Статор электрической машины

 

ОПИСЛНИК

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СИИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиии

Сецналмстннесмих

Республик (63) Дополнительное к авт. саид-ву (22) ЗаЯвлено 21.11,77 (21) 2548589/24-07 Р М с присоединением заявки И©

Н 02 К 3/48

ГвсудвРстааивый квинтет

СССР вв Аелаи изебретемня я вткРыти я (23) Приоритет (53) УДК б 2 1 ° 31 3 ° . 713 {488. 8) Опубликовано 30Q28G Бюллетень Й9 48

Дата опубликования описания 301280 (72) Авторы изобретвиия

A-А. Захаров, В.П. Лошкарев, Г.И. Шур, Е.С. Эльберт и Б.Г. Яныгин (71) Заявитель (54 у CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ЗО

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции статора крупных электрических машин, гидрогенераторов.

Известен статор, содержащий магии- з топровод и обмотку, закрепленную в . пазах посредством магнитных клиньев.

Недостатком таких машин является сравнительно. малая эффективность магнитных клиньев из-эа низкой магнит- ® иой проницаемости и малая надежность иэ-эа их недостаточной механической прочности.

Известен также статор электрической машины, содержащий магнитопро- т5 . вод с пазами и обмотку, закрепленную

s пазах посредством клиньев и прокладок.

В таких машинах для уменьшения величины пускового тока используется увеличение глубины паза и увеличение числа витков обмотки статора.

Недостатком конструкции является незначительное уменьшение величины пускового тока и ухудшение эксплуатационных характеристик.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик.

Цель достигается тем, что статор снабжен дополнительными прокладками, выполненными из ферромагнитного материала, изолированными от стенок паза, разделенными на несколько частей в продольном и поперечном направлениях, либо имеющими прорези в поперечном направлении. Дополнительные прокладки размещены между первымн из упомянутых прокладок и обмоткой, либо между слоями обмотки, либо одновременно в обоих местах.

На фиг. 1 представлена часть ста" тора с пазом н обмоткой; на фиг.2 дополнительные прокладки, состоящие иэ частей; на фиг. 3 - дополнительные прокладки с прорезями.

Статор электрической машины содержит магнитопровод 1, обмОтку 2, 3, закрепленную в пазах магнитопровода посредством клиньев 4 и прокладок 5, выполненных из изоляционного материала. Между прокладками 5 и обмоткой 2 и между слоями обмотки размещены прокладки б, 7, выполненные из ферромагнитного материала и изолированные от стенок 8 паза изоляцией 9.

Дополнительные прокладки б, 7,вы" полненные из изолированных листов

792485

50.лектротехнической стали, могут быть разделены на несколько частей в поперечном и продольном направлениях, либо выполнены с прорезями 10.

При протекании тока в обмотке 2,3 статора возникает магнитный поток пазового рассеяния, который замыкается через паэ в поперечном относительно его оси направлении.

Дополнительные ферромагнитные прокладки б, 7 существенно снижают со-, противление потоку рассеяния и увеличивают его величину, при этом увеличивается индуктивное сопротивление обмотки 2, 3 статора 1 и уменьшается пусковой ток при асинхронном пуске электрической машины.

Изоляционные прокладки 5 используются в качестве уплотняющих и устанавливаются по месту для компенсации производственных отклонений.

Во избежание возникновения индуктивного тока в ферромагнйтных прокладках б, 7 и замыкания зубцов магнитопровода статора, прокладки б, 7 имеют изоляцию.

Выполнение прокладок б, 7 иэ изолированных листов уменьшает потери, снижает их нагрев от магнитного потока пазового. рассеяния и увеличивает надежность конструкции.

Выполнение прокладок б, 7 разделенными на частк в продольном и поперечном направлениях, а также выполнение их с прорезями 10 уменьшает потери, снижает их нагрев от основного магнитного потока, проникающего в пазы из воздушного зазора электрической машины.

Расположение ферромагнитных прокладок между изоляционными прокладками и обмоткой наиболее эффективно с точки зрения уменьшения пускового тока. В то же время, в ферромагнитных прокладках выделяются повышенные потери, вызываемые проникновением в них части магнитного потока из воздушного зазора.

С точки зрения уменьшения потерь и нагрева ферромагнитных прокладок более предпочтительным является их расположение между слоями обмотки при двуслойном ее исполнении.

Выбор того или иного варианта размещения ферромагнитных прокладок или комбинированного варианта размещения производится в каждом конкретном случае в результате анализа конструкции с учетом влияния расположения прокладок б, 7 как на величину пускового тока, так и на их нагP8B °

Конструкция статора электрической машины с дополнительными прокладками из ферромагнитного материала обеспечивает снижение пускового тока при асинхронном пуске, в результате чего повышается надежность машины, путем снижения электродинамических усилий и нагрева, повышается надежность электрооборудования, связанного с данной электрической машиной.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий магнитопровод с пазами и обмотку, закрепленную в пазах посредством клиньев и прокладок, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, он снабжен дополнительными прокладками, выполненными из ферромагнитного материала и изолированными от стенок паза.

2. Статор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что дополнительные прокладки разделены на несколько частей в поперечном и продольном направлениях.

3. Статор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что дополнительные прокладки имеют прорези в поперечном направлении.

4. Статор по пп. 1-3, о т л и ч а ю шийся тем, что дополнительные прокладки размещены между первыми из упомянутых прокладок и обмоткой.

5. Статор по пп. 1-3, о т л и ч а ю шийся тем, что дополнительные прокладки размещены между слоями обмотки.

6. Статор по пп. 1"3, о т л и ч а ю шийся тем, что дополнительные прокладки размещены между первыми из упомянутых прокладок и обмоткой и между слоями последней.

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх