Способ термообработки деталей из углеродистой и легированной стали с наплавкой из высокоуглеродистого хромистого сплава

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И ",3,. -Ц;;P E

ИЗОБРЕТЕН Я р,775151

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 050177 (21) 2438591/22-0 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.10,80. Бюллетень ¹ 40

<З1) М. Кл.Э

С 21 D 9/30

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 791..927.5.(088.8) Дата опубликования описанию 30.10,80 (72) Авторы изобретения

В.Н. Кальянов и И.В. Пирков (71) Заявитель

Проектно-конструкторский. технологический экспериментальный институт машиностроения (54 ) СПОСОБ ТЕРИООБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЧ ИЗ УГЛЕРОДИСТОИ

И ЛЕГИРОВАННОИ СТРЛИ С НАПЛАВКОИ

ИЗ ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТОГО ХРОМИСТОГО СПЛАВА

Изобретение относится. к области машиностроения, преимущественно металлургического и горнорудного, и может быть использовано при наплавке износостойких сталей на углеродистые и легированные стали.

В современной металлургической, горнорудной и других отраслях про- !О ьыаленности для повьхаения стойкости деталей, подвергающихся износу вслед-, ствие воздействия абразивных материалов, а также иэ-за трения о металл (штампы, щеки дробилок и т.п.)15 применяется наплавка высокоуглеродистыми сталями, содержащими 0,81,2% углерода, 7-12% хрома и другие добавки.

Наиболее опасным дефектом при 26 наплавке указанными сталями является отрыв наплавленного слоя по зоне проплавления или оплавления вследствие воздействия структурно-термических напряжений, для предотвраще- 25 ния отрывов наплавленного слоя используется -нанесение промежуточного слоя или высокотемпературный подогрев основного металла с последующей термообработкой. 36

Известен способ термообработки иэделий из сталей мартенситного класса после сварки или наплавки с предварительным и сопутствующим подогревом основного металла до 200-450 С 1)..

Для получения мелкозернистой структуры, обеспечиваяацей вязкость металла, необходимо,.чтобы перед отпуском произошло мартенситное превращение, т.е. охлаждают до температуры 150-120оС,с выдержкой около

2 ч, при которой произойдет распад. основной части аустенита металла.

Затем изделие подвергается отпуску.

Наплавка с высоким предварительным и сопутствующим подогревом затрудняет отделяемость шлаковой корки,что снижает качество наплавленного слоя.

Ухудшаются санитарно-гигиенические условия труда наплавщиков.

Известен способ снижения термических напряжений при сварке изделий, при которой немедленно после сварки, неошов.подвергается термообработке (2) . Использование его при наплавке возможно только при выполнении строгих технологических условий, особенно при упрощении технологии наплавФормула изобретения

Составитель А. Тюрий

Техред И. Асталош . Корректор В. Синицкая

Редактор A. Соловьева

Тираж 608 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 7660/33

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 ки, т. е. устранения операции нане сения промежуточного слоя.

Цель изобретения — исключение предварительного подогрева и нанесение промежуточного слоя при наплавке и предотвращение при этом отрыва наплавленного слоя.

Поставленная цель достигается тем, что остывший до 180-120оС наплавленный слой отпускают при 560600 С в течение 1-1,5 ч.

Во время остывания наплавленного металла большая часть аустенита зоны проплавления превращается в мартенсит.

Отпуск неостывшего наплавленного слоя предотвращает длительное воздеЦствие структурных напряжений, приводящих к отрывам, измельчает структуру и увеличивает вязкость металла в зоне проплавления. При этом значительная часть нестабильного аустенита распадается (после нагрева до

560-600оС), что увеличивает твердост металла с сохранением высокой износоустойчивости.

Пример. Дуговая автоматическая наплавка под флюсом производилась в 4-6 слоев на пластины из сталей

60ХН и 20 размером 400х300х50 мм.

Подстуживание металла проводилос до I80-120 С. После подстуживания производился отпуск при 560-600 С в течение 1-1,5 ч. После осуществления подстуживания и отпуска, отрывы наплавленуогО слоя,не наблюдались, твердость металла первого слоя (зоны проплавления) снизились на 120150 НВ, твердость металла верхних слоев повысилась на 100-120 HB.

После проверки наплавленного слоя структура в зоне проплавления троостосорбитная, в верхних слоях— бейнитноаустенитная. Использование. предлагаемого способа термической обработки наплавленного металла обеспечит: улучшение качества изделия, снижение стоимости процесса за счет снятия дополнительных технологических операций-нанесения промежуточного слоя или высокотеМч пературного подогрева, улучшение санитарно-гигиенических условий труда рабочих-наплавщиков.

Способ термообработки деталей из углеродистой и легированной стали с наплавкой из высокоуглеродистого

20 хромистого сплава, включающий отпуск наплавленного металла с использованием тепла наплавки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью исключения предварительного подогрева и нанесения промежуточного слоя при наплавке и предотвращения при этом отрыва наплавленного слоя, остывший до 180-120 С наплавленный слой отпускают при 560-600 С в те30 чение 1-1

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Справочник по сварке. М., "Машиностроение", 1971, с. 164..

2. Хромченко Ф.A. Технологня термической обработки сварных соединений. Информэлектро, М., 1974, с. 25 (прототип).

Способ термообработки деталей из углеродистой и легированной стали с наплавкой из высокоуглеродистого хромистого сплава Способ термообработки деталей из углеродистой и легированной стали с наплавкой из высокоуглеродистого хромистого сплава 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при восстановлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при упрочнении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области термосиловой обработки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении тяжелонагруженных деталей машин из стали с пониженной прокаливаемостью, например цилиндрических и конических шестерен

Изобретение относится к области металлургии, в частности для упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания при их изготовлении и ремонте

Изобретение относится к области индукционного нагрева и может быть использовано для восстановления работоспособности, например, крупногабаритных азотированных коленчатых валов, получивших при эксплуатации задиры шеек

Изобретение относится к способам упрочнения изделий и может быть использовано преимущественно в машиностроении при индукционной закалке изделий типа осей, валов, имеющих сложную конфигурацию упрочняемых участков в местах выхода шлиц, пазов, лысок и т.д

Изобретение относится к области металлургии, в частности к термической обработке поковок и штамповок деталей, работающих в условиях знакопеременных нагрузок

Изобретение относится к упрочняющей обработке коленчатых валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве двигателей внутреннего сгорания
Наверх