Муфта включения

 

Союз Советскин

Социалистических

Республик и1,74264(з (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Зая влеио 15.02.77 (21) 2454641/25-27 (51) М. Кл.

F 16 0 23/02

Гнеударстеенный немитет

QCCP нв делим нзебретеннй и атнрытий с присоединением заявки ¹ (23) П риоритет

Опубликовано 25.06.80. Бюллетень №23

Дата опубликования описания 25.06.80 (53) УДК 621.825..8 (088.8) (72) Автор изобретения

3. И. Стильбанс (7l) Заявитель

Ульяновский дважды ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод нм. В. И. Ленина (54); МУФТА ВКЛЮЧЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области транспортного машиностроения.

Известна муфта включения, содержащая шестерню, установленную на валу с возможностью вращения, и ступицу, неподвижно смонтированную на нем, а также шлицевую втулку, имеющую возможность осевого перемещештя по шпицам стушщы (1).

В указанной конструкции для предотвраще10 ния возможности самопроизвольного разъединения вала и шестерни стутпща содержит pW дополнительных шпицев, имеющих большую толщину по окружности и меньшую осевуто длину по сравнению с толщиной по окружности и осе-.

Вой длиной остальных шшщев.

Такая конструкция при соединении вала и шестерни обеспечивает как передачу крутящего момента, так и противодействие самопроизвольному разъединению вала и шестерни лишь частью шпицев, выполненных на стушще, что снижает надежность и долговечность устройства.

Кроме того, такая конструкция достаточно надежна лишь при значительных осевых габаритах или очень высокой точности изготовления, так как для предотвращения самопроизвольного разъединения шестерни и вала шлицевую втулку необходимо передвигать на расстояние, равное или несколько большее половины суммы осевых длин основных и дополн шпицев, что при малых осевых габаритах ухудшает центрирование втулки по ступице и тем самым увеличивает возможность самовыключения передачи.

Известна муфта сцепления, содержащая втулку, шестерню свободно установленную на валу и смонтировмптую на его шпицах ступилу, имеющую на наружной поверхности три кольцевых участка шпиц, два иэ которых сопряжены с двумя кольцевыми участками внутренжих шпиц

° втулки, разделенными канавкой, На внутренней поверхности шлицы стушщы. крайних участков выполнены утоленными по отношению к среднему участку f2).

Данная муфта является наиболее .близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.

Однако в этой муфте передача крутятцего момента осуществляется через шпицы только

3 7426 одного из крайчи колец, что приводит к значительным нагрузкам на вал.

В связи с выполнением утоненных шлицев на внутренней поверхности ступицы среднее кольцо не может быть использовано в качестве

5 передающего крутящий момент, так как невозможно при этом сохранить необходимое соотношение длин сопрягаемых шлицев втулки и ступицы. Кроме того, в связи с существенной разницей в диаметрах внутренних и наружных шпицев ступицы для создания из равнопрочности длина внутренних шлицев, передающих крутящий момент, должна быль увеличена, что приводит к увеличению габаритов муфты

С целью повышения нагрузочной способности и надежности у предлагаемой муфты толщина шлиц среднего кольцевого участка ступицы меньше толщины шлиц каждого из крайних ее участков.

Кроме того, расстояние между крайними участками шпиц ступицы равно или болъше длины каждого из кольцевых участков шлиц втулки, при этом величина ее осевого переме щения равна длине одного из крайних кольцевых участков шлиц ступицы. 25

На фиг. 1 изображена муфта включения; на фиг. 2 — взаиморасположение шлицев ступицы и шлицевой втулки во включенном положении: на фиг. 3 — вариант установки крайних колец ступицы.

На валу 1 коробки передач установлена с возможностью вращения шестерня 2, имеющая шлицевь1и венец 3.

Втулка 4 с двумя кольцевыми участками S и 6 пвтицев установлена с возможностью осевор

Ф го перемещения на шпицах стугпщы, имеющих три кольцевых участка, например, в виде трех колец: крайних 7 и 8 и среднего 3, неподвижно установленных на валу 1.

Шлицы среднего кольца 9 имеют меньшую толщину поокружности, чем шлицы крайних колец 7 и 8. Расстояние между кольцевыми участками 5 и 6 шлицев втулки 4 не должно быть меньше осевой длины каждого из крайних колец 7 и 8 ступицы, а длина шпицев среднего кольца 9 или расстояние между крайними кольцами 7 и 8 болъше длипы каждого из кольцевых участков 5 или 6 ипнлц втулки

4. Величина ее осевого перемещения равна длине одного нз крайних колец 7 или 8.

Втулка 4 может быть введена в зацепление посредством кольцевого участка 5 шлицев с шлицевым веьщом 3 шестерни 2. При этом кольцевой участок 6 шлицев втулки 4 войдет в зацепление со шлицами среднего кольца

9 (см. фиг. 2).

Толщина шлицев кольцевых участков 5 и 6 втулки 4 равна толщине шпицев крайних колец

7 и 8 ступы.

46 4

Крайние кольца 7 и 8 ступицы могут быть установлены как показано на фиг. 3.

Муфта включения работает следующим образом.

В среднем положении втулки 4, когда шпицы кольцевых участков 5 и 6 взаимодействуют со шлицами крайних колец 7 и 8 ступицы, вал

1 и шестерня 2 вращаются независимо один от другой.

При перемещении втулки 4 влево шпицы кольцевого участка 5 втулки 4 выходят из ю зацепления со шпицами крайнего кольца 7 ступицы и входят в зацепление с шлицевым венцом 3 шестерни 2, а шпицы кольцевого участка 6 выходят из зацепления со шпицами крайнего кольца 8 и входят в зацепление со шлицами среднего кольца 9 ступицы.

Вследствие этого при передаче коптящего момента от ступицы к втулке 4 последняя смещается относительно ступицы в окружном направлении на величину разности толщин по окружности шлицев крайнего 7 и среднего

9 колец ступицы. Торцы шлицев кольцевого участка б втулки 4 и соответствующих им шлицев кольца 8 ступицы упираются один в другой„препятствуя самопроизвольному выключению передачи.

Аналогично при перемещении втулки 4 вправо происходит включение передачи, на которой крутящий момент передается от шестерни 10 к валу 1.

Выполнение шпицев ступицы в виде трех кольцевых участков, выполнение шпицев среднего кольцевого участка утоненными по отношению к шпицам крайних кольцевых участков, а также выполнение на втулке двух кольцевых участков шпиц, разделенных канавкой, позволяют обеспечить участие в передаче крутящего момента при включенной передаче всех шлицев среднего кольцевого участка ступицы, а также обеспечить участие в передаче крутящего момента.при включенной передаче всех шлицев среднего кольцевого участка ступицы, и в противодействии самопроизвольному разъединению вала и шестерни всех шпицев одного из кольцевых участков втулки и одного из крайних участков ступицы, что уменьшает давление на шлицы и, соответственно, увеличивает их долговечность.

Выполнение ступицы из трех шлицевых колец позволяет значительно упростить технологию и снизить трудоемкость изготовления.

Формула изобретения

1. Муфта включения, содержащая втулку; шестерню, свободно установленную на валу и смонтированную на его шпицах ступицу, имею5 74266 ° 6 щую на наружной поверхности три кольцевых шпиц ступицы равно или больше длины каждоучастка шлиц, два из которых сопряжены с дву- го из кольцевых участков шлиц втулки, при мя кольцевыми участками внутренних шлиц. зтом величина ее осевого перемещения равна втулки, разделенными канавкой, о т л и ч а ю- длине одного из крайних кольцевых участков щ а я с я тем, что, с целью повышения нагру s шпиц ступицы. эочной способности и надежности, толщина Источники информации, шпиц среднего кольцевого участка ступицы принятые во внимание при экспертизе меньше толщины шлиц каждого из крайних 1. Патент Франции У 1531901, кл. F 16 Н, ее участков. l967.

2. Муфта по п.1, отличающаяся 10 2. Патент США N 2529492, кл. 192-67, тем, что расстояние между крайними участками 1950 (прототип).

Фиа 5

Составитель О. Логвинова

Техред Я.Бирчак

Редактор Л. Народная

Корректор С. Шекмар. Тираж 1095

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Заказ 3436/33

Филиал ППП "Патент*, r Ужгород, ул. Проектная, 4

Муфта включения Муфта включения Муфта включения 

 

Похожие патенты:

Шйк // 379423

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи
Наверх