Система заряда

 

Союз Советскик

Социапистичесиик

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

\„ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 010378(21) 2585746/24-07 с присоединением заявки Но (23) Приоритет— (51) М. К.2

Н 02 J 7/14

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано .3006.80, Бюллетень Мо 24

Дата опубликования описания 3006.80 (72) Автор изобретения

О.Г,Потанин (71) Заявитель (54) СИСТКИА ЗМЯДА тономных системах электроснабжения.

Кроме того, данное устройство позволяет осуществлять заряд AE лишь до удвоенного линейного амплитудного значения напряжения источника.

Известно и другое устройство для заряда двухсекционной АБ, содержащее трехфазный источник переменного тока, подключенный через выпрямитель, выполненный по схеме Ларионова, к

АБ, вывод средней точки которой через управляемый токоограничивающий дроссель подключен к нейтрали источника t2j .

Известное устройство имеет сравнительно большое количество силовых полупроводниковых элементов (шесть) и дроссель, что обусловливает большие массу и габариты выпрямителя.

Такое устройство обеспечивает заряд AE только до удвоенного значения амплитуды фаэного напряжения, что также ограничивает его удельные энергетические показатели.

Известно также устройство для заряда двухсекционной АБ, содержащее трехфазный источник переменного тока с тремя выводами, мостовой выпрямитель, образованный двумя вентильными цепочками, каждая из котоИзобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для заряда двухсекционных аккумуляторных батарей АБ, используемых в автономных системах электроснабжения на основе трехфазных источников переменного тока.

Известно устройство для заряда двухсекционной АЕ, содержащее трехфазный источник переменного тока„ двухполупериодный мостовой выпрямитель, входной своей диагональю подключенный к двум выводам трехфазного источника, а выходной диагональю — к одноименным клеммам АВ, вывод средней точки которой соединен с третьим выводом трехфазного источ ника $1) .

Ток заряда этого устройства ограничен сопротивлением, складывающимся из омического сопротивления вентилей выпрямителя и внутренних сопротивлений трехфазного источника переменного тока и AE. Поэтому такая система обладает сравнительно низкими удельными энергетическими показателями. Отсутствие возможности регулирования тока заряда AE ограничивает применение этого зарядного устройства в ав- ЗО (53) УДК 621. 355.163 (088.8) 744845 рых выполнена из двух соециненных последовательно — согласно вентилей, общий катодный вывод которых подключен к положительной, а анодный — к отрицательной клеммам АБ, полупроводниковый регулятор зарядного тока, включенный между одним вывоцом источника и выводом средней точки

АБ и блок контроля напряжения и управле ния регулятором 31 .

Это устройство обеспечивает заряд

АБ всего лишь до удвоенного значения амплитуды напряжения источника, что ограничивает его удельные энергетические показатели.

Цель изобретения — улучшение удельных энергетических показателей.

Указанная цель достигается тем, что устройтсво снабжено двумя конденсаторами, один иэ которых включен между точкой соединения вентилей первой вентильной цепочки и другим выводом источника, а другой конденсатор — между точкой соединения вентилей второй вентильной цепочки и третьим выводом источника, при этом вентильные цепочки соединены между собой последовательно — согласно, а точка их соединения подключена к выводу средней точки аккумуляторной батареи.

На фиг.1 представлена принци иаль— ная электрическая схема устройс".ва; на фиг.2 — то же, вариант.

Устройство содержит трехфазный источник 1 переменного тока с тремя выводами 2-4, два конденсатора 5,6, две вентильные цепочки 7,8 и 9, 0 соответственно; блок регулирования зарядного тока, соцержащий два встречно-параллельно включенных тиристора 11,12, секции 13,14 батареи и блок 15 контроля напряжения и управления тиристорами, подключенный к клеммам 16 и 17 батареи. Точка 18 соединения вентильных цепочек соединена через блок регулирования зарядного тока с выводом 3.

При отключенном блоке регулирования зарядногс тока (тиристоры "1,12 закрыты) устройство Обеспечивает заряд АБ до напряжения, равного амплитуде линейного напряжения источника, что соотве — oòâóåò режиму минимального зарядного тока, а при полностью включенном блоке регулирования — до значения, близкого к учетверенной величине амплитуды линейного напряжения источника, что соответствует режиму максимального зарядного тока.

Устройство (фиг.1) при включен— ном блоке регулирования зарядного тока работает следующим Образом.

Фаэные обмотки 19,20 и ?1 трехфазного источника соединены в треугольник и напряжение АБ более чем в два раза превышает амплитудное значение фазного напряжения. Тогда в од ни, на званные условно положи тельными, полупериоды изменения напряжения первой Фазы 19, при которых потенциал вывода 2, будет осуществляться заряд конденсатора 5 с полярнос— тью, показанной на фиг.1, до амплитудного значения напряжения первой фазы Е по цепи: вывод 3, тиристор

12, вентиль 7, конденсатор 5, вывод 2. В следующие — отрицательные полупериоды изменения напряжения первой фазы, при которых потенциал вывода 2 выше потенциала выходного вывода 3, к секции 13 батареи прикладывается суммарное напряжение, складывающееся иэ мгновенного значения напряжения первой фазы 19, увеличивающегося по абсолютной величине от нуля до своей амплитуды

Е и напряжения на конденсаторе 5,. равного по величине Е . При до тц стижении этого суммарного напряжения значения, равного на секции 13 бата— реи, открывается вентиль 8 и происходит заряд секции 13 по цепи: вывод 2, конденсатор 5, вентиль 8, секция 13, тиристор 11, 3.

Аналогичным образом происходит заряд другой секции 14 батареи От второй фазы 20 трехфазного источника переменного тока через конденсатор 6, который в один полупериод изменения напряжения второй фазы заряжает".ÿ с полярностью, показанной на Ъиг."

1 до амплитудного значения напряжения

Е „, второй фазы 20 по цепи; вывод 4,. конденсатор 6, вентиль 9, -..иристор

11, вывод 3, а в следующий полу -ериод разряжается .à секцию 14 по цепи: вывод 3, тиристор 12, секция 14, вентиль 10, конденсатор 6, вывод 4.

Отли-Гительные особенноcò"lè yoтройства (фиг.2) состоят в том, что в качестве вентилей 8 и 10 использоваHhl тиристоры 11 и 12 блока регулирования зарядного тока, B. точка 18 соединения вентилей 7 и 9 подключена к второму выводу трехфазного источника переменного тока непосредственно. Такое схемиое решение позволяет сократить количество полупроводниковых элементов, что уменьшает массу и габариты устройсò-,í à, увеличивает его КПД и в целом улучшает удельные энергетические показатели. Кроме того, -.акое схемное решение позволяет е=е более расширить диапазон рР гулирозания зарядного тока унапряжеHиЯ), Обеспечив реГулирОваHvе зев ряцнО Го тОк а От нуi f H ДО максимал ьнО

ro значения, а зарядного напояжения от нуля до учет зеренного значения амплитуды фазнo=o напряжения источника.

Предлагаемое устройство лля заряда двухсекционнои аккумуляторной батареи по сравнению с прототипом позволяет повысить коэффициент полез

ИОГО действия TI1тем испОльзОвания

744845

Формула изобретения

Составитель B.Îãëoáëåâ

Редактор Т.Кузьмина ТехредЖ, Кастелевич Корректор М, Коста

Заказ 3676/10 Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 реактивных токоограничивающих согротивлений, уменьшить массу и габариты трехфазного источника переменного тока при одинаковом значении напряжения АЕ, что обеспечивает улучшение удельных энергетических показателей устройства.

Система заряда, содержащая двухсекционную аккумуляторную батарею с выводом средней точки, трехфазный источник переменного тока с тремя выводами, две вентильные цепочки, каждая из которых выполнена из двух соединенных последовательно †соглас вентилей, при этом катод вентиля первой цепочки подключен к положительной, а анод другого вентиля второй цепочки — к отрицательной клеммам аккумуляторной батареи, полупровод— никовый регулятор зарядного тока, 20 включенный между одним выводом источника и выводом средней точки аккумуляторной батареи, и блок кон троля напряжения и управления регулятором, отличающаяся тем, что, с целью улучшени удельных энергетических показателей, оно .набжено двумя конденсаторами, олин из которых включен между точкой соединения вентилей первой цепочки другим выводом источника, а другой конденсатор — между точкой соединения и третьим выводом источника, при этом вентильные цепочки соединены между собой последовательно-согласно, а точка их соединения подключена к выводу средней точки аккумуляторной батареи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Фурсов C.P.. Выпрямители для зарядки аккумуляторов, Кишинев, "Картя молдавеняскэ", 1966, с.69, рис:.44

2. Авторское câèäåòåëücòâo СССР

V 399944, кл. Н 02 J 7/2,1973.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 470022, кл. Н 02 j 7/34, 1975.

Система заряда Система заряда Система заряда 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам зарядки аккумуляторной батареи от электрических генераторов, вращающихся с переменной скоростью, преимущественно автомобильных

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к источникам электропитания, и может быть использовано как дополнительный источник электропитания для зарядки аккумуляторов персональных компьютеров

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации и регулирования напряжения электрических генераторов, преимущественно для генераторных установок автономных систем энергоснабжения

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам регулирования напряжения в генераторных установках транспортных средств

Изобретение относится к классу регуляторов напряжения, используемых совместно с генераторами переменного тока, снабженных диодными выпрямителями, преимущественно в бортовой сети автомобиля

Изобретение относится к автотракторному электрооборудованию и может быть использовано для регулирования напряжения генератора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к автомобильной технике
Наверх