Состав для устройства основанийи покрытий автомобильных дорог

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик но812869 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 070579 (21) 2762243/29-33 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 150381. Бюллетень N9 10

Дата опубликования описания 1503.81 (я)м. к,.з

Е 01 С 7/00

Государствеиный комитет

СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 624 138.4(088.8) (72) Авторы изобретения

И. П. Гаркавенко и Н. Ф. Сасько

Государственный дорожный научно-исследовательский институт "Госдорнии"

" » » (11) Заявитель (54) сОстАВ ДлЯ устРОЙстВА ОснОВАний

И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к устройству оснований и покрытий автомобильных дорог.

Известен состав Щ для устройства дорожного основания, включающий, вес.%:

Электросталеплавильный самораспадающийся рафинированный шлак 8-10

Азотнокислый кальций 1-2

Каменноугольная смола 1-3

Грунт Остальное.

Наиболее близким к предлагаемому 15 по технической сущности и достигаемому результату является состав 2) для устройства дорожного основания, включающий, вес.%:

Грунт 57-70 20

Известь 4-6

Горелая порода 11-19

Хлористый кальций 1-2

Цементная пыль электрофильтров 25 клинкеро-обжиговых печей 4-6

Вода Остальное.

Однако дорожные основания и покрытия, изготовленные из известных сме- 30 сей, обладают недостаточной прочностью.

Цель изобретения — повышение прочности оснований и покрытий автомобильных дорог.

Это достигается тем, что состав для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, включающий горелую породу, цементную пыль электрофильтров клинкеро-обжиговых печей, хлористый кальций и воду, содержит дополнительно цемент и этилсиликонат или метилсиликонат натрия при следующем соотношении компонентов, масс,%:

Горелая порода 54,0-65,0

Цементная пыль электрофильтров клинкеро-обжиговых печей 20, 0-28, 0

Хлористый кальций 1,0-2,0

Цемент 2, 0-3,0

Этилсиликонат или метилсиликонат натрия 0,1-0,2

Вода Остальное.

Горелая порода в составе смеси является активным заполнителем, который значительно повышает прочность при сжатии и сопротивляемость материала действию изгибающихся усилий.

812869

Приготовление состава включает следующие операции: дробление горелой породы, введение цементной пыли и цемента, перемешивание компонентов

15 и затем последовательное введение добавки. хлористого кальция и ГКЖ с водой затворения, количество воды должно обеспечивать оптимальную влажность состава. Приготовление состава в поЩ левых условиях может быть осуществле,но как на полотне дороги, так и в смесителях стационарного типа.

Примеры составов и физико-механи ческие свойства предлагаемого состава приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Смесь

Р Горе- Цемент лая ная поро- пыль да

Козффициент едел прочност и сжатии чере

28 сут, кгс/с морозостойкости после до- пяти ци сыще лов зам я раживан оттаива ния

1 65юО 20сО 2i5 1iO Or10

2 60,0 24,0 2,5 1,5

3 54,0 28,0 2,5 2,0 0,20

11,40 65,0

52,0

0,80

0,15 12,85 76,0

69,0

0,90

14,30 85,0

80,0

0,94

Частицы горелой породы обладают большим запасом потенциальной химической энергии, которая проявляется во времени в результате воздействия активных компонентов смеси, являясь источником цементирующего вещества в структуре материала. Цементная пыль и цемент в составе смеси являются вяжущими материалами. Наличие в цементной пыли клинкерных материалов обусловливает дополнительное кристаллизационное структурообразование в смеси. Положительным фактором является наличие в цементной пыли свободной извести, которая активизирует горелую породу. Взаимодействия извести с кремнеэеместой и глиноземестой составляющей горелой породы, ускоряющееся в результате действия хлористого кальция, приводит к образованию дополнительного количества гидросиликатов и гидроалюминатов кальция, твердеющих во времени. Цементная пыль одновременно выполняет роль активного дисперсного заполнителя смеси. Добавка этилсиликоната и метилсиликоната натрия (ГКЖ-10,11) гидрофобизирует материал, придает ему улучшенную деформативную способность и водо-морозостойкость. Комплексное взаимодействие всех компонентов, входящих в состав предлагаемого состава, приводит к значительному повышению прочности и мороэостойкости дорожного основания и покрытия как в начальный период формирования его структуры, так и во времени.

Для приготовления предлагаемого состава используют горелую породу фракции менее 10 мм терриконов Донецкого угольного бассейна. Химический состав горелых пород этого бассейна, масс.Ъ: Si0 53-63; Al О

25-27; Fe 0 5-12 и др. Химический состав цементной пыли, масс.Ъ: SiО

11-18; А! 0 2-6; СаО 40-52; Н90

О, -3; R Î 0,4-11; SO 2,4-13;

СаОсЬоб 0 3 12; Fe20 2-5.

I.Предлагаемый состав для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог может быть использован для устройства нижних и верхних слоев оснований на дорогах общей сети и покрытий на дорогах местного значения в ll-tV дорожно-климатических зонах, 812869

Таблица 2

Предел прочности, кгс/см при

Коэффициент морозостойкости после десяти циклов замораживания-оттаивания

Смесь, Р сжатии сжатии после десяти циклов замораживания-оттаивания после водонасыщения

Продолжительность твердения образцов, сут

1 1! 1 1 1 1

7 28 90 180 28 180 28 90 28 90

1 29,0 65,0 106,0 110,0 7,7 26,2 46,0 85,0 0,71 0,81

2 31,0 76,0 115,0 126,0 . 9,8 28,0 62,0 105,0 0,82 0,92

3 35,0 85,0 128,0 137,0 12,0 32,0 78,0 119,0 0,92 0,93

Составитель И. Бруяко

Редактор И.Нестерова Техред A.Бабинец Корректор М.Шароши, Заказ 710/33 Тираж 561 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.. Проектная, 4

Формула изобретения

Состав для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, вклю- 25 чающий горелую породу, цементную пыль электрофильтров клинкеро-обжиговых печей, хлористый кальций и воду, о т л"и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения прочности оснований и покрытий, он содержит дополнительно цемент и этилсиликонат или метилсиликонат натрия при следующем соотношении компонентов, масс.Ъ|

Горелая порода 54,0-65,0

Цементная пыль электрофильтров клинкеро-обжиговых печей 20,0-28,0

Хлористый .кальций 1,0-2,0

Цемент 2,0-3,0

Этилсиликонат или метилсиликонат натрия 0,1-0,2

Вода Остальное

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 ° Авторское свидетельство СССР

М 551426, кл. Е 02 0 3/14, 11.05.75.

2 ° Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2682550/29-33, кл. Е 02 0 3/14, 09.11.78.

Состав для устройства основанийи покрытий автомобильных дорог Состав для устройства основанийи покрытий автомобильных дорог Состав для устройства основанийи покрытий автомобильных дорог 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, свалок городского мусора и промышленных отходов, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров

Изобретение относится к строительству дорожных покрытий, оснований и земляного полотна и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, площадок под технологическое оборудование и др

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, свалок городского мусора и промышленных отходов, тампонаже карстовых и других пустот, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, ядер плотин, оснований свалок городского мусора и промышленных отходов, при тампонаже карстовых и других пустот и т.п

Изобретение относится к области строительства и капитального ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог высоких категорий и взлетно-посадочных полос аэродромов

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции оснований дорог, аэродромов, фундаментов зданий и сооружений, создании противофильтрационных экранов и буронабивных свай

Изобретение относится к строительству автомобильный дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах
Наверх