Фрикционная пружинная муфта

 

<>781436

Союз Советских

Социалистических

Республин (61) Дополнительное к авт. свид-ву

I (22) Заявлено 251278 (21) 2699981/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

F 16 0 13/08

Государственный комитет

СССР. «o делам нзобретеннй н открытнй

Опубликовано 2311,80. Бюллетень ¹43 (53) УДК 621.825.7 (088.8) Дата опубликования описания 2 3,1180 (72) Автор изобретения

Б.Ф.Пономаренко.. (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРУЖИННАЯ МУФТА. 1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна пружйнная муфта, содержа- щая две полумуфты и смонтированную на них пружину 11) .

Недостатком ее является невозмож. ность отключения.

Наиболее близкая к предлагаемой фрикционная пружинная муфта содержит ведущую полумуфту и смонтированную на ивй с натягом спиральную пружину с .отогнутыми койцами, контактирующими с ведомой полумуфтой и тормозным элементом 2 . 15

Недостатком известного -устройства является невозможность реверсивного вращения.

Цель изобретения — обеспечение врзможности реверсивного вращения.

Указанная цель достигается тем, что, ведомая полумуфта выполнена в виде втулки с радиальными прорезями, а тормозной элемент — в виде смонти- 25 рованной на ней с возможностью поворота обоймы с радиальными прорезями, при этом оба конца пружины отогнуты радиально и размещены в совмещенных прорезях втулки и обоймы. 30

На фиг. 1 схематически изображена фрикционная пружинная муфта общий вид в разрезе, на фиг. 2 — разрез

А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б-Б на фиг. 1.

Фрикционная пружинная муфта состоит из ведущей полумуфты 1, ведомой полумуфты 2, спиральной пружины 3 и тормозной обоймы 4.

На конце ведущей полумуфты 1 нааажена с легким натягом цилиндрическая пружина,3 с радиально отогнутыми концами. Конец ведомой полумуфты 2 в месте сцепления с ведущей полумуфтой 1 выполнен в виде полой втулки, которая охватывает конец полумуфты

1 с насаженной на него пружиной 3.

Конец ведущего вала 1 входит в обойму по скользящей посадке.

Во втулке, представляющей конец полумуфты 2, выполнены две прорези, в которые входят отогнутые концы пружины 3 и окно, через которое устанавливают, пружину 3 при сборке ее с ведущей полумуфтой 1, такое выполнение втулки с окном более. целесообразно, так как упрощается конструкция и сборка муфты.

781436

На втулку ведомой полумуфты 2 свободно установлена тормозная обойма 4, в которой в тех же плоскостях выполнены соответствующие, но смеценные по окружности прорези, в которые входят соответствующие отогну" тые концы пружины 3. При этом опорнйе поверхности в прорезях втулки ведомой полумуфты 2 располагают под углом сопряженных с ними поверхностей койцов пружины 3, разжатой силой трения пружины по ведущей полумуфте при остановке тормозной обоймы 4 с ведомой полумуфтой 2, а опорные поверхности в прорезях тормозной обойam 4 располагают под углом сопряженных с ними поверхнЬстей концов 15 пружины 3, закрученной на валу при передаче муфтой максимально допустимого момента вращения с учетом допол нительного износа поверхностей трения пружины 3 и ведущей полумуфты 1.

Величина угла проема каждой прорези должна быть больше полного рабочего угла поворота концов пружины 3 с учетом износа и толщины пружины.

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 1, один .из концов пружины 3 входит в зацепление со втулкой ведомой полумуфты 2, а свободный конец закручивается на ведущей полумуфте 1 за счет сил трения и передает вращение ведомой 30 полумуфте 2.

Для выключения муфты и остановки ведомого вала затормаживается ббойма

4, которая, поворачиваясь относительно втулки ведомой полумуфты 2, захва- 35 тывает свободный конец пружины и раз кимаех ее, сцепление ослабевает и становится равным сцеплению от предварительного натяга, а инерция останавливаемого ведомого вала воспринимается тормозом через обойму 4.

При изменении направления вращения ведущей полумуфты 1 происходит изменение выполняемых функций концов пружины 3 без изменейия процесса включения и остановки ведомой полумуфты 2.

Конструкция предлагаемой муфты позволяет передавать момент вращения от ведущего вала к ведомому в различных направлейиях.при наличии одной пружины и производить остановку ведомого вала при вращении ведущего.

Формула изобретения

Фрикционная пружинная муфта, содержащая ведущую полумуфту и смонтированную на ней с натягом спиральную пружину с отогнутыми концами, контактирующими с ведомой полумуфтой и тормозным элементом, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью обеспечения возможности реверсивного вращения, ведомая полумуфта выполнена в виде втулки с радиальными прорезями, а тормозной элемент - в виде смонтированной на ней с возможностью поворота обоймы с радиальными прорезями, йр этом оба конца пружины отогнуты радиально и размещены в совмещенных прорезях втулки и обоймы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9128416, кл. F 16 0 3/52, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

9190156, кл. F 16 0 13/08, 1965 (прототип).

781436

Составитель И.Яцунов

Редактор A.Øàíäîð Техред С.Мигунова Корректор Г. Назарова

» ° »» М» » М»»«ЫЮ»« *

Заказ 8095/33 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ ГоСударетвенного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 и »» » »» » йд

Филиал НПП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Фрикционная пружинная муфта Фрикционная пружинная муфта Фрикционная пружинная муфта 

 

Наверх