Устройство контроля движения самолета

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 03.04.78 (21) 2599056/40-23

Союз Советских

Социалистических

Республик 767789 (5! )М. КЯ с присоединением заявки .%—

G 06 G 7j78//

В 64 С 1300 (23) Приоритет

Геаударствеиный комитет

Опубликовано 30.09.80. Бюллетень Ле 36 по делам нэверетеиий и открытий (53) УД К 527.64 (088.8) Дата опубликования описания 30.09.80 (72) Авторы изобретения

Ю. В. Беляцкий и Ю. Г. Коновалов (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ CAMOJIETA

Изобретение относится к системам навигации, в частности, к системам контроля движения самолета на трассе, и может быть использовано для точного выдерживания временного графика движения самолетов.

Известно устройство для расчета путевой скорости и времени прибытия, содержащее дальномер,, счетно-решающий прибор, задатчик времени прибытия, часы, индикатор временной ошибки, соединенные со счетно-решающим приборбм (1), Это устройство не обладает достаточной точностью при движении самолета на трассе и осо:- бенно в районе аэропорта.

Цель изобретения — повышение точности 15 выдерживания временного графика на трассе и в районе аэропорта.

С этой целью в устройство, содержащее счетно-решающий прибор введен угломер, выход которого связан co входом счетно-решающего прибора.

Счетно-решающий прибор содержит бло с управления, соединенный с угломером, блок отработки, соединенный с дальномером и два потенциометра, причем неподвижные контакты потенциометров связаны с блоком управления, а подвижные — механически связаны с блоком отработки и электрически связаны с.Фы втслителем.

На чертеже изображена блок-схема устройства контроля движения самолета.

Оно содержит угломер 1, дальномер 2, счетно-решающий прибор 3, блок 4 отработки, блок 5 управления, потенциометры 6, 7, вычислитель 8, часы 9, индикатор 10 временной ошибки и задатчик 11 времени прибытия.

Устройство контроля движения самолета работает следуипцим образом.

С помощью задатчика 11 времени прибытия пилот устанавливает необходимое время выхода самолета в заданную точку t Координаты точки прибытия (О „, P ) пилот набирает на блоке 5 управления. Ocr подвижного контакта потенциометра 7 механически связана с потенциометром в блоке отработки, причем подвижный контакт поворачивается на угол, пропорциональный текущему значению дальиос15

3 767

D«. Ось подвижного контакта ««оте««циометра 6 механически связана с потенциометром в блоке 5 управления, причем подвижный контакт поворачивается на угол, пропорциональный расстоя««ию до точки прибытия,,Механическая связь показана на чертеже двойной линией.

Один из двух неподвижных контактов каждого потенциометра заземляется, а на другой подается сигнал с блока 5 управления, причем на контакт потенциометра 6 поступает напряже-, ние, пропорциональное косинусу углового положения самолета в точке прибытия, а на контакт потенциометра 7 — напряжение, пропорциональное текущему угловому положению самолета.

Сигнал, снимаемый с подвижного контакта потенциометра 7„будет иметь вид

789 4

Времен««ал ошибка поступает .из вычислителя 8 на индикатор !О временной. ошибки, выполненный в виде стрелочного прибора с нулем посредине шкалы, указывая пилоту отличие от заданного графика движения самолета.

При полном соответствии темпа движения самолета расчетному, временная ошибка равна нулю, и стрелка находится посредине.

Использование уст1«ойства ко««троля движе10 ния самолета повышает точность времени прибытия самолета в ко««трольнь«е точки полета, сокращает расходы топлива, улучшает регулярность и безопасность полетов.

Фор,«ула изобретения где !> (т) — дальность до маяка в текущий ТОК. момент времени t; (t) — угон между направлением на те« точку прибытил и направлением

««а маяк в момент времени t;

К вЂ” коэффициент пропорциональности.

Сигнал, снимаемый с. подвижного контакта потенцнометра 5, будет иметь вид

25

30 где 0 — дальность до маяка в момент э=«с«, нахождения самолета в точке прибы т««я;

В. — угол между направлением на точфО %>. .35 ку вылета и направлением на маяк в точке прибытия;

К «>, -- коэффициент пропорциональности.

Эти сигналы поступа«от на вычислитель 8, который вь«числлет отклонение самолета от за40 да««««ого дабиже««ил Ьт .

1. Устройство контроля движения самолета, содержащее счетно-решающий прибор, вкл«очающий вычислитель, а также содержащее дальноме р, за датчик времени при бы тия, ча сы, и нди катор в ре ме и ной ошибк и, соеди нс нные со счетнорешающим прибором, о т л и ч а к> щ е е с я тем, что, с целью повышения точности выдерживания временного графика»а трассе и в районе аэропорта, в него дополнительно введен угломер, выход которого связан со входом счетно-решаю«цего прибора.

2. Устройство по п. 1, о.т л и ч а ю щ е ес я тем, что счетно-решающий прибор содержит блок управления, соединенный с угломером, блок отработки, соединенный с далы«омером и два потенциометра, причем неподвижные контакты потенциометра связаны с блоком управления, а подв«1жные — механически связаны с блоком отработки и электрически связаны с вычислителем.

Источники информации, *ринятые во внимание при экспертизе

1. Патент CIdA Р 3619579, кл. 235/150.2, 1973 (прототип).

767789

Составитель А. Блохин

Техред Е. Гаврилешко Корректор М. Пожо

Редактор № Ковальчук

Тираж 75l

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l13035, Москва, Ж-35, Раушская иаб„д. 4/5

Подписное

Заказ 7004/17

Филиал ППП "Патент",, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство контроля движения самолета Устройство контроля движения самолета Устройство контроля движения самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и измерительной технике и может быть использовано в аналого-цифровых системах обработки сигналов

Изобретение относится к области создания навигационных приемников, а также средств автономного контроля навигационных сигналов спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS и др

Изобретение относится к аналоговым вычислительным машинам или, более конкретно, к устройствам, в которых математические операции выполняются с помощью радиотехнических элементов
Наверх