Метод нотной записи многоступенных звуковых систем

 

Класс 51е, 6» № 81821

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

МЕТОД НОТНОЙ ЗАПИСИ МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ ЗВУКОВЫХ

СИСТЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЯТИЛИНЕЙНЫХ НОТОНОСЦЕВ

Заявлено 23 октября 1947 г. за Кз 359329 в Комитет по изобретениям и открытиям прн Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» М 1 за 1956 г.

Известен метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев, выполненных в виде двух групп линий (2+ 3), с применением неравномерного графления и помещения нотных знаков на, под, над, между отдельными линиями нотоносца, а также между линиями нотоносца без соприкосновения с последними.

Описываемый метод упрощает нотную запись музыки народов, основанной на системе с большим, например более 12, количеством звуков в октаве, причем каждый последующий нотный знак восходящего звукоряда расположен на половину диаметра нотного знака выше, чем предыдущий нотный знак, а в нотоносцах для звуковых систем с числом звуков в октаве 22 и более применяют вспомогательную, иначе обозначаемую, линию между двумя группами линий нотоносца.

На фиг. 1 показана запись европейской двенадцатиступенной октавы; на фиг. 2 — запись семнадцатиступенпой октавы, применяющейся преимущественно в арабо-персидской музыке; на фиг. 3 — запись

22-ступенной октавы, распространенной в идндийской музыке; на фиг. 4 — запись 24-ступенной октавы (турецкая и четвертнтонная музыка) .

Описываемый метод нотной записи и, соответственно, метод графления нотной бумаги базируются на двух основных принципах, а именно: на групповом расположении линий нотоносца, причем количество линий в группе не превышает трех; на помещении В промежутке между линиями нотоносца нескольких нотных знаков, занимающих определенное положение (например, касающихся обеих линий, касающихся лишь одной нпжней или верхней линии, не касающихся ни одной линии). № 81821

Для всех звуковых систем нотоносцы имеют пять линий для одной октавы, которые расположены чередующимися группами по две и по три линии в группе, причем для музыки с 22 и 24 звуками в октаве (фиг. 3 и фиг. 4) вводится в нотоносец между группами линий еще одна, иначе обозначаемая (например, пунктиром) линия, служащая для облегчения чтения ног. Эта вспомогательная линия помещается посредине между группами линий.

Расстояние между линиями в группе и между группами линий зависит от количества звуков в октаве, т. е. для различных звуковых систем оно различно.

Для европейской звуковой системы(12-ступенная октава) линии в нотоносце расчоложены таким образом, что между линиями помещается лишь один нотный знак, а между группами линий — два нотных знака (фиг. 1).

В нотоносце для 17-ступенной октавы (фиг. 2) между линиями помещаются два нотных знака, а ме>кду группами линий три.

B нотоносце для 22-ступенной октавы (фиг. 3) между линиями помещаются три нотных знака, а между группами линий — четыре.

В нотоносце для 24-ступенной октавы между линиями помещаются три нотных знака, а между группами линий — пять, причем средний из этих пяти знаков помещают на пунктирной вспомогательной линии.

Если обозначить интервал между линиями нотоносца в диаметрах нотного знака, то этот интервал для различных звуковых систем будет равен 1 для 12-ступенной октавы, 1,5 для 17-ступенной, 2 для 22- и 24ступенных октав.

Расстояние между группами линий в нотоносце для различных звуковых систем выразится соответственно в 1,5, 2, 2,5 и 3 диаметра нотного знака.

Октава, в которой находятся звуки, может обозначаться на нотоносце любым способом, например цифрой, поставленной перед началом строки (перед нотой «до»). Октавы с 1-й до 5-й могут обозначаться соответственно цифрами 1 — 5, а малая, большая, контроктава и субконтроктава могут обозначаться соответственно цифрами от минус

1 до минус 4 на том же месте.

Все знаки альтерации(диезы, бемоли и т. д.) и различные ключи в данной нотной системе являются излишними. Нотные знаки всегда размещаются по степени высоты тона, т. е. более высоко звучащие тона обозначаются боле высоко располо>кенными нотами.

Во всех октавах одновременно звуки обозначаются нотами, одинаково расположенными на нотоносце, что обелгчает и изучение нотной грамоты.

Предмет изобретения

Метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев, выполненных в виде двух групп линий (2+3); с применением неравномерного графления и помещения нотных знаков на, под, над, между отдельными линиями нотоносца, а также между линиями нотоносца без соприкосновения с последними, о т л и ч а ю щ и Й с я тем, что расстояния между отдельными линиями варьируются в зависимости от количества звуков в октаве, причем каждый последующий нотный знак восходящего звукоряда расположен на /.. диаметра нотного знака выше, чем предыдущий нотный знак, а в нотоносцах для звуковых систем с числом звуков в октаве 22 и более применяют вспомогательную, иначе обозначаемую, линию между двумя группами линий нотоносца.

P,ã"î 81821

Рсдактор С. Маневич

Техред А. А. Кудрявипкая Корректор О. Б. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, 2.

Подп. к псч. 1/II — 64 г. Формат бум. 70 У, 108 / г, Объем 0,2G пзд, л, Заказ 3499)15 Тираж 200 Цена 5 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений н открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.

Метод нотной записи многоступенных звуковых систем Метод нотной записи многоступенных звуковых систем Метод нотной записи многоступенных звуковых систем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вариантам создания музыкальных произведений, может быть использовано для создания музыки на электронных таблицах из коллекции Word 2007 в ноутбуке. Технический результат заключается в обеспечении возможности записи музыкального произведения на электронные таблицы для исполнения музыкального произведения без музыканта-исполнителя. Способ осуществляется записью параметров звуков в формат-кадры, представляемые электронными таблицами, заполняемые параметрами звуков на экране ноутбука и последовательно загружаемые в память ноутбука. Реализация способа осуществляется устройством воспроизведения музыки, включающим ноутбук, блок кодирования, блок генераторов звуковых частот, с первого по сорок второй блоки ключей, и четыре канала воспроизведения музыки. 2 н.п. ф-лы, 7 ил., 4 табл.
Наверх