Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета

 

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, a к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира .упор, взаимодействукидий с опорными площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем» что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор^ подпружинен и имеет хвостовик, к которому прикреплен дополнительный груз.

..Я0„„801424

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН ся) 4 В 64 С 27 32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д

Н ABTOPCHOMY СОИДЕТЕПЬСТВ .К

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 2723248/40-23 (22) 06.02.79 (46) 07.10.86. Вюл. У 37 (72) М.А.Лейканд, Б.С.Остряков, И.В.Курова и Ю.М.Дорошенко (53) 629.035.55(088.8) (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ

УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА

ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно за" крепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу. которого прикреплен груз, а к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорнымн площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при зтом шарнир крепления упора. выполнен . с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор подпружинени име-. ет хвостовик, к которому прикреплен дололнительньй груз.

801424

Целью изобретения является повышение надежности работьг центробежного ограничителя угла свеса за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения несущих винтов вертолетов, в частности центробежного ограничителя угла свеса лопасти. 5

Известен центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта,.содержащий шарнирно прикрепленный к втулке винта подпружиненный двуплечий рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, а к другому— с помощью пластинчатой пружины прикреплен упор, выполненный в виде пластины. Упор взаимодействует с опорными площадками, выполненньп и на втулке винта и корпусе горизонтального шарнира..

В известном устройстве ударные нагрузки с упора передаются на пластинчатую пружину, что приводит к поломке пружины.

Известен также центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный 5 .рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, а к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорными площадками втулки винта З0 и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью.

В известном упоре ударные нагрузки с упора не передаются на двуплечий рычаг, так как упор соедийен с рычагом шарниром, имеющим кольцевой зазор между осью шарнира и отверстием. Однако в известном устройстве 40 имеет место повьппенный износ самого упора за счет того, что в момент срабатывания ограничителя он взаимодействует с опорными площадками на втулке и корпусе горизонтального шарнира. 45

Добиться параллельности контактирующих поверхностей в момент срабатывания ограничителя не представляется возможным, так как кольцевой зазор в шарнире крепления упора позволяет за- 50 нимать ему неопределенное положение относительно опорных площадок.

Сущность изобретения заключается в том, что в центробежном ограничителе угла свеса лопасти винта вертолета упор подпружинен и имеет хвостовки, к которому прикреплен дополнительный груз.

На фиг.1 показан общий вид несущего винта вертолета с центробежным ограничителем угла свеса лопасти; на фиг.2 — узел I (несущий винт неподвижен); на фиг.3 — сечение А-А фиг.2; на фиг.4 — узел Хна фиг.1 (несущий винт вращается); на фиг.5 — вид Б на фиг.2; на фиг.6 — сечение В-В на фиг.5.

Центробежный ограничитель угла свеса лопасти 1 несущего винта содержит двуплечий рычаг 2, шарнирно закрепленный во втулке винта 3. Рычаг

2 соединен с пружиной 4, установленной на винтовых пробках 5 и 6. Пробка 6 имеет резьбовой конец и прекреплена с возможностью регулировки на- тяжения к кронштейну 7 втулки винта

3. К одному концу рычага 2 прикреплен груз 8, а к другому с помощью шарнира 9, имеющего кольцевой зазор между осью 1О и отверстием .в рычаге 2, прикреплен упор 11. Упор 1! имеет пружину кручения 12 и груз 13. Упор 11 взаимодействует с опорными площадками на втулке винта 3, выполненной в виде вкладыша 14 и площадки 15, выполненной на корпусе горизонтального шарнира

16. Вкладьпп 14 имеет прорезь 17, в которой размещается упор 1. .Центробежный ограничитель угла свеса лопасти работает следующим образом.

При невращающемся несущем винте центробежный ограничитель свеса находится в положении, изображенном на фиг.2. Корпус горизонтального шарнира 16 площадкой 15 через упор на вкладьпп 14, при этом упор 11 находится в прорези 17 вкладьппа 14 в верхнем положении. Угол свеса лопасти в этом случае равен углу между упорами 11 и опорными площадками 15 корпуса горизонтального шарнира 16.

Во время раскрутки несущего винта лопасть 1 приобретает некоторый угол конусности, в результате чего корпус горизонтального шарнира. 16 отходит от упора 1 1. По мере увеличения оборотов несущего винта центробежная сила груза 8 увеличивается.

При достижении скорости вращения, соответствующей оборотам срабатывания,8014 на открытие, центробежная сила груза

8 преодолевает натяжение пружины 4 и поворачивает рычаг 2 по часовой стрелке, выводя. упор 11 из пространства между опорными площадкой вклады- Б ша 14 и площадкой 15 корпуса горизонтального шарнира.

Таким образом вращающаяся лопасть получает возможность поворачиваться в горизонтальном шарнире вниз на угол Р, больший, чем угол свесас (см.фиг.2 и 4).

При остановке винта, по мере уменьшения скорости вращения, умень- 15 шается и центробежная сила груза 8.

Когда скорость вращения снизится до оборотов срабатывания на закрытие, пружина 4 преодолевает центробежную силу и поворачивает рычаг 2 против 20 часовой стрелки, при этом упор 1 1 входит в зазор между вкладьрвем 14 и площадкой 15, ограничивая свес лопасти.

24 4

Нагрузки от статического момента лопасти 1 передаются непосредственно через упор 11 на опорную поверхность вкладыша 14, не нагружая .при этом остальные элементы механизма.

Это обеспечивается наличием радиального зазора в шарнире крепления упора 11 к рычагу 2, Для того, чтобы упор 11 не отходил от вкладыша 14 при вращающейся винт он прижимается к вкладышу пружиной

12.

Дополнительный прижим создается центробежными силами балансировочных грузов 13, которыми заканчивается упор 11.

Такое выполнение обеспечивает постоянный контакт упора 11 с опорной площадкой вкладыиа 14 и снижает износ упора.

Эффект от реализации изобретений заключается в повышении надежности работы центробежного ограничителя свеса эа счет сниженйя износа ynopa.

80 424

Составитель

Техред И.Попович

Корректор Т.Колб

Редактор О.Юркова

Подписное

Тираж 403

ВНИИДИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

133035,Москва, Ж-35, Рауаская наб., д.4/5

Эаказ 5452/3

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки несущего винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом

Изобретение относится к авиации и касается конструирования вертолетных винтов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для создания несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к конструкциям несущего винта

Изобретение относится к области воздухоплавания и касается конструкции летательного аппарата вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к аппаратам вертикального взлета и посадки - вертолетам

Изобретение относится к технике воздушных, а именно несущих винтов для вертолета, и может быть использовано на пассажирских, десантно-транспортных и военных вертолетах
Наверх