Множительный механизм

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик () 742959

* 1

/ (61) Дополнительное к авт. саид-еу (22) Заявлено 26.1277 (21) 2559543/).8-24 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹â€”

G G 3/04

Государственный комитет

СССР по дедам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 25.06.80. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 25.06.80 (53) УДК 681. 335 (088. 8) (72) Автор изобретения

И.A.Ãðèãîðàøåíêî

Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) МНОЖИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

25

Изобретение относится к вычислительной технике, а также к устройствам, в которых интегрирование выполняется с помощью механических средств и может быть использовано в навигационной апп аратуре н аземных тран спортных средств, для автоматического определения текущих координат положения движущегося транспорта на местности, Обычно подобные устройства называются счетно-решающими и состояит они из двух узлов (синусно-косинусного построителя и множительного механизма) Известен множительный механизм к счетно-решающему устройству, содержащий ведущий фрикционный диск, два ведомых шарообразных ролика, посаженных один над другим в цилиндрическом отверстии, сделанном на каретке, которая установлена на двух винтообразных направляющих G возможностью перемещения в период работы прибора вдоль диаметра фрикционого диска. Ведомые ролики контактируют между собой, а кроме .того, нижний ролик взаимодействует с ведущим фрикционным диском, а верхний — с . цилиндрическим валом, который связан со счетным механизмом (l)„

Недостатком известного множительного механизма является то, что взаимодействие ведущего фрикционного диска с ведомыми роликами, а тех с цилиндрическим валом достигается путем фрикционного сцепления каждой пары на очень маленькой площадке.

Это снижает надежность сцепления, а значит, и точность результатов, особенно тогда, когда множительный механизм, пробыв некоторое время в эусплуатации, чуть раэбалтывается.

Кроме того, такой интегратор, будучи прицезионным, сложен в изготовлении.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является множительный механизм, содержащий корпус с направляющими, на которых установлена подвижная каретка, кинематически соединенная с тягой синусно-косинусного построителя, ведущий фрикцион, который укреплен в корпусе и кинематически соединен с валом датчика пути, и ведомый фрикцион, укрепленный на каретке и кинематически соединенный со счетчиком координат (2).

Недостатком данного множительного устройства является то, что в нем, 742959 как и в предыдущем, не обеспечивается достаточно надежное фрикционное сцепление между, ведущими и ведомыми фрикционаии, так как контактируют они небольшой площадью. Это снижает точность вычисляемых координат, особенно после некоторого периода эксплуатации прибора.

Цель изобретения — повышение точности и надежности работы механизма.

Поставленная цель достигается тем, что множительный механизм,. содержащий корпус с направляющими, на которых установлена подвижная каретка, кинематически соединенная с тягой. синусно-косинусного построителя, вед лаий фрикцион, который укреплен в корпусе и кинематически соединен с валом датчика пути, и ведомый фрикцион, укрепленный на каретке и кинематически соединенный со счетчикрм координат, имеет фрикцион, 20 выпслненный иэ двух конусов с эластичиым покрытием, которые размещены в кОрпусе вершинами навстречу друг друГу и.под углом к направляющим корпуса, соответствующим расположению образующих конусов попарно параллельно между собой, конуса ведущего фрикциона кинематически соединены с валом датчика пути с воэможностью их вращения в противоположных направлениях, ведомый фрикцион выполнен в внде кольцеообраэного обкатного ролика, прижатого внутренней круговой поверхностью к поверхности одного иэ конусов ведущего фрикциона, причем кольцеобраэный обкатный ролик состоит из крепежного кольца с шестеренчатой нарезкой на внешней поверхности и набора роликов, прикрепленных к виутренней поверхности крепежного кольца по всей era окружности, ось 4ц вращения каждого иэ роликов перпендикулярна оси вращения крепежного кольца.

На фиг.1 изображен множительный механизм, вид сверху; на фиг.2 разрез А — А на фиг.1; на фиг,3 изображен обкатный ролик, разрез.

Множительный механизм включает корпус 1 с направляющими 2, конусы

3 и 4 с эластичным покрытием, установленные на корпусе 1 с возможностью вращения и соединенные с валом 5 датчика пути посредством шестерен 6 и

7 — конус 3 и 8 — 10 — конус 4, сборный. кольцеобразный обкатный ролик

1, состоящий иэ нескольких более мелких роликов 12, поверхность которых получена вращением окружности выпуклой частью к оси вращения, которые с помощью крепителей 13 подвешены к крепежному кольцу 1.4, содер- щ жащему в наружной части шестерню

15, которая имеет воэможность вращаться со всем сборным кольцеобраэ.— ным обкатным роликом на каретке 16, а каретка способна перемещаться качением на корпусе 1 по направляющим

2; тяга 17; связывающая каретку 16 с пальцем 18 на диске 19 синуснокосинусного построителя; счетчик координат (на фиг.1-3 не показан), приводимый в движение шестерней. 15 через промежуточную шестерню 20, установленную на каретке 16, .посредством телескопического соединения.

Работает множительный механизм следующим образом.

Машина перемещается, ее путь, выраженный суммарным числом оборотов колеса, радиус которого известен, передается через датчик пути на вал 5. Вращение вала 5 приводит в движение конусы 3 и 4 посредством шестерен 6 и 7, а также 10, 9 и 8 причем вращаться конусы будут в разных направлениях. Один из вращающихся конусов, например 3, находясь в фрикционном сцеплении со сборным кольцеобразным роликом 11, проталкивает его, а тот, вращаясь, с помощью шестерни 15, приводит в движение промежуточную шестерню 20, которая посредством телескопического соеди-— нения через валик 21, приводит в движение счетчик координат.

Положение каретки 16 с обкатным роликом 11 на поверхности конусов

Ф регулируется при помощи тяги 17, связывающей множительный механизм с синусно-косинусным построителем.

Представим, что рассматриваемый множительный механизм вычисляет при-, ращенче O х, а такущий азимут курса равен 0, B этом случае палец 18 на диске 19 синусно-косинусного построителя разм-"-стится на одной прямой с тягой 17 в крайнем левом поло— жении, - обкатный ролик — у основания конуса 3, значит конус будет вращать, обкатный ролик с максимальным перецаточным числом, эквивалентным всему пути, проходимому машиной с текущим азимутом. Когда машина повернет, например .на восток, и азимут примет.значение 90 диск 19 прокрутится вправо на этот же угол, а палец

18 протолкает тягу 17 вправо на отрезок, равный расстоянию от периферии до центра диска 19.

Тяга 1 7 протолкнет каретку 16 со сборным обкатным роликом 11 вправо до точки вершины конуса, обкатный ролик прекратит вращение, но если машина снова изменит свой курс, например, на юго-восток и пойдет по азимуту 135, то тяга протолкнет каретку еще дальше вправо до середины конуса 4. Обкатный ролик снова будет вращаться, только в обратном направлении. На счетчике координат за это время произойдет следующее.

Перед выходом машины в.путь на табло обозначены значения Х и Y исходной точки. На первом отрезке пути, когда азимут курса был О, — координаты

742959 х непрерывно наращивались до полного включения длины пройденного пути; на ,втором этапе, где текущий азимут курса составлял 90 — значение координат по л. осталось неизменным, а на третьем отрезке с азимутом 135О, 5 значение Х убавилось на величину равную произведению длины этого отрезка на cos45 .

Преимущества данного,множительно го механизма перед известным выра- 10 жается в увеличении площади фрикционного сцепления между ведущим и ведомым фрикционами, что будет способствовать повышению точности вычисления координат, особенно при продолжитель- )g ной эксплуатации прибора. Кроме того, прибор будет более надежен, долговечен и не требует особой точности изготовления деталей. Кроме того, технологически коническая поверхность выполняется более простыми методами, чем сферическая.

Формула изобретения

1. Множительный механизм, содержа25 щий корпус с направляющими, на которых установлена подвижная каретка, кинематически соединенная с тягой синусно-косинусного построителя, ведущий фрикцион, который укреплен в корпусе и кинематически соединен с валом датчика пути, и ведомый фрикцион, укрепленный на каретке и кинематически соединенный со счетчиком координат, отличающийся 35 тем, что, с целью повышения точности и надежности работы механизма, н нем ведущий фрикцион выполнен иэ двух конусов с эластичным покрытием, которые размещены в корпусе вершинами навстречу друг другу и под углом к направляющим корпуса, соответствующим расположению образующих конусов попарно параллельно между собой, конуса ведущего фрикциона кинематически соединены с валом датчика пути с возможностью их вращения в противоположных направлениях, ведомый фрикцион выполнен в виде кольцеобразного обкатного ролика, прижатого внутренней круговой поверхностью к поверхности одного из конусов ведущего фрикциона.

2. Механизм по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что в нем кольцеообразный обкатный ролик состоит из крепежного кольца с.шестеренчатой нарезкой на внешней поверхности и набора роликов, прикрепленных к внутренней поверхности крепежного кольца по всей его окружности, ось вращения каждого из роликов перпендикулярна оси вращения крепежного кольца.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 93719800, кл. G 06 G 3/08, 1974 °

2. Говорухин A.М., Куприн А.M.

Наземная навигация. М., 1970, с.5358 (прототип) .

7 4295

Составитель А.Маслов

Техред М Петко Корректор Ю.Макаренко

Редактор Т.Киселева

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3620/16 Тираж 7 1 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, _#_-35, Раушская наб., д. 4/5

Множительный механизм Множительный механизм Множительный механизм Множительный механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к матема тическому-моделированию, вычислительной технике и механизации графических операций умножения и деления трех и более независимых величин
Наверх