Способ получения жидкого моторного топлива

 

Союз Советскик

Социалистичесми к

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 763452 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51)M. Кл 3 (22) Заявлено 09.03 ° 77 (21) 2461244/23-04

С 10 L 1/04 с присоединением заявки ¹ (23! Приоритет

Государствеииый комитет.СССР по делан изобретений и открытий

Опубликовано 150980. Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания 150980 (53) УДК 665.75 (088 ° 8) A.Ñ.Ãóðæè, В.С. Левин, И.Н. Мухин, И.В. Романов и Н.К. Яремчук (72) Авторы изобретения

Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В. И. Ленина ф авъ .„

> (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА е"-.

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для переработки отходов высокополимерных материалов.

Известен способ термической переработки высокополимеров, например полиэтилена, полипропилена, полистирола и др. путем их конверсии в газообразное и/или жидкое топливо (1).

Сущность способа заключается в том, что полиэтилен, полипропилен или полистирол нагревают при транспортировке их через систему специальных нагревателей до 600-1000 С. Образующиеся жидкие и газообразные уг15 леводороды представляют собой смеси, которые используются как энергетическбе топливо.

Для использования жидких продуктов в качестве моторного топлива требуется последующее разделение их и дополнительная переработка, что усложняет и удорожает процесс, и кроме этого, температура переработки 25 ,высока.

Наиболее близким к предлагаемому является способ получения жидких моторных топлив термической переработ кой полимерных.-отходов при 420-459оС.3р

Процесс осуществляют в автоклаве в присутствии воды. Превращение полимеров происходит на .90%. В результате получае> ся бензин и керосин (2) .

Недостаток способа — получение смеси жидких углеводородов (бенэинокеросиновой фракции), которые нельзя непосредственно испольэовать в качестве моторных топлив, а необходимо еще разделить и дополнительно переработать для доведения до требуемого качества.

Далее,при переработке полимеров по известному способу в составе жидких продуктов конверсии содержится

45-55 вес.Ъ олефинов. Такое высокое содержание .последних в углеводородных фракциях делает их черезвычайно нестабильными при хранении, а в бенэинах по современным требованиям попросту недопустимо. Последующее гидрироваиие для насыщения олефинов значительно усложняет процесс, так как требует дополнительных количеств водорода, применения катализатора и специальных устройств.

1 цель изобретения — упрощение про цесса.

763452

Поставленная цель достигается тем, что термическую переработку полимерных отходов осуществляют совместно с жидким углеводородным сырьем и отходы берут в количестве

0,005-10 вес.Ъ по отношению к жидкому углеводородному сырью.

Процесс термической переработки о желательно осуществлять при 425-590 С.

Способ осуществляют следующим образом.

Предварительно промытые, высушенные и измельченные высокополимеры (полиэтиленовая пленка, тара, использованные иэделия из полипропилена, полистирола и др.) подают сверху в специальную емкость, в которую снизу направляют нагретое выше 70 С жидкое углеводородное сырье. Количество подаваемых при этом высокополимеров составляет 0,005-10 вес.Ъ от веса жидкого сырья. После растворения высокополимеров полученную смесь направляют на переработку одним из известных способов конверсии жидкого углеводородного сырья, например способом термического риформинга, крекинга различных модификаций, метаформинга.При этом температура процесса совместной о переработки составляет 425-590 С.

Верхний предел концентрации высокополимеров в жидком углеводородном сырье ограничивают в связи с возможностью образования увеличенных количеств кокса в используемом технологическом процессе, поэтому в случае применения дополнительных средств борьбы с коксообразованием он может быть соответственно увеличен.

Пример 1. 95 вес.Ъ, прямогонного бензина (фракция 80-180 C) из газоконденсатов Восточной Украины (октановое число 64,6 пункта по моторному методу) и 5 вес.Ъ измельченного пленочного полиэтилена высокой плотности помещают в автоклав высокого )давления. Предварительно полиэтилен растворяют в прямогонном бензине при 80 С в емкости, снабженной

0 мешалкой и обратным холодильником.

В автоклаэе смесь подвергают термическому риформингу при 450 С. После охлаждения до нормальной температуры получают 96 вес.% жидкого продукта. Полученный бензин (Фракция от начала кипения до 150 С) имеет актано- вое число 69,8.

Пример 2. 90 вес. Ъ прямогонного бензина по примеру 1 и 10 вес.% измельченного голиэтилена низкой плотности загружают в автоклав без предварительного растворения. Смесь подвергают крекингу при 425 С при постоянном перемешивании. После охлаждения получают 97,2 вес.% жидкого продукта. Полученный в этих условиях бензин (фр.н.к. — 150 C) имеет октановое число 68,8.

Пример 3.94 вес.Ъ прямогонного бензина по примеру 1 и 6 вес.Ъ измельченного полипропилена (средняя молекулярная масса 120000) помещают во вращакщийся автоклав высЬкого давления и нагревают при постоянном перемешивании до 480 С. Затем состав выдерживают при данной температуре

15 мин. После охлаждения до комнатной температуры получают 87,8 вес.Ъ жидкого продукта, 12,0 вес.Ъ газа и

0,2 вес.Ъ кокса. Получаемый бензин (Фр.н.к. — 150 C) имеет октановое число 71,7 пункта.

Пример 4. 93 вес.Ъ прямогонного бензина по примеру 1 и 7 вес.Ъ измельченной вымытой и высушенной полиэтиленовой пленки сельскохозяйственного назначения, бывшей в употреблении (полиэтилен низкой плотности, пленка для укрытия междурядий, теплиц и парников, содержащая гельФракции 10-40 вес.Ъ), перерабатывают аналогично с примером 2 при

460 С. Получают 94,5 вес.% жидкого продукта. Полученный бензин (фр.н.к.—

25 150 С) имеет октановое число 70,1.

Пример 5. На этой же уста-. нонке, что и в примерах 3-4 подвергают переработке при 450 С прямогоно ный бензин со смесью высокополимеров

ЪП следующего состава, вес.Ъ: полиэтилена 2, полипропилена 2, полистирола

2, бензина 94. При выходе жидких продуктов 95,6 % от веса перерабатываемой,смеси получен бензин (фр.н.

3S к. — 150 С) с октановым числом 71,0 пс моторному методу.

Пример 6. 2 вес.Ъ пленочного полиэтилена высокой плотности, предварительно измельченного, промытого и высушенного, растворяют в

4О 98 вес.Ъ прямогонного бензина по примеру 1 в емкости, снабженной обратным холодильником и мешалкой. Полученную смесь подвергают переработке способом метаформинга на лаборатор45 ной пилотной установке проточного ти па при 560 С. Природный газ подают э Э и в количестве 300 м на 1 м сырьево .% смеси. При этом получают 75, 1 вес. бензина с октановым числом 77,6

5 О пунктов по моторному методу.

Использование способа совместной переработки углеводородного сырья и высокополимеров в жидкое моторное топливо обеспечивает возможность получения моторных топлив в одну стадию без дополнительной вторичной переработки сырья, получаемого конверсией полимеров по способу прототипа; возможность осуществления способа на установках эксплуатируемых процессов бО нефте- и конденсатоперерабатывающих заводов; высокую селективность конверсии высокополимеров, обусловливающую получение в основном жидких моторных топлив с регулируемым качеством; селективность обеспечивается

76 3452

Формула изобретения

Составитель Н. Богданова

Редактор Н. Горват Техред Т.Маточка Корректор Г. Решетник

Заказ 6579/11 Тираж 545 Подписное

BHHHPH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4 при мен яемым исходным у гле ьодородным сырьем, например s случае применения в качестве разбавителя бензи а, из полимеров получается в основном бензин.

1. Способ получения жидкого моторного топлива термической переработкой полимерных отходов, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью упрощения процесса, переработку отходов осуществляют совместно с жидким углеводородным сырьем и отходы берут в количестве 0,005-10 вес.Ъ по отношению к жидкому углеводородному сырью.

2. Способ по и. 1 р О т л и ч ю щ и и с я тем, что термическую переработку осуществляют при температуре 425-590 С.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии Р 50-36468, кл. 25(5), Р 3, опублик. 25.11.75.

2. "Petrol and Petrochem. Int,", 1972, 12, 9 4, с. 36-38 (прототип).

Способ получения жидкого моторного топлива Способ получения жидкого моторного топлива Способ получения жидкого моторного топлива 

 

Похожие патенты:

Вптб // 400075

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к составу топлива, предназначенному для использования в быстроходных дизелях

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композициям неэтилированного бензина, имеющим октановые числа не менее 76 и используемым в качестве автомобильного и авиационного бензинов

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных топлив

Изобретение относится к производству моторных топлив и может быть использовано для получения высокооктанового бензина из отходов производства

Изобретение относится к области производства товарных нефтепродуктов в отраслях нефтепереработки и нефтехимии и может быть использовано в товарно-сырьевых производствах, на нефтебазах и танкерах-смесителях для смешения товарных мазутов (котельных и технологических топлив, судовых мазутов) на стационарных установках и передвижных смесительных модулях

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано для получения нефтяных маловязких котельных или печных топлив
Наверх