Линейный двигатель постоянного тока

 

i млиюй (ТЕ .;О-:,:Х Ч :г

Сокзз Советскнк

Соцналнстнческнн

Респубпнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву % 55 1770 (22) Заявлено 2 1.07. 78(21) 2648724/24-07 (5! )М. Кл.

Н 02 К 41/035 с присоединением заявки ¹вЂ”

Государственный комитет (23) Приоритет— по делам изобретений и открытий

Опубликовано 30 12 80 Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 02 0 1 8 1 (5Ç) УДК 621.313. .2 82 (088, 8) (72) Автор изобретения

А. N. Григорович (7!) Заявитель (54) ЛИНЕЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротехнике.

Известен линейный двигатель постоянГ ного тока по основному авт. св.

No 551770, содержащий магнитопровод и два пакета статора с обмоткой, разделенной на секции, сдвинутые на половину .5 полюсного деления и подключенные к одновременно коммутируемым элементам коммутатора, управляемого датчиком положения, причем в каждый момент времени о секции, расположенные между полюсами, выполняют функпии обмотки возбуждения, а секпии, расположенные над полюсами, выполняют роль якорной. обмотки, у - которого магии топровоц выполнен Ш-образ15 ной формы, а между его полюсами расположены пакеты статора с обмоткой.

Однако у этого двигателя удельная сила тяги с поверхности статора, недостаточная, чтобы его эффективно применять в качестве тягового двигателя на карьерном транспорте.

Белью изобретения является увеличе-. ние силы тяги и повышение КГШ.

Эта пель достигается тем, что на магнитопроводе между полюсами установлена обмотка подмагничивания, создавающая поток возбуждения, согласно с секпиями статора, выполняющими роль обмотки возбуждения.

На фиг. 1 показан двухпакетный двигатепь, поперечный разрез; на фиг. 2— направление тока и потока в двигателе, на фиг. .3 — принципиальная схема двигателя: на фиг. 4 — схема однопакетного двигателя вид сбоку: на фиг. 5 — однопакетный двигатель, попе речный разрез; на фиг. 6 — схема соединения секций обмоток статора.

Линейныйтяговый двигатель содержит магнитопровод 1, имеющий Ш-образную форму для двухпакетного двигателя (фиг. 1 ) или П-образную форму для однопакетного двигателя (фиг. 5).

Внутри боковых стержней магнитопровода размещен пакет статора 2 с кольдевой обмоткой 3. На магнитопроводе размещена обмотка подмагничивания 4.

3 792

Питание обмотки подмагничивания 4 может осуществляться от аккумулятора, установленного на тележке или через скользящий контакт от отдельного провода.

Ма гнитопровод перемещается на кат ках 5 относительно неподвижно закрепленного cTBTîðà по направляющим 6, В рабочей зоне двигателя установлены датчики положения 7, которые срабатывают при прохождении над ними полюсов магнитопровода. По сигналам датчиков положени ния производится посредством коммутатора 8 переключение секций цвигателя

9, 10, 11, 12, 13, 14. На фиг. 6 упрощенно показана силовая часть схемы коммутатора для одной секции (секции 9).

Коммутатор содержит четыре переключающих элемента 15, 16, 17, 18 (в данном случае тиристоры, включенные по мостовой схеме). Для других секций схема коммутатора выполнена аналогично.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче напряжения на статор двигателя и обмотки намагничивания по сигналу датчиков положения 7 подаются управляющие сигналы на коммутатор 8, посредством которого секции двигателя

9-14 подключаются к источнику питания.

Причем те секции, которые находятся между полюсами магнитопровоца, являются секциями возбуждения, а секции, которые охватываются стержнями (полю— сами) магнитопровода, являются якорными секциями, т.е. взаимодействие тока, протекающего по ним с магнитным пото— ком, создаваемым . секциями возбуждения статора и обмоткой поцмагничивания, создают силу тяги, вызывающую перемещение магнитопровоца 1 относительно статора 2.

517 4

1S

Так, при взаимном расположении маг нитопровоца 1 относительно статора 2, например как показано на фиг. 3, секции

9, 19, 11, 12 выполняют . роль якорных секц й. Магнитный поток возбужцения создается секциями 13, 14 .и обмоткой подмагничивания, включенной так, что намагничиваюшие силы этой обмотки и секций статора, находящихся в межполюсном пространстве и выполняющих роль секций возбуждения, были HallpBBëåны всегда согласно. Для однопакетного варианта двигателя (фиг. 4, 5) направление магнитного потока и тока в секциях статора показано на фиг. 3.

Для цвухпакетного варианта двигате- ля (фиг. 1) направление токов и потока показано на фиг. 2. В этом случае магнитный поток замыкается eðå3 дв а р ядом р ас положенные м агни то провода и пакеты статора. В процессе перемещения по сигналам датчиков положения 7 коммутатор 8 переключает секции обмотки статора в зависимости от их расположения относительно магнитопровоца таким образом, чтобы всегда секции, которые в межполюсном пространств ве были секциями возбуждения, и направление силы тяги было в одну сторону. Переключение секции двигателя осуществляется (фиг. 3, 6) силовыми элементами 15-18 коммутатора. Например, для секции 9 при положительном направлении тока от нас (на фиг. 3} включены элементы 18 и 16, Это направление токов сохраняется на время прохождения нац этой секцией полюсного деления магнитопровода. После этого направ- . ление тока в секции изменяется на противоположное, для чего включаются элементы 15 и 17 коммутатора. Аналогично переключаются токи и в других секциях.

Для осуществления реверса изменяется направление тока в якорных секциях.

Таким образом, наличие обмотки поцмагничивания, создаваюшей намагниl чиваюшую силу в пределах полюсного деления, а следовательно, и поток возбуждения того гже направления, что и секции статора, выполняющие в этот момент роль . обмотки возбуждения, позволяют увеличить силу тяги с поверхности статора. В этом случае увеличивается число якорных секций, т.е. секций, создающих силу тяги. В конечном счете наличие обмотки подмагничивания, которая совместно с секциями статора создает общий поток возбуждения, позволяет увеличить силу тяги с поверхности статора и увеличить КПД двигателя, так как потери в обмотке подмагничивания меньше, чем выигрыш от увеличения силы тяги.

Формула изобретения

Линейный двигатель постоянного тока по авт. св. % 551770, о т л и ч а ю .ш и и с я тем, что, с целью: повышения

КПД и увеличения силы тяги, на магнитопроводе между полюсами установлена обмотка подмагничивания, создающая ноток возбуждения согласно с секциями статора, выполняющими роль обмотки, возбуждения.

792517

sg r zv n

Рцг, 5

Составитель С. Венгржановская

Редактор 3. Ходакова Техред М.Коштура Корректор Л. Иван

Заказ 9596/61 . Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Линейный двигатель постоянного тока Линейный двигатель постоянного тока Линейный двигатель постоянного тока Линейный двигатель постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам с линейным перемещением рабочего органа, и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования

Изобретение относится к области электрических машин с ускорением линейного возвратно-поступательного перемещения рабочего органа и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования, для забивки в грунт свай, разрушения асфальтобетона

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электротехническим устройствам, преобразующим сигналы электрического тока в механические и может быть использовано в приборостроении в качестве электродвигателя возвратно-поступательного движения, а также в качестве вибровозбудителя в строительном, горном и других видах оборудования

Изобретение относится к электротехнике, является электрической машиной, которая может найти применение в транспортных средствах, для транспортировки грузов и т.д

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики и может быть использовано в ударных приводах машин и механизмов, которые предназначены для создания циклических ударных импульсов, например, деформации технологических объектов
Наверх