Малопрогибаемый вал

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02. 06. 78 (21) 2624012/29-12 (51)M. Кл. с присоединением заявки Йо

0 21 G 1/00 (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опублиховано 23 0980. Бюллетень МВ 35 (53) УДК676. 2. .053.424 (088 ° 8) Дата опубликования описания 250980 (72) Авторы изобретения

A. М. Кучер, В. Б. Фейгин, В. A. Бабинский и Н.В. Лялюк

Ленинградский технологический институт целлюлознобумажной промышленности (71) Заявитель (54) МАЛОПРОГИБАЕМЫЙ ВАЛ т алопрогибаемый вал предназначен для использования в прессах и каландрах бумаго- и картоноделательных машин, при обработке движущегося полотна давлением и может найти 5 применение в целлюлозно-бумажной, текстильной и других отраслях промышленности.

Известны валы для обработки полотна давлением, включающие рубашку 10 и сердечник, образующие между собой кольцевое»пространство и вращающиеся совместно, сферические концевые опоры, через которые рубашка опирается на сердечник, продольные уплотнения, 15 расположенные в кольцевом пространстве и разделяющие его на продольные камеры,,торцовые кольцевые уплотнения, каналы в сердечнике для подачи агента давления в продольные каме- 2р ры N °

При работе вала агент под давлением поступает в рабочие камеры и, воздействуя на рубашку вала, обеспечивает ее прямолинейность при воз- 25 действии на вал равномерно распределенной нагрузки, например, от смежного вала.

Валы данной конструкции практически обеспечивают безпрогибность ру- 3() 2 башки, однако они весьма сложны по конструкции, имеют гидросистему, что обусловливает малую надежность их работы.

Известен также малопрогибаеьый вал, который включает рубашку, сердечник и размещенные в кольцевом пространстве между ними две опоры в виде разъемных шарнирных подшипников со сферическими втулками f2)

При работе вала его сердечник прогибается под действием усилий, передающихся на него от рубашки через шарнирные опоры. Прогиб рубашки вала значительно меньше прогиба его сердечника благодаря наличию промежуточных поддерживающих опор, выполненных в виде шарнирных подшипников.

При прогибе сердечника имеет место угловое относительное перемещение наружной и внутренней сферических втулок шарнирного подшипника, при этом частота перемещения соответствует частоте вращения вала. Нагрузки, воздейству1ощие на каждую шарнирную опору, составляют для валов бумагоделательных машин 10 тс и более. Поэтому постоянные относительные перемещения сферических втулок с

765443 учетом значительной величины нагрузок приводят к износу поверхностей сйерических втулок и выходу из строя шарнирных опор и всего вала, т.е,. к уменьшению надежности вала.

Быстрый выход из строя сферических втулок вызван также тем, что в мелкосерийном производотве не удается обеспечить такой высокой степени тОчности обработки втулок, как это иМеет место, например, в подшипниковой промышленности при массовом изготовлении с помощью специального оборудования подшипников качения °

Сложно также изготовление вала, поскольку в месте расположения шарнирных опор находятся одна в другой четыре детали — рубашка, наружная и внутренняя сйерические втулки (контактирующие по сфере) и сердечник.

Необходимо в этом сечении выбрать такие посадки, чтобы обеспечивалась воэможность относительного перемещеНия сферических втулок и сферической втулки вдоль оси сердечника (посЛеднее необходимо по условиям работы сйерических опор).В то же время недопустимыми являются также большие

Зазоры между элементами опор, которые приводят к колебаниям рубашки.

Поэтому обработка всех названных деталей должна производиться с выСокой степенью точности, а в процессе сборки вала часто требуется индивидуальная пригонка деталей.

Другим недостатком вала с шарнирными подшипниками является невозможность выполнения их достаточно большой ширины, поскольку шарнирный подшипник может нормально работать в данных условиях только тогда, когда радиус сферической поверхности раВен расстоянию от нее до продольной оси вала.Это условие делает невозможным размещение в кольцевом пространстве между рубашкой и сердечником шарнирных подшипников большой ширины. В то же время известно, что при увеличении ширины шарнирных подшипников уменьшается длина свободно прогибающихся участков рубашки: уменьшается соответственно ее прогиб, однако, как было указано выше, в рассМатриваемой конструкции добиться этого невозможно, т.е. нельзя уменьшить прогиб, повысить степень равномерности давления на обрабатываемое полотно. и улучшить качество продукции.

Целью изобретения является упрощение конструкции вала и повышение эййективности его работы.

Это достигается тем, что опоры выполнены в виде самоустановившихся подшипников качения, снабженных эластичными элементами, установленными .по обе стороны от опор, контактирующими с рубашкой и сердечником и имеющими силовые механизмы для при5

65 жатия их к опора," . Силовые механизмы могут быть выполнены в виде втулок, нас аже нных и а сердечник и поджимаемых гайками, либо в виде болтов, проходящих между элементами качения подшипника. Вал может быть снабжен втулками,одни из которых крепятся к рубашке, а другие к сердечнику, причем втулки имеют шлицы, входящие в пазы эластичных элементов. Толщина эластичных элементов, размещенных со стороны края вала, не менее чем в два раза больше толщины эластичных элементов, примыкающих к торцу подшипника, обращенного к центру вала.

На йиг. 1 изображен вал с втулками, поджимаемыми гайками; на фиг.2то же, с силовыми механизмами в виде болтовых соединений; на фиг.3 то же, с шлицевыми втулками и болтовым соединением.

Вал включает рубашку 1, сердечник

2, размещенные между ними подшипники качения 3, к торцовым поверхностям которых примыкают эластичные элементы

4 контактирующие с рубашкой 1, сер дечником 2 и сжимаемые силовым механизмом в виде втулки 5 (см. йиг.1)„ насаженной на сердечник 2 и поджимаемой гайками 6. Силовой механизм может быть выполнен в виде болтов 7, проходящих между эластичными элементами 4 и телами качения подшиника

3 (см. фиг. 2).

В том случае, когда передаваемый от сердечника к рубашке крутящий момент значителен по величине, могут быть применены втулки 8 (см. фнг. 3) с внутренними шлицами, крепящиеся к рубашке 1, втулки 9 с наружными шлицами, закрепленные на сердечнике и контактирующие с шлицами эластичных элементов 4. Эластичные элементы в этом случае размещены между втулками. Подшипники качения. целесообразно при всех вариантах разместить на расстоянии

0,223 длины рубашки от ее краев. Прогиб рубашки в этом случае минимален.

Вал работает следующим образом.

При нагружении рубашки вала равномерно распределенной нагрузкой от другого вала, контактирующего с данным по его образующей, нагрузка от рубашки в большей своей части передается на сердечник через подшипники качения. При нагружении сердечника последний прогибается, при этом эластичные элементы, расположенные ближе к краю вала, сжимаются между рубашкой и сердечником, воспринимая часть нагрузки от рубашки. Общая нагрузка на вал воспринимается подшипниками и эластичными элементами) поэтому изнутри рубашка поддерживается на достаточно значительной длине (суммарная длина подшипника и крайнего эластичного элемента), что уменьшает ее прогиб, так как эластичные элементы

765443

45

b Я 2 Ф 3 предварительно сжаты при помощи силового механизма. При этом за счет силы трения эластичных элементов о сердечник и рубашку осуществляется передача крутящего момента от сердечника рубашке. В валу могут устанавливаться цилиндрические втулки

8 и 9, соответственно посаженные в рубашку и на сердечник в месте размещения эластичных элементов 4, которые контактируют с этими втулками.

Втулки скрепляются, например, винтами, с рубашкой и сердечником, Они имеют шлицы, входящие в пазы эластичных элементов для более надежной передачи крутящего момента от сердечника рубашке. Все детали вала вращаются совместно. Благодаря наличию эластичиых элементов с обеих сторон подшипника обеспечивается возможность относительного поворота наружного и внутреннего колец подшипника и возмож- g0 ность осевых небольших перемещений подшипника, возникающих при прогибе сердечника. Кроме того, наличие поджатых эластичных элементов, связывающих рубашку и сердечник, способствует уменьшению вибраций.

Следует отметить, что толщина внутренних эластичных элементов, размещенных со стороны торца подшипника, обращенного к центру вала, должна быть меньше не менее чем в два раза

/ чем толщина наружных эластичных элементов, поскольку при одинаковой толщине внутренних и наружных элементов при прогибе сердечника на рубашку будет передаваться изгибающий момент в зоне опоры, что является нежелательным„поскольку увеличивает прогиб вала..

Предлагаемый вал значительно проще по конструкции и в изготовлении и более надежен в работе. Кроме того, обеспечивается большая степень равномерности давления на бумажное полотно, в связи с чем повышается качество и эАФективность его обработки.

Формула изобретения

1. Малопрогибаемый вал,содержащий рубашку, сердечник и установленные в кольцевом пространстве между ними опоры, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы вала, опоры выполнены в виде самоустанавливающихся подшипников качения, снабженных эластичными элементами, установленными по обе стороны от опор, контактирующими с рубашкой и сердечником и имеющими силовые механизмы для прижатия их к опорам.

2. Вал по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что каждый из силовых механизмов выполнен .в виде установленных на сердечнике вала втулок и гаек для перемещения втулок вдоль оси вала.

3. Вал по п.1, о т л и ч а юiq и и с я тем, что каждый из силовых механизмов выполнен в виде болтового соединения, закрепленного в подшипнике качения.

4. Вал по пп. 1,3, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности передачи повышенного крутящего момента, вал имеет закрепленные на рубашке и сердечнике дополнительные втулки, снабженные шлицами, взаимодействующими с эластичными элементами, выполненными с пазами для шлицов дополнительных втулок.

5. Вал по пп.1-4, о т л и ч а юшийся тем, что толщина эластичных элементов, примыкающих к опорам со стороны торца вала по крайней мере в два раза больше толщины эластичных элементов, примыкающих к опорам со стороны центра вала.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CUA 9 3362055, кл. 29-113, 1965.

2 ° Авторское свидетельство СССР

Р 453467, кл. D 21 С 1/00, 1969 (прототип).

765443

4 3 7 фиг.с аказ 6462 31

Редактор A. Бер

Составитель Ю, Кляпин

Тех ед Е.Гаврилешко Корректор M.Âèã ëà

Тираж 430 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППЛ Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,

Малопрогибаемый вал Малопрогибаемый вал Малопрогибаемый вал Малопрогибаемый вал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в целлюлозно-бумажной промышленности

Изобретение относится к устройству и способу применения устройства для обработки волокнистого полотна с покрытием или без покрытия

Изобретение относится к валу с регулируемым прогибом, используемого в прессовых и каландровых секциях бумагоделательной машины

Каландр // 781247
Наверх