Заземлитель корпуса машины

 

С "А" Я И

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<>786073

Ф.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 01,0377 (21) 2461555/18-25 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 071280. Бюллетень Мо 4 5

Дата опубликования описания 07.128 0 (51)м К, 3

Н 05 F 3/02

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 319. .74(088.8) (72) Авторы изобретения

В. Н. Шихов, Н. В. Еремина и В. A. Придвижкин (71) Заявитель

Уральский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им.С.М. Кирова (54) ЗАЗЕМЛИТЕЛЬ КОРПУСА МАШИНЫ

Изобретение относится к технике эксплуатации машин, в частности легковых, на пыльных дорогах.

Известно, что при движении автомашины на ее корпусе скапливаются 3 заряды статического электричества с потенциалом до 60 кв 1.1). При этом заряды возникают как от трения и деформации шин о поверхность дороги, так за счет трения корпуса о воздух 1О и за счет оседания на лакированных (окрашенных) поверхностях заряженной (в результате отрыва от дороги) пыли.

Для снижения электризации корпуса используют устройство †.антистат. )5

Оно выполнено в виде полоски токопроводящей резины, крепится одним концом к корпусу машины, а другим — волочится по земле, обеспечивая некоторую утечку заряда с корпуса. 20

Недостатком его является неполная утечка заряда. Действительно, на окрашенной (слой диэлектрика) поверхности корпуса оседает наэлектризованная пыль. Заряд пыли по индукции на- 25 водит заряд равной величины, но противоположной полярности и на корпусе автомашины. Пыль "электростатически налипает" на поверхность корпуса.

При этом наличие или отсутствие зазем-3р лен ия корпуса (антис тата) ничего не меняет, т.к. не может обеспечить разряд наэлектризованной пыли.

Наиболее близким к предложенному является заземлитель корпуса машины, содержащий токопроводящий элемент, один конец которого связан через двухпозиционный переключатель с корпусом, и конденсатор, присоединенный к выводам переключателя 12 ).

Недостатком его является то, что он не обеспечивает отсутствия загрязнений в виде пыли на корпусе.

Целью изобретения является устранение оседания пыли на корпусе.

Эта цель достигается тем, что он снабжен дополнительным электродом, установленным на корпусе и изолированным оТ него, переключатель снабжен дополнительными выводами, через которые система корпус — дополнительный электрод соединены параллельно конденсатору, причем в разных положениях переключателя дополнительный электрод и корпус присоединены к разным обкладкам конденсатора.

Кроме того, емкость конденсатора выбрана не меньше емкости системы дополнительной электрод-корпус, а в качестве дополнительного электрода

786073

Формула изобретения б5 служит багажник, устанволенный на крыше машины, или бампер.

Сущность изобретения поясняется четержом, на котором представлена схема устройства.

Оно состоит из дополнительного электрода 1, корпуса 2, токопроводяI щего элемента 3, переключателя 4 и конденсатора 5.

Дополнительный электрод и корпус образуют дополнительный конденсатор с емкостью С„. Емкость основного конденсатора С.

B одном положении переключателя дополнительный конденсатор соединен с обкладками а и б конденсатора 5, а корпус — с токопроводящим элементом. В другом положении переключателя дополнительный конденсатор опятьтаки соединен параллельно С>, но уже к противоположным обкладкам, а корпус изолирован от земли. В качестве электрода 1 может быть использован багажник, расположенный на крыше автомобиля или бампер, предварительно изолированный от корпуса. Электрод 1 может быть выполнен в виде пластины 1000õ50 мм, размещенный параллельно корпусу вблизи заднего бампера, где в результате аэродинамической тени всегда скапливается пыль. удаление электрода от корпуса может составлять 2-15 мм.

Необходимо оценить (или измерить) полученную емкость С„ . Емкость С> выбирается не меньшей чем емкость С1 (лучше в 2-10 раз больше). B качестве переключателя можно использовать

3-х полюсный переключатель для напряжений 300-500 в. В качестве токопроводящего элемента может быть использован заводской антистат или кусок мягкой проволоки.

Работает заземлитель следующим образом. При движении автомобиля, как мы уже указывали, на корпусе автомобиля скапливаются заряды статического электричества. Дорожная пыль, в результате ее отрыва от земли, заряжается и садится на наружные поверхности корпуса автомобиля, чему способствует и заряд, накопленный на корпусе.

При движении автомобиля антистат (известное устройство) периодически касается земли, чем обеспечивается утечка "избыточного" заряда статического электричества. Однако в связи с тем, что осевшая на поверхность корпуса пыль имеет свой заряд статическог4 электричества и изолирована от корпуса слоем неэлектропроводной краски, утечка заряда не происходит.

В результате, за счет индукции на корпусе машины (на металле) индуцируется заряд противоположной полярности (никакой антистат не может обеспечить его утечку пока не убран слой осевшей заряженной пыли). Заряи

55 ды пыли и корпуса электростатически воздействуют, чем и вызвано "налипание и хорошее удержание" пыли.

Иное дело при использовании предлагаемого устройства. Точно также в результате оседания заряженной пыли на корпусе машины, на последнем индуцируются заряды противоположной полярности, а "избыточный" заряд стекает через антистат на землю.

Переключатель при этом повернут в правое поло>кение (см. черт.) и кон-, денсатор С также накапливает заряд статического электричества, причем его обкладки приобретают тот же потенциал по знаку и величине, что и корпус авч омашины. При движении автомашины, т.е. при наличии ветра, переключатель переводят кратковременно (2-3 секунды) в левое положение. При этом обкладки конденсатора меняются местами. Другими словами, на корпус машины подается потенциал той же полярности, что и знак заряда пыли, а корпус одновременно изолируется от земли.

В связи с тем, что С„ С на конденсаторе С был накоплен больший заряд статического электричества, чем на корпусе и переключение обкладок конденсатора С вызовет нейтрализацию заряда на корпусе (если С, =С ) или перезарядку корпуса той жэ полярности заряда, что имеет пыль (если

С, (С ), что предпочтительней.

Таким образом, в результате переключения обкладок конденсатора С на корпусе машины либо будет нейтрализован заряд, либо появится заряд того же знака, что и полярность пыли.

И в том и в другом случае исчезает причина электростатического налипания пыли и последнюю сдует ветром.

После сдувания пыли, ключ переводят снова в правое положение.

Пользуются предлагаемым устройством как во время движения, так и перед остановкой автомашины. Таким образом, автомашина пылится во время движения, а перед остановкой за счет переключения обеспыливается.

Вместо переключателя К (переключаемого рукой) может быть использовано устройство (магнитные, электростатические), которое переключает конденсатор С в зависимости от величины заряда на нем или времени движения машины, т.е. автоматически.

Проведенные испытания подтвердили высокую эфФекФивность устранения пыли с помощью предлагаемого устройства.

1. Заземлитель корпуса машины, содержащий гибкий токопроводящий элемент, один конец которого связан че786073

Составитель В. Кин

Редактор A. Ахмедова Техред М.Коштура Корректор С. Коман

Заказ 8869/63 Тираж 885 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 рез двухпозиционный переключатель с корпусом, и конденсатор, присоединенный к выводам переключателя, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью устранения оседания пыли на корпусе, он снабжен дополнительным электродом, установленным на корпусе и изолированным от него, переключатель снабжен дополнительными выводами; через которые система корпус — дополнительный электрод соединена параллельно конденсатору, причем в разных положениях переключателя дополнительный электрод и корпус присоединены к разным обкладкам конденсатора.

2. Заземлитель по п.1, о т л и— ч а ю щ и- и с я тем, что емкость кон.денсатора не менее емкости системы дополнительный электрод — корпус.

3. Заземлитель по пп.1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что дополнительным электродом служит багажник, установленный на крыше машины.

4. Зааемлитель по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что дополнительным .электродом служит бампер.

Источники информации, ® принятые во внимание при экспертизе

1. Сторобы И. и Шиморда И. Статическое электричество в промышленности. M.-Ji., Госэнергоиздат, 1960.

2. Авторское свидетельство СССР !

5 по заявке 9 2151729/25,кл.Н 05 F 3/02 (прототип).

Заземлитель корпуса машины Заземлитель корпуса машины Заземлитель корпуса машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, но преимущественно к системам защиты объектов от прямого поражения линейными, четочными и шаровыми молниями

Изобретение относится к комплекту деталей и способу для использования в устройстве коррозионной защиты с подачей тока для удлиненной подложки, а также в электрическом заземлении объектов

Изобретение относится к средним для отвода на землю зарядов статического электричества с подвижных объектов, например, транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) при их сливе - наливе

Изобретение относится к области физики статического электричества и может быть использовано, например, как средство, обеспечивающее надежную электрическую связь между состоящими из разнородных материалов подвижными узлами емкостей с целью их защиты от статического электричества

Изобретение относится к технике защиты от вредных проявлений статического электричества, особенно в местах, где имеется опасность образования взрывной смеси воздуха с горючими парами и газами

Изобретение относится к области электротехники, в частности к средствам защиты от повреждения элементов конструкции установок в процессе проведения восстановительного ремонта

Изобретение относится к технике борьбы с вредными проявлениями статического электричества и может быть использовано при разработке устройств для отвода электростатических зарядов с помощью заземляющих соединений для радиоэлектронной промышленности
Изобретение относится к технике эксплуатации машин, в частности, для отвода на землю зарядов статического электричества с подвижных объектов, например транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к технике защиты животных от поражения электрическим током на фермах крупного рогатого скота

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для нейтрализации электростатических зарядов в потоке жидкости
Наверх