Устройство для защиты многоскоростного электродвигателя

 

(, ) Il И (: A H И E 11,752601

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-ву— (22) Заявлено 31.03.78 (21) 25967?6/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51) М. К

Н 02Н 7/08

Государственный комитет (53) УДК 621.316.923 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Н. М. Попов (71) Заявитель Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МНОГОСКОРОСТНОГО

ЭЛ ЕКТРОДВ И ГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области защиты многоскоростных электродвигателей от токовых перегрузок. Может быть использовано для защиты других потребителей электроэнергии, у которых потребляемый ток может изменяться ступенчато.

Известны устройства для блокировки тепловой защиты многоскоростных электродвигателей (1), которые содержат силовые контакторы скоростей, тепловые реле, IO шунтируемые блок-контактами контакторов.

Наиболее близким по технической сущности к данному изобретению является устройство для тепловой защиты многоскоростных электродвигателей, (2), содержащее 15 трансформаторы тока, первичные обмотки которых включены в общую силовую цепь электродвигателя, тепловые реле, шунтируемые блок-контактами силовых контакторов. 20

Недостатком рассматриваемых устройств является их низкая чувствительность к токам перегрузки. Этим недостатком обладают все тепловые реле. Например, такие реле не могут чувствовать перегрузку двига- 25 теля на 10 — 15%. В лучшем случае, они реагируют на перегрузку двигателя в 25% и более. В то же время известно, что при нарушении смазки в подшипниках двигателя начинают перегружаться на 10 — 15%. 30

Существующие защиты такую перегрузку двигателя по току не чувствуют и двигатели выходят пз строя.

Целью изобретения является увеличение чувствительности защиты к токам перегрузки. Для достижения поставленной цели в устройстве для защиты многоскоростного электродвигателя, содержащем трансформатор тока, первичная обмотка которого включена в общую силовую цепь электродвигателя, а вторичная связана с измерительным элементом защиты, соединенным с исполнительным элементом, силовые контакторы отдельных скоростей, включенные в цепь питания двигателя и блок-контакты, измерительный элемент выполнен в виде магнитопровода с двумя обмотками, одна из которых соединена со вторичной обмоткой трансформатора тока, а другая подключена к резистору, разделенному на секции, шунтируемые блок-контактами отдельных скоростей, а в зазор магнитопровода помещен геркон, соединенный со входом исполнительного элемента.

На чертеже представлена схема одной фазы устройства.

Устройство содержит силовые контакторы 1, 2, 3, которые включены последовательно с обмотками различных скоростей

4, 5, 6 трехскоростного электродвигателя.

752601

Общая точка контакторов соединена с первичной обмоткой трансформатора тока 7, ко вторичной обмотке которого подключена обмотка 8, расположенная на одном из стержней магнптопровода 9, между полюсами которого размещен геркон 10, управляющий элементом выдержки времени исполнительного элемента 11, на втором стержне магнитопровода 9 расположена обмотка 12, замкнутая на резистор 13, части которого шунтируются блок-контактами 14, 15, которые механически связаны с силовыми контактами контакторов 2 и 3.

При включении контактора 1 первой скорости через обмотку 8 протекает ток, пропорциональный току в первичной обмотке трансформатора тока 7. Обмотка 8 создает магнитодвижущую силу, под действием которой через магнитопровод 9 и геркон 10 замыкается магнитный поток. Величина магнитного потока определяется сопротивлением магнитной цепи, которое зависит от материала магнитопровода 9, от материала контактов геркона 10, от воздушных зазоров между контактами геркона и от величины сопротивления резистора 13, на которое замкнута обмотка 12. С уменьшением величины резистора 13 магнитное сопротивление цепи возрастает и магнитный поток уменьшается прп неизменном токе в обмотке 8. При включении контактора 1 резистор

13 выбирается такой rеличины, чтобы амплитуда магнитного потока, проходящего через геркон 10 была недостаточна для замыкания его контактов. Перегрузка двигателя на первой скорости вызовет увеличение тока в обмотке 8, магнитный поток возрастет, контакты геркона 10 начнут замыкаться включат элемент выдержки времени.

Включение контактора 2 вызовет возрастание тока двигателя, его блок-контакты

14 зашунтируют часть резистора 13 и одновременно с увеличением тока в обмотке 8, уменьшится величина резистора 13, магнитное сопротивление возрастет и магнитный поток в магнитопроводе останется неизменным по величине.

Прп отключении контактора 2 включится контактор 3, его блок-контакты зашунтируют большую часть резистора 13. Ток в обмоткс 8 возрастет, но и сопротивление магнитному потоку возрастет, поэтому магнитный поток останется неизменным. Перегрузка двигателя на любой скорости вызовет возрастание магнитного потока, замыкание контактов геркона 10 и запуск элемента выдержки времени исполнительного элемента 11.

Технико-экономический эффект устройства заключается в том, что увеличивается чувствительность защит к токам перегрузки. Устройство реагирует на амплитудное значение тока, поэтому коэффициент возврата его равен единице.

Ф ор мул а изобретения

Устройство для защиты многоскоростного электродвигателя, содержащее трансформатор тока, первичная обмотка которого включена в силовую цепь электродвигателя, а вторичная связана с измерительным элементом защиты, соединенным с исполнительным элементом и силовые контакторы отдельных скоростей, включенные в цепь питания двигателя, и блок-контакты, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения чувствительности к токам перегрузки, измерительный элемент выполнен в виде магнитопровода с двумя обмотками, одгга из которых соединена со вторичной обмоткой трансформатора тока, а другая подключена к резистору, разделенно, у на секции, шунтирус:,1ые бло: .птактами отдельных скоростей, а в зазор магнитопровода помещен геркон, соединенный со входом исполнительного элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

К 425262, кл. Н 02Н 7/08, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

Хе 407414, кл. Н 02Н 7/08, 1971.

75260I

Составитель В. Зимаков

Техред А. Камышникова Корректор О. Иоанесян

Редактор В. Девятов

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1460/10 Изд. № 404 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для защиты многоскоростного электродвигателя Устройство для защиты многоскоростного электродвигателя Устройство для защиты многоскоростного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх