Автомат безопасности турбомашины

 

ОП ИСА НИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

78643О

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву—

{22) Заявлено 04.07.79 (21) 2793330/24-06 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.03.82. Бюллетень |е12 (45) Дата опубликования описания 30.03.82 (51) 1.Кл. " F 01 0 21/02

Госудействекке! Й нонитет

СССР (3) УДК 621.438-55 (088.8) ло делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения М. П. Богачев, Г. В. Вишняков, Х. И. Муратов, П. А. Рыбин, К. Б. Саранцев, О. К. Сурин и В. П. Филаретов (71) Заявитель Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени

Производственное объединение «Невский завод> им. В. И. Ленина (54) АВТОМАТ БЕЗОП

АСНОСТИ ТУРБОМАШИН

Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения и в частности к системам защиты турбомашины от превышения допустимой частоты вращения вала.

Такие системы защиты получили название автоматов безопасности.

Известны автоматы безопасности бойкового типа, содержащие боек, имеющий возможность перемещения под действием центробежных сил в направляющей втулке, установленной в радиальном сверлении вала турбомашины (11.

Недостатком этого автомата безопасности является ослабление вала турбомашины в месте установки автомата, а также динамическая неуравновешенность вала в момент срабатывания и выхода бойка из направляющей втулки.

Известны также автоматы безопасности, содержащие тарельчатую пружину, закрепленную на валу турбомашины, механизм управления стопорным клапаном с управляющей полостью и сопло (2).

Однако применение в таком автомате безопасности маслосистемы снижает надежность его работы, так как в случае выхода из строя маслонасоса произойдет остановка турбомашины, а кроме того создается повышенная пожароопасность.

Цель изобретения — повышение надежности автомата и снижение пожароопасности.

Цель достигается тем, что автомат до5 полнительно содержит эжектор, причем эжектор и сопло связаны с управляющей полостью стопорного клапана. С целью повышения быстродействия, автомат дополнительно содержит два регулируемых дросселя, установленных в линиях связи эжектора и сопла с управляющей полостью клапана.

На чертеже показана принципиальная схема автомата безопасности.

Тарельчатая пружина 1 с грузами 2 закреплена при помощи гайки 3 на втулке 4, навинчиваемой на вал турбины 5. Паровой или газовый эжектор 6, рабочее тело в который поступает через сопло 7, соединен через дроссель 8 магистралями 9, 10 с механизмом управления стопорным клапаном.

В частности он соединен с полостью 1! мембраны 12, связанной через шток 13 с защелкой 14 клапана 15, прикрывающего сопло 16, соединенное через вентиль 17 с линией 18 управления стопорным клапаном (на чертеже не показан). Магистраль 10 через дроссель 19 и линию 20 соединена с неподвижным соплом 21. Между соплом 16 и клапаном 15, а также в полости 11 расположены пружины возврата 22 и 23, а полость 24 мембраны 12 соединена с атмосферой.

Автомат безопасности работает следую цим образом.

При нормальной работе турбины тарельчатая пружина 1 выгнута вправо, сопло 21 открыто. В магистралях 9, 10, 20 за счет отсоса воздуха паровым эжектором 6 создается разряжение, величина которого зависит от открытия сопла 21, через которое подсасывается воздух из атмосферы, Когда тарельчатая пружина 1 находится в правом положении, соило 21 открыто на максимальную величину, вследствие чего разряжение в полости 11 будет минимальным, сила пружины 23, действующая на мембрану 12, будет больше еилы, возникающей от перепада давлений на мембране и действующей на нее вверх. При этом защелка 14 находится в зацеплении с клапаном 15 и не дает ему переместиться вправо под действием пружины 22 и открыть соп.ло 16.

При увеличении частоты вращения турбины выше допустимой тарельчатая пружина 1 под действием момента от грузов 2 резко перещелкивается влево (см. пунктир) и покрывает сопло 21, не касаясь его. Вследствие этого разряжение в полости 11 резко возрастает и мембрана 12 под действием. перепада давлений, преодолевая силу пружины 23, резко перемещается вверх. При этом защелка 14 расцепляется с клапаном

15 и он под действием пружины 23 перемещается вправо и открывает слив из линии управления стопорным клапаном, что приводит к его закрытию и остановке турбины.

После снижения скорости вращения турбины на определенную величину, тарельчатая пружина 1 снова перещелкивается вправо, что приводит к открытию сопла 21 и уменьшению разряжения в полости 11 до величины, при которой сила пружины 23 становится больше силы от перепада давлений, действующей на мембрану 12 вверх. После этого при перемещении клапана 15 влево защелка 14 снова войдет с ним в зацепление, сопло 16 прикроется, а стопорный клапан откроется, что дает возможность турбине нормально работать. Определение работоспособности автомата безопасности без остановки турбины производятся путем увеличения ее скорости вращения до момента срабатывания авто."лата при закрыд том вентиле 17.

Применение автомата безопасности такой конструкции повышает надежность и точность работы системы защиты и значительно снижает пожароопасность агрегата.

Кроме того, применение в качестве устройства, формирующего пневматический импульс, эжектора снижает трудоемкость изготовления автомата безопасности.

Формула изобретения

1. Автомат безопасности турбомашины, содержащий тарельчатую пружину, закрепленную на валу турбомашины, механизм управления стопорным клапаном с управляющей полостью и сопло, отл и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности автомата и снижения пожароопасности, автомат дополнительно содержит эжектор, причем эжектор и сопло связаны с управляющей полостью стопорного клапана.

2 Автомат по п. 1, отл ич а ющи йс я тем, что, с целью повышения быстродействия, автомат дополнительно содержит два регулируемых дросселя, установленных в линиях связи эжектора и сопла с управляющей полостью клапана.

Источш.ки информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. «Турбо- и компрессоростроение». Под ред. В. A. Елисеева, Л., «Машиностроение», 1970, с. 329, рис. 6, поз. 26 — 28.

2. Патент США № 2973771, кл. 137-57, 1964.

786430

Составитель А. Лунин Редактор Е. Месропова

Техред И. Пенчко

Корректор С. Файн

Тип, Харьк. фил. пред, <Патент». Заказ 250/168 Изд. № 117 Тираж 537 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Автомат безопасности турбомашины Автомат безопасности турбомашины Автомат безопасности турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области защиты паровой турбины, преимущественно турбин с конденсатором смешивающего типа

Изобретение относится к области устройств защиты турбины по предельному повышению частоты вращения ротора

Изобретение относится к области исполнительных устройств защиты паровой турбины, обеспечивающих перекрытие подвода пара в турбину по сигналам систем ее защиты, и предназначено главным образом для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с большим содержанием солей и нерастворимых, в том числе агрессивных, газов

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации процесса защиты турбомашин от превышения предельной частоты вращения ротора

Изобретение относится к средствам защиты агрегатов, например, паровых турбин, при возникновении каких-либо аварийных ситуаций
Наверх