе всего двух значений напряжений или токов противоположной полярности, хотя, конечно, может быть использовано и большее число таких значений — при этом увеличивается число ключей и отводов

736329 вторичных обмоток трансформатора (фиг. 1) .

Как видно из приведенных примеров, регулирование осуществляется переклю.чением ачпервитков фазных обмоток через равноотстоящие промежутки времени, не зависящие от достигаемой частоты вращения магнитного поля. Эти переключения осуществляются в рассмотренных примерах путем изменения напряжений, подаваемых на фазные обмотки, между двумя значениями противоположной полярности (нсего 4 значения).

Яа фиг. 11 приведены временные,циаграммы изменения фазных напряжений для получения половинной частоты вращения (на фиг. 11 вверху, над градуировкой оси времени) и для получения полуторакратной частоты вращения (на фиг. 11 внизу). Фаэные напряжения нерегулируемого днигателя (условно положительные и равные единице) изображены такими же линиями, как и на фиг. 2, а точечными линиями изображены изменения напряжений в моменты коммутации. На фазные обмотки двигателя подаются несинусоидальные напряжения, составленные из временных отрезкон питающего синусоидального напряжения (фиг. 11).

Амплитуда и полярность синусоидального напряжения на каждом иэ этих отрезков различны в различных фазах, т. е. на трехфазную обмотку двигателя подается несимметричная система нелинейных напряжений.

В рассмотренных примерах (фиг. 410) прослежено изменение фазных zoков двигателя через равноотстоящие интервалы времени ый. = . Г1ри этом б предполагалось, что эа каждый -такой интервал фазный ток достигает расчет.ного указанного значения, т. с, переходный процесс протекает достаточно быстро. Рассмотрим ограничения, наклацываемые временем переходного процесса на реалйзацию предлагаемого способа.

Как известно, длительность изменения токов при переходном процессе н нагруженной электрической машине определяется, в основном, реактивностями рассеяния. Если < и г — индуктивность и активное сопротивление на входных зажимах, то постоянная времени переходного процесса Г = . ХоэффиГ циент мощности машины

ыА. Т

cos5 = cos(arctg — „) = cos(aretg2l< — )=

Т

1 где Т вЂ” период частоты питания, должен быть. достаточно высок, чтобы свободная составляющая тока переходного процесса практически исчезла на заданный интервал между двумя переключениями. Так как эта свободная составляющая тока затухает до 5Ъ от своего первоначального значения эа время 3, то для регулирования с точностью не хуже 5Ъ необходимо, чтобы ин5 (О

35 тервал между двумя переключениями ñoстанлял ЗС. В рассмотренных примерах этот интервал был выбран равным

Ъ, Т 6 ((), т. е. для установки токон с точносгтью до 5% необходимо, чтобы

ЗЧ, — †„, поэтому cos машины может быть очень высок (0,97) .

Для регулирования предлагаемым способом машины с меньшим cost необходимо уменьшить точность регулирования или ввести, большее, чем два число значений токов (напряжений), участвующих в переключениях. Например„для Г = 0,1Т (cos g = О, 846) на фиг. 12 и 13 представлены диаграммы

НС, по которым можно оценить уменьшение точности регулирования для скорости вращения поля, равной половине частоты питания. На фиг. 12 представлены расположенные друг под друroM нременные диаграммы фазных НС фаз А, В, С и их сумма — результирующая кривая HC. Диаграммы построены для той же точки воздушного зазора машины, в которой относительные значения чисел витков фаз равны W< = 1, 1

w = > = — — точка х = - " — на

С 2 фиг. 3), интервал между переключениями равен u;t = †. Сплошные линии

Х и зображают НС при переключениях, остальными линиями намечены установив шиеся значения НС. Из фиг. 12 видно, что хотя фазные токи, экспоненциально изменяющиеся между переключениями, несинусоидальны, результирующая НС обмотки питания (полонинной частоты) приближается к синусоиде.

На фиг. 13 показаны перемещения волны НС в пространстве через кажд е — радиан за период 2К частоты х

6 питания при фазных токах (фиг. 12) .

Иэ сопоставления фиг. 13 и фиг. 7 можно оценить влияние уменьшения cosg ,цвигателя н различных его режимах на точность регулиронания.

Необходимые для реализации предлагaeMoro способа изменения ампервиткон фазных обмоток могут быть осуществлены не только переключениями напряжений, подаваемых на днигатель, но и переключениями чисел витков в каждой фазе самого двигателя и реверсированием фазных токов. В этом случае необходимость н дополнительном трансформаторе отпадает, а переключатель состоит только из ключевых приборов; при этом обмотки двигателя должны быть соответственно секциониронаны. Таким образом, функциональная схема фиг. 1 пригодна как для регулирования двигателя обычного исполнения, так и для регулирования двигателя с секциониронанными обмотками. В последнем случае А В, С, О обозначают клеммы питания двигателя, а обмотки на фиг. 1 — обмотки днигателя.

В практической реализации режим работы ключей фиг. 1 задается прог73б329

1.0

15

ЗО

55 раммой. Две такие программы представ. лены на прилагаемых фиг. 14 и 15 соответственно для частот чращения в

1,5 и в 2 раза больших частоты питания. Каждая программа представляет собой три ступенчатые диаграммы, расположенные на фиг. 14, 15 друг под другом соотв тственно для трех фаз, где высота ступенек означает уровень мгновенного значения фазного напряжения питания.

Рассмотрим преимущества реализации предлагаемого способа по сравнению с реализацией частотного регулирования с помощью преобразователя частоты, обеспечивающего регулирование частоты в обе стороны относительно частоты напряжения сети. Такой преобразователь содержит регулируемый выпрямитель и инвертор на ключевых приборах, а также емкости для обеспечения двигателя необходимой рЕактивной мощностью. управление частотой осуществляется регулированием моментов включения ключей инвертора, а управление напряжением — регулированием напряжения выпрямителя или широтно-импульсным регулированием инвертора. Для получения удовлетворительной формы кривой выходного напряжения на выходе инвертора необходим сложный фильтр, масса которого составляет примерно треть массы преобразователя или бесфильтровой транзисторный инвертор с числом фаз (ключей) 24 и более. Выпрямитель должен содержать фильтр для исключения резких коммутационных напряжений на входе инвертора.

Для реализации предлагаемого способа требуется преобразователь, содержащий лишь трансформатор и ключевые приборы, т. е. значительно проще, а при секционированных обмотках двигателя — только ключевые приборы. Так как нет промежуточного звена постоянного тока, реактивная мощность поступает из сети и каких-либо дополнительных источников реактивной мощности не требуется. Необходимое число ключевых приборов для реализации предлагаемого способа не превышает этого числа в преобразователях частоты. Таким образом, силовая схема реализации предлагаемого способа значительно проще.

Схема управления для реализации предлагаемого способа тем более проще, так как не требуется ни регулирования напряжения, ни регулирования углов включения ключевых приборов, ни их взаимного согласования. Все регулирование по предлагаемому способу заключается только в изменении порядка переключения ключей в одни и те же моменты времени, т. е. в изменении программы переключений. Поэтому схема управления ключами не должна содержать ни источников опорного сигнала, задающих углы открывания ключей, ни источников линейно изменяющегося сигнала, имитирующего течение времени, ни датчиков, задающих изменение напряжения в функции от изменения скорости. Схема управления для реализации предлагаемого способа представляет собой лишь программное устройство, синхронизированное с питающей сетью и удобное для контроля с помощью ЭЦВМ, Двигатель, регулируемый предлагаемым способом, работает при любой скорости с неизменным соя.1, определяемым только частотой сети и нагрузкой двигателя.

Формула изобретения

Способ управления многофазным электродвигателем, например, двухполюсным, питающимся оТ многофазного ис-точника синусоидального напряжения, путем переключения напряжений на обмотках электродвигателя, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования и повышения экономичности, формируют переменное напряжение двух уровней„ отношение амплитуд которых равно двум, подают на каждую фазу обмотки электродвигателя напряжение одного из двух уровней одной из двух полярностей с последующим переключением напряжения на другой уровень и другую полярность, .причем переключение напряжения с одного уровня одной полярности на другой уровень другой полярности производят с частотой, кратной частоте пи" тания, одинаковой для различных скоростей вращения, причем указанные уровни и полярности напряжения в каждой фазе определяют в соответствии с программами, превышающих в полтора и два раза частоту питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Голован А. Т. Основы злектропривода. Госэнергоиздат, 1959, с. 187.

2. Саидлер А. С. Сарбатов Р. С.

Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями! !!Энергия 1

1974, с. 12 — 20.

3. Шубенко В. А. Браславский И. Я, Асинхронный тиристорный электропривод. Энергия, 1972, с. 8. 36329

Составитель В. Тарасов

Редактор М, Ликович Техред О.Андрейко Корректор М. Шарохин

Заказ 2284/11

Тираж 783

Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул . Проектная, 4

Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем Способ управления многофазным электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх