Обучающе-контролирующее устройство

 

ОПИСЛНИ-Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<,780023 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.01.79 (21) 2713899/18-24 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет (51)М. Кл.з

G 09 В 7/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий я

Опубликовано 151180 Бюллетень М 42 (53) УДК 371 ° 672.12 (088.8) Дата опубликования описания 15. 11. 80 (72) Авторы изобретения

A.Ñ. Кочетов и И.A. Вахламов (71) Заявитель я (54) ОБУЧАЮЩЕ-КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО. 1

Изобретение. относится к области технических средств обучения и может быть использовано в учебном процессе при самостоятельном изучении обучаемыми учебного материала путем его 5 статической проекции с последующим контролем знаний.

Известно устройство для обучения и контроля знаний, содержащее блоки выдачи информации, ввода ответов, 10 памяти, сравнения, кодирования,подсчета верных и. неверных ответов формирования и выдачи оиеиои (1).

Его недостатком является низкая надежность в работе, так как конеч- ный результат — оценка, определяется в результате функционирования сложных блоков.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является обу- 2О чающее устройство (2), которое содержит блоки ввода ответов, выбора режимов работы (распределитель), блок памяти, тактовый генератор,узел сравнеиия, коммутатор, табло предъяв- 25 ления вариантов и табло ответов(оценок). Один выход блока выбора режимов соединен через блок памяти с входами узла сравнения и тактового генерато,.ра, а другой выход — через тактовый

2 генератор и коммутатор с входами табло предъявления вариантов и табло ответов (оценок) . Вход коммутатора подключен через узел сравнения с выходом блока ввода ответов.

его недостатком является низкая надежность, так как нормальное функционирование обучающе-контролирующего устройства зависит от правильной работы взаимосвязанных между собой сложных блоков (узел сравнения, блок памяти) и, кроме того, в обучающеконтролирующем устройстве возможно ложное срабатывание коммутатора и неправильное высвечивание оценки на табло предъявления оценки.в результате несанкционированных действий обучаемого, например в режиме работы обучающе-контролирующего устройства Обучение обучаемый с помощью блока ввода ответов может вводить в устройство ответы для контроля своих знаний, что нарушит нормальное функционирование всего обучающе-контролирующего устройства, так как между блоком ввода ответов и распределителем отсутствует функциональная связь, препятствукхцая реализации одновременно двух вэаймоисключактдих режимов работы Обучение и Контроль знаний.

780023 . 4

Кроме того, в режиме контроля зйаний результирующая оценка высвечивается на табло оценок по заранее установленному в устройстве субъективному критерию, который не учитывает ни соотношения между числам верных и не- верным ответов, ни сложности поставленных вопросов и не исключает угадывание ответов, что снижает дидактические возможности обучающе-контроли рующего устройства.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

И йовышенйе eiо надежности. Эта ц4ль достигается"тем; чт о в предложенном устройстве блок выбора режимов работы подключен через блок 15 ввода ответов к одному иэ входов таб-: ло ответов, другой вход которого соединен с одним из входов первого коммутатора, другой вьйсод первогб* комму" татора соединен с входом второго ком- 2р мутатора, выход которого подключен к

- "входу первого коммутатора и к одному, из входов табло предъявления вариантов,а блок выбора вариантов соединен с одним из входов второго коммутатора, другой выход соединен с одним иэ входов табло предъявления вариантов.

Функциональная блок-схема устройства изображена на чертеже.

Устройство состоит из блока 1 выбора режимов работы, блока 2 выбора вариантов, тактового генератора 3, блока 4 ввода ответов, первого коммутатора 5,второго коммутатора 6, табло 7 предъявления вариантов и табло 8 ответов. Кроме того, на чертеже обозначены вход 9 табло 8 ответов, выходы 10 и 11 блока 1 выбора режимов работы, которые соединены через тактовый генератор 3 с входом первого коммутатора 5 и через 40 блок 4 ввода ответов с входом 9 табло 8 ответов соответственно. Выход блока 2 выбора вариантов подключен к входу табло 7 предъявления варйантов и к входу второго комму- 45 татора 6. Выход второго коммутатора

6 подключен к входу табло 7 предъяв " ления вариантов и к входу первого коммутатора 5, выход которого соединен со входом табло 8 ответов, а дру-. jp гой выход — с входом второго коммутатора 6. При выключенном напряжении питания табло 7 предъявления вариантов и табло 8 ответов не подсвечивают учебную информацию, которая выполнена в виде видимых непрозрачных монотонных контуров, укрепленных неподвижно на прозрачную основу табло.

В этих табло Установлены световые фильтры, полоса"пройусканйя ййждого из которых соответствует определен- 60 ному варианту (условию задачи) блока

2 выбора вариантов.

Предлагаемое обучающее-контролирукщее устройство работает следую- щим образом. 65

В режиме обучения, когда обучаемый на блОке 1 выбора режимов работы установил режим Обучение, например с помощью переменного резистора с выключателем, то с выхода 10 блока

1 сигнал поступает на вход тактовогд генератора 3, который включается в работу. Частота генерации блока 3 регулируется обучаемым самостоятельно с помощью переменного резистора, установленного на блоке 1 выбора режимов работы. Обучаемый может самостоятельно выбирать темп обучения в зависимости от его уровня подготовленности и скорости его перцептивных действий.

На вход блока 4 ввода ответов сигнал с„ выхода 11 блока 1 не поступает и в режиме Обучение блок 4 не участвует в работе. Это позволяет исключить отрицательное влияние несанкционированных действий обучаемого на качество работы обучающе-контролирующего-устройства и повысить тем самым надежность работы устройства.

Ввод ответов обучаемым в режиме

Обучение исключен за счет отключения блока 4 ввода ответов.

С выхода тактового генератора 3 сигналы. в импульсной форме поступают на вход коммутатора 5, выполненного, например, в виде шагового искателя на и направлений и m+1 положений, где n - число вариантов условий задач, а m — число этапов (число разделов взаимосвязанного между собой учебного материала).С помощью m ламелей шагового искателя высвечиваются табло 8 ответов по одному из п вариантов. Номер варианта (направления шагового искателя) соответствует номеру ротора, шагового искателя коммутатора 5 ° С помощью m+1-ой ламелй шагового йскателя коммутатора

5 включается в работу (перемещается на одно положение) шаговый искатель коммутатора 6. Выход коммутатора 6 (и ламелей) подключены к и роторам шагового искателя коммутатора 5 и к входам и табло 7 предъявления условий задач (вариантов) соответственно.

В зависимости от того, какой вариант (условие задачи) выбрал обучаемый для изучения с помощью блока

2 выбора вариантов, с выхода блока

2 поступают сигналы на вход одного из и табло 7 предъявления вариантов (условий задачи) и на вход коммутатора 6, который устанавливается в выбранное n-oe положение. Обучаемый может выбрать один из двух вариантов обучения. Обучение сразу по всем п вариантам последовательно или обучение только по одному из п вариантов.

В первом режиме обучения учебный материал по в взаимосвязанным между собой разделам (этапам решения задачи) одного иэ вариантов высвечивается путем статической проекции один

780023

26

35 раз. Далее автоматически коммутатор

6 по сигналу с m+1 ламели шагового искателя коммутатора 5 переключается на другое положение и высвечивается взаимосвязанный учебный материал уже другого варианта.

Во втором режиме обучения учебный материал высвечивается только по одному иэ выбранных вариантов многократно. Это позволяет обучаемому в зависимости от его подготовленности и способности изучать сразу весь учебный материал или один иэ его вариантов. Переключение коммутатора 6 на другое положение и соответственно высвечивание с помощью табло 7 другого варианта (условия задачи) осуществляется самостоятельно обучаемым.

В режиме кОнтроля знаний, когда обучаемый на блоке 1 выбора режимов. работы выключил режим Обучение, с выхода 11 блока 1 поступает на вход блока 4 ввода ответов сигнал, под действием которого блок 4 подготавливается к работе. С выхода 10 блока

1 выборов режимов работы на вход тактового генератора 3 сигнал не поступает. Тактовый генератор 3 не работает и, следовательно, коммутаторы 5 и 6 тоже не участвуют в работе.

Обучаемый с помощью блока 2 выбора вариантов и табло 7 предъявления вариантов (условий задач) высвечивает выбранный им при самостоятельном контроле своих знаний один любой. вариант из ii вариантов задач, Если знания обучаемого проверяются в: присутствии преподавателя, то обучаемый устанавливает с помощью блока 2 выбора вариантов на табло 7 ,предъявления вариантов то условие задачи, которое задает преподаватель.

С выхода блока 4 ввода ответов, выполненного, например, с помощью

m-1 переключателей на n+1 положений, сигналы поступают на вход 9 табло 8 ответов, когда обучаемый выбирает иэ и равновероятных ответов по каждому из m разделов (этапов решения задачи) взаимосвязанного между собой разделов учебного материала один, правильный по его мнению.По завершении ввода m ответов в табло 8 ответов включается и высвечивает все введенные обучаемым ответы: как правильные, так и неправильные.Тон подсветки правильных ответов соответствует тону подсветки условий задач.Тон подсветки неправильных ответов не соответствует тону подсветки условий задачи.В табло 7 предъявления условий задачи и табло 8 ответов тоны подсветки определяются световыми фильтрами.

Учебная информация на табло 7 и

8 изображена монотонно. Тон подсветки наблюдается только при включении этих табло.

Результат контроля своих э йанйй обучаемый анализирует самостоятельно путем подсчета числа правильных: и неправильных ответов . При этом обучаемому видно не только количество допущеннйх ошибок, то и разделы учебного материала (этапы решения), где допущены ошибки.

Кроме того, при установке m-,1 переключателей в и+1 положение блока

4 ввода ответов не высвечиваются соответствующие табло 8 ответов,что означает ответ "не знаю".

Таким образом, в режиме Контроль знаний достигаются высокие дидактические возможности обучающе-контролирующего устройства за счет учитывания при визуальном определении суммарной оценки не только количества верных и неверных ответов, но и сложности (веса) вопроса, а так же за счет уменьшения вероятности угадывания правильного ответа обучаемым.

Положительный эффект от использования изобретения в учебном процессе состоит в том, что повышается надежность обучающе-кбнтролирующего устройства эа счет упрощения конструкции устройства (исключения взаимозависимых друг от друга блоков, нормальное функционирование одного из которых зависит от правильной работы другого блока) и исключения режима работы устройства, при котором возможны несанкционированные действия обучаемых, нарушающих нормальное функционирование электрической схемы обучающе-контролирующего устройства, Кроме того, расширяются дидактические воэможности обучающе-контролирующего устройства за счет уменьшения вероятности угадывания обу— чаемым правильного ответа при выборочном методе контроля знаний и повышения объективности определения результирующей (суммарной) оценки.

Формула изобретения

Обучающе-контролирующее устройство, содержащее блок выбора режимов работы, соединенный с тактовым генератором, который соединен с входом одного из коммутаторов, блок

55 выбора вариантов, блок ввода ответов, табло предъявления вариантов и табло ответов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью расширения дидактических возможностей устройства и пощ() вышения его надежности, блок выбора режимов работы подключен через блок ввода ответов к одному иэ входов табло ответов, другой вход которого соединен с одним из выходов первого

65 коммутатоРа; другой выход первого

У

780023

Составитель Е. Иваненко

Редактор Л. Гольдина Техред А,Щепанская КорректорИ. Муска

Эакаэ 9329/16 Тираж 465 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная,4 коюсутатора соединен с входом второго коыиутатора; выход которого подключен к входу первого коммутатора и к одкаму иэ входов табло предъявления вариантов, а блок выбора вариайтов соединен с одним иэ входов второго коммутатора, другой выход соединен с одним иэ входов табло предъявления вариантов.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 301730, кл. G 09 В 7/00,10.04.68.

2. Авторское свидетельство СССР

9 456294, кл. G 09 В 7/00,22.03.73 (прототип).

Обучающе-контролирующее устройство Обучающе-контролирующее устройство Обучающе-контролирующее устройство Обучающе-контролирующее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к области обучения и контроля за знаниями учащихся, в частности предназначено для выборочного программированного контроля или тестирования

Изобретение относится к области технических средств обучения и может использоваться для обучения правил дорожного движения, тактики военного искусства, различным дисциплинам, переподготовки специалистов разных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к области технических средств обучения и может использоваться для обучения правил дорожного движения, тактики военного искусства, различным дисциплинам, переподготовки специалистов разных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей

Изобретение относится к областям представления связанных массивов информации и может использоваться для диалогового (интерактивного, игрового) обучения, самообучения и развлечения
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками

Изобретение относится к спортивным тренажерам для одиночного или группового проведения обучения, и/или тренировок, и/или экзаменов по судейству непосредственно на спортивной площадке без участия игроков с использованием средств электроники

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам
Наверх