Рабочее колесо центробежного насоса
О И - Н И Е 750136
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик
-Ф (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.! 2.78 (21) 2695563/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл з
F04 D 29/22
Государственный комнтет
Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 27.07.80 (53) УДК 621.67! (088.8) по делам нзобретеннй н открытнй (72) Автор изобретения
И. К. Попов (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА!
Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано в центробежных насосах для повышения их эксплуатационных свойств.
Известно рабочее колесо центробежного насоса, содержащее основной диск с разгрузочными отверстиями и закрепленное на валу с возможностью упругого поворота.
3а колесом на валу жестко закрепляется диск с отверстиями. При малых расходах отверстия в дисках совпадают, что обеспечивает разгрузку колеса от осевой силы.
При расчетном режиме рабочее колесо упруго поворачивается под воздействием момента, вследствие чего отверстия в дисках перекрываются и расход жидкости через них прекращается 113.
Недостатком такого колеса является низкий КПД за счет ухудшения структуры потока на входе в колесо, вследствие поступления жидкости из разгрузочных отверстий.
Наиболее близким техническим решением к описываемому является рабочее колесо центробежного насоса, содержащее ведущий и ведомый диски и расположенные между ними лопатки, причем в последних и дисках выполнены сквозные каналы 323
Недостаток известного колеса заключается в большом количестве утечек рабочей жидкости при разгрузке колеса от осевой силы.
Цель изобретения — уменьшение утечек при разгрузке от осевой силы.
Указанная цель достигается тем, что на ведомом диске закреплена обечайка, образующая с ним кольцевую полость, сообt0 щенную со входом колеса и каналами, и в последних установлены клапаны, подпружиненные со стороны ведомого диска.
На чертеже схематически изображено рабочее колесо центробежного насоса, про15 дольный разрез.
Колесо содержит ведущий и ведомый диски 1 и 2, соответственно, и расположенные между ними лопатки 3. В лопатках 3 и дисках 1 и 2 выполнены сквозные каналы 4
На ведомом диске 2 закреплена обечайка 5, образующая с ним кольцевую полость 6, сообщенную со входом колеса и каналами 4.
В каналах 4 установлены клапаны 7, подпружиненные пружинами 8 со стороны вес о
-- о
Рслактор В. Зарввнскан Текред К. Шусовнч !корректор - с li(I н, Заквв 4446I l 2 тнр1к 725 Полине нн
f jp я pf (fg ген тдврст 2I, неге:;- .ггв пО д2 IBM иввбрет"-III. :: втквытнГ
1! 3035,,москва, Ж-- 35, Рвтев.-::.. н нвб., л.:. 5
Фнл1 вл ППП «П втент«,,-. u-.ñры. ул. Пров-.ò.".вс домого диска 2. Полость 6 сообщена =«"", входом колеса отверстиями 9.
Работа колеса происходит следугош...;,;:. образом.
На расчетном режиме клапаны 7 закрыты-, за счет упругости пружин 8. При уменьшHHH расхода рабочей жидкости, проходявцей через колесо, давление за ведущим диском 1, возрастает, при этом клапаны 7, находяшиеся в каналах 4, открываются и жидкость высокого давления поступает в полость 6.
После открытия клапанов 7 давление за ведущим диском I уменьшается, что создает необходимую осевую разгрузку колеса. Из полости 6 жидкость высокого давления поступает в отверстия 9 и создает противодействие обратным токам, возникающим на этих режимах в каналах колеса. Это улучшает характеристику насоса с описанным рабочим колесом в области малых расходов, повышает КПД и расширяет зону устойчивой работы. На расчетном режиме расход жидкости через отверстия 9 прекращается, что также создает условия, необходимые для обеспечения высокого 8,ПД в этой точке характеристики.
1рименение описанного изобретения . о= воляет ув личнть срок службы насоса счет обеспечения более широкой зоны
:стойчнвой работы на малых расходах и .офек.гнвной осевой разгрузки н повысить
:-, 1л как на расчетном режиме, так и на г.":бюд; : м;, «; па«одов
Формула изобретения
Рабочее колесо центробежного насоса, содержащее ведущий к ведомый диски и
<в расположенные между ними лопатки, причем в последних н дисках выполнены сквозные
;;.а., алы 0 2 «и;„июи4ееся т м, fò с целью уменьшения утечек при разгрузке от осевой .. нлы, на ведомом диске закреплена обечайка
=":.-азуюшая с ннм коль Iel:ym полость, сооб:::.,енную .a -,:. àëîì колеса н каналами, и в последних становлн,=, клапаны, подпружиненные со стороны ведомого диска. источники информации, принятые во внимание прн экспертизе тв . Авторское свидетельство СССР № 523994, кл. г 04 9 3/00, 1974, 2. Патент Германии № 202042, кл. 598 3, 1 о 07