Платформенный стык каркасных зданий

 

1 ц 751930

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.08.77 (21) 2515271, 29-33 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07,80 (51) M. Кл.

Е 04В 1/38

ГосударственныМ комитет (53) УДК 624.078.2 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения (71) Заявитель

А. М. Сорокин

Киевский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий (54) ПЛАТФОРМЕННЫЙ СТЫК КАРКАСНЫХ ЗДАНИЙ

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для сопряжения колонн и ригелей каркасов жилых, общественных и промышленных зданий.

Известен платформенный стык каркаса, в котором оголовки колонн привариваются к опорным столикам ригелей, а ригели сопрягаются приваркой вертикальных накладок (1).

Недостатками указанного стыка являются большой расход стали на оголовники колонн, опорные части ригелей и соединительные накладки, значительное количество электросварочных работ и повышенная точность изготовления элементов. Электросварочные работы делают стык нетехнологичным, а большой расход стали — экономически неэффективным.

Известен платформенный стык каркаса, в котором крестообразный ригель устанавливается на колонну и соединяется с ней приваркой выпусков рабочей арматуры колонн к закладным деталям ригеля, а арматурные выпуски верхней колонны также привариваются к закладным деталям ригеля. Выпуски рабочей арматуры колонн и закладные детали ригеля обетонируются (2).

Недостатком указанного стыка являются большой расход металла и значительное количество электросварочных работ, что делает стык и каркас нетехнологичным и экономически неэффективным.

5 Указанные недостатки устранены в платформенпых предварительно напряженных стыках, в которых сопряжение элементов производится одним вертикально расположенным болтом.

1о Прототипом предлагаемого решения стыка является платформенный предварительно напряженный стык колонн и ригелей каркаса ВФВ, Сущность известного платформенного

15 предварительно напряженного стыка колонн п рпгелей состоит в том, что уложенные насухо ригелп и установленная на них через металлические выравнивающие прокладки толщиной до 2 мм колонна верхне2О го этажа сопрягаются между собой вертикально расположенным натяжным болтом.

Колонны имеют цилиндрические отверстия для пропуска болтов и ниши для их натяжения. Торцы колонн имеют крестооб25 разный паз для пропуска двух арматурных стержней Я20А1, уложенных по верху ригелей.

Внутренняя полость стыка инъектируется водоцементным раствором, подаваемым в

30 стык под давлением через отверстие в верх751930

3 ней упорной шайбе натяжного болта. Ниши для натяжных болтов и арматурные стержни по верху риглей обетонируются.

Кроме того, ригели в уровне нижней опорной плоскости свариваются между собой арматурными коротышами, которые в свою очередь привариваются к оголовнику нижней колонны (3).

Недостатком указанных стыков является то, что они имеют нерегулируемую податливость, определяемую величиной вертикальной нагрузки в стыке от вышележащих этажей. Установленные по верху ригелей арматурные стержни ввиду их неопределенной заделки в пятисантиметровом слое бетона не позволяют определенно влиять на величину податливости стыка.

Регулирование и уменьшение податливости стыков возможно за счет введения в стык горизонтальных связей ригелей в видей накладок, приваренных к закладным деталям ригелей, предварительно напрягаемых элементов. Однако, при увеличении этажности зданий и при значительных горизонтальных нагрузках расход стали на горизонтальные связи соизмерим с металлоемкостью поперечных сечений сопрягаемых элементов. При этом податливость стыка по данным экспериментальных исследований будет в значительной мере определяться податливостью связей. Дальнейшее увеличение расхода стали на горизонтальные связи для повышения жесткости стыков лежит за пределами экономической целесообразности.

Целью изобретения является снижение металлоемкости каркаса при одновремснном повышении жесткости стыка и повышение качества монтажа.

Достигается это тем, что в платформенном стыке каркасных зданий, включающем сходящиеся в стыке сборные колонны и ригели и объединяющем их вертикальный предварительно напрягающий стык натяжной болт, ригели на опорах выполнены неразрезными с выступающими за грань колонн консолями и имеют сквозные прямоугольные отверстия для пропуска стыкуемых колонн, оголовники которых имеют подрезку для опирания ригелей.

Кроме того, в платформенном стыке каркасных зданий боковые поверхности оголовников колонн и отверстий в ригелях имеют горизонтальное рифление.

Неразрезность ригелей на опорах позволяет значительно увеличить жесткость стыка, что особенно сказывается на стыках верхних этажей, где вертикальная нагрузка мала. Сквозные отверстия в ригелях и подрезки оголовников колонн позволяют вести фиксированный монтаж последних без специальных приспособлений для их временного крепления и исключают приварку ригелей к оголовнику нижней колонные арматурными коротышами.

На фиг. 1 представлен предлагемый стык, вертикальный разрез; на фиг. 2 — то же, вертикальная проекция.

Сходящиеся в стыке колонны 1 и ригель

2 сопрягаются предварительно напрягаемым вертикальным болтом 3, проходящим через цилиндрические отверстия 4 в торцах колонн. Натяжение вертикального болта осуществляется упорными шайбами 5 и гайками 6, расположенными в нишах 7 колонн. Ригели имеют прямоугольные отверстия 8 для пропуска оголовников колонн, имеющих коническую подрезку. Боковые поверхности отверстий ригелей и оголовников колонн выполняются с горизонтальным рифлением 9.

Ригели и колонны устанавливаются на выравнивающие прокладки 10 из армированного стекловолокном полимерраствора.

Имеющиеся отверстия в ригелях позволяют вести фиксированный монтаж последних с использованием лишь металлических клиньев 11 для фиксации их проектного положения.

Внутренняя полость стыка инъектируется водоцементным раствором, подаваемым через отверстия в верхней упорной шайбе 5.

Ниши 7 для натяжения болтов бетонируются.

Неразрезность ригелей на опорах совместно с заведением оголовников колонн в тело ригелей и с последующим обжатием натяжным болтом и замоноличиванием позволяют значительно повысить жесткость стыка по сравнению с прототипом, что подтвердили проведенные испытания.

Формула изобретения

1. Платформенный стык каркасных зданий, включающий сходящиеся в стыке сборные колонны и ригели и объединяющий их вертикальный натяжной болт, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости каркаса при одновременном повышении жесткости стыка, повышения качества монтажа, ригели в стыке выполнены неразрезными с выступающими за грань колонн консолями и имеют сквозные прямоугольные отверстия для пропуска стыкуемых колонн, оголовники которых имеют подрезку для опирания ригелей.

2. Стык по п. 1, отличающийся тем, что боковые поверхности оголовников колонн и отверстий в ригелях имеют горизонтальное рифление.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лаковский Д. М, и др. Расчет точности несущих конструкций каркасных зданий. М., Стройиздат, 1972.

2. Оразымбетов Н. О. Применение сборного железобетонного каркаса в сейсмостойком строительстве. — Бетон и железобетон, 1970, № 7.

751930

Щг. 1

Дог

Составитель E. Чернявская

Редактор Горячева

Корректор Л. Орлова

Заказ 1728/1 Изд. № 422 Тираж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4,5

Типография, пр. Сапунова, 2

3. Проспект фирмы БВМ и института

ТТИ. Элементы вариабельной и конструктивной системы с натяжными винтами. Будапешт, 1972. Каркас ВФВ (прототип), г

Платформенный стык каркасных зданий Платформенный стык каркасных зданий Платформенный стык каркасных зданий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству, а именно к стыковым соединениям элементов железобетонных каркасов здания и сооружений, и может найти применение для соединения ригелей, балок с колоннами

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в конструкциях металлических рамных каркасов различных зданий и сооружений с фланцевыми рамными узлами, например каркасов тепловых электростанций

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано в соединениях железобетонных ригелей и колонн

Изобретение относится к строительству, а именно к приспособлениям для соединения строительных деталей и конструкций, преимущественно из дерева

Изобретение относится к строительству, а именно к соединениям элементов железобетонного каркаса, включающим сходящиеся в узел жестко соединенные арматурными выпусками торцы колонн, нижний из которых выполнен с крестообразной прорезью, концы ригелей таврового сечения с имеющими арматурные выпуски выступами, расположенными в прорезях колонны

Изобретение относится к конструкциям металлических узловых соединений в промышленных зданиях

Изобретение относится к строительству в качестве опорного узла соединения стальных конструкций
Наверх