Способ гидроабразивной обработки

 

<п1 St 884I

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ боюз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.11.78 (21) 2684684/25-08 с присоединением заявки № (51) М, Кл.

В 24С 1/00 (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 07.04.81 (53) УДК 621.924.93.06 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. М. Сидоров, А. В. Андрианов и Б. И. Пет

Московский институт инженеров геодезии, взрофотойекйгн. . и картографии

" %Лкк : (71) Заявитель (54) СПОСОБ ГИДРОАБРАЗИВНОИ" ОБРАБОТКИ

Государственный комитет

23 Приоритет

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к алмазно-абразивной обработке деталей машин.

Известен способ обработки поверхностей деталей, когда между обрабатываемыми де- 5 талями помещают гидроабразивную среду, а деталям сообщают относительные перемещения (1). Продукты абразивного износа обрабатываемой детали удаляют различныМи Способами, Например с помощью маг- 10 нитных сепараторов.

Известный способ гидроабразивной обработки применяется в основном с целью очистки поверхностей деталей и обладает

Низкой производительностью процесса ре- 15 зания, плохо поддается регулированию.

Установки для реализации известных способов обладают значительной конструктивной сложностью. В силу указанных недостатков гидроабразивная обработка 20 обычно не применяется как способ размерной обработки.

Целью изобретения является повышение производительности и точности гидроабразивной обработки деталей машин. 25

Поставленная цель достигается тем, что обрабатываемую деталь устанавливают с возможностью радиального перемещения относительно контрдетали и воздействуют на нее усилием до создания между обраба- Зо тываемыми поверхностями гидроабразйвного клина. Усилие выбирают таким, чтобы зазор между обрабатываемыми поверхностями был меньше размера зерен.

На чертеже приведена принципиальная схема, поясняющая предлагаемый способ гидроабразивной обработки.

Между обрабатываемыми деталями 1 и

2 помещена гидроабразивная среда 3, при этом деталям или одной из них сообщается вращательное движение. На деталь 1 воздействуют усилием Р, при этом происходит перераспределение общего зазора между деталями. Вес детали 1 и величина прикладываемого усилия компенсируются давлением в гидроабразивном клине. Усилие, развиваемое гидроабразивным клином и его минимальная величина сближения деталей мип определяются, главным образом, параметрами относительного движения деталей, величиной общего диаметрального зазора (О+ Ймв11), величиной прикладываемого усилия, размерами деталей, погрешностями их формы и шероховатостью поверхности гидроабразивной среды. Съем припуска с обрабатываемых поверхностей осуществляется за счет царапания и скалывания материала абразивными зернами, увлекаемыми потоком жидкости в зазор между деталями.

Гидроабразивная среда при обработке по818841

15 сТояннд прокачивается в зазор, как в обычном подшипнике скольжения. При обработке деталь 1 радиус r смещается относительно центра детали 2 на величину е.

Для интенсификации процесса резания в качестве жидкости можно использовать электролит, при этом обрабатываемую деталь подключают к источнику постоянного тока в качестве анода, а контрдеталь — в качестве катода. При этом механическое режущее действие абразивных или алмазных зерен дополняется электрохимическим анодным растворением металла с обрабатываемой поверхности, Для увеличения производительности процесса резания величину усилия P можно подобрать таким образом, что величина минимального зазора Й„„,„будет меньше размера основной фракции абразивных или алмазных зерен на величину снимаемого припуска. При этом процесс резания за счет большего усилия внедрения абразива будет интенсифицирован, так как абразивные зерна будут протаскиваться и прокатываться при взаимном перемещении деталей.

Гидроабразивная среда во время обработки очищается от продуктов износа обрабатываемых деталей известными методами, например магнитной сепарацией.

Использование предлагаемого способа обработки обе.печивает высокоточную обработку преимущественно тел вращения.

При этом с получением размерной точности обеспечивается исправление формы поверхностей и уменьшение шероховатости.

Наиболее точные размеры выдерживаются, как правило, для сопрягаемых деталей с возможностью относительных взаимных перемещений, например подшипников скольжения, Предлагаемый способ обработки для

4 этих деталей наиболее полна отвечает пр11нципу инверсии, так как схема обработки практически моделирует условия эксплуатации, поэтому обработка по предлагаемому способу позволит сократить время приработки и при той же точности обработки повысить долговечность механизмов на 20—

30 /о, По данному методу возможна бесступенчатая обработка с абразивом различной зернистости, что позволяет значительно интенсифицировать процесс обработки и достижение оптимальной шероховатости. Расход гидроабразивной смеси незначителен, так как полный зазор для различных точных пар трения, исходя из условий образования упругого гидроабразивного клина, не превышает сотых долей миллиметра.

Формула изобретения

1. Способ гидроабразивной обработки, при котором между обрабатываемыми деталями разме цают гидроабразивную среду, а деталям сообщают относительные перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и точности обработки, одну нз деталей устанавливают с возможностью радиального перемещения и воздействуют на нее усилием до создания между обрабатываемыми поверхностями гидроабразивного клина.

2. Способ гидроабразивной обработки по п. 1, отличающийся тем, что усилие выбирают таким, чтобы зазор между обрабатываемыми поверхностями был меньше размера абразивных зерен.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 622662, кл. В 24С 1/00, 1975, 818841

Составитель Т. Ермакова

Техред О. Гусева

Редактор Т. Зубкова

Корректор Н. Федорова

Типогоафия, пр. Сапунова, 2

Заказ 637/13 Изд. № 272 Тираж 915 Подписное

HllO «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ гидроабразивной обработки Способ гидроабразивной обработки Способ гидроабразивной обработки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дробеударной отделочно-упрочняющей технологии цилиндрических поверхностей деталей, в том числе блоков или гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, а также компрессоров

Изобретение относится к дробеструйной отделочно-упрочняющей технологии цилиндрических поверхностей коленчатых валов, и может быть использовано для обработки распределительных валов, пальцев двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к дробеструйной отделочно - упрочняющей технологии цилиндрических поверхностей деталей, в том числе, блоков или гильз двигателей внутреннего сгорания, а также компрессоров

Изобретение относится к области очистки сложных внутренних поверхностей железнодорожных вагонов типа "хоппер" от остатков перевозимых минеральных удобрений и (или) апатитового концентрата и может быть использовано в химической промышленности и на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к абразивоструйной обработке изделий из высокотвердых материалов типа природного камня и может быть использовано в машиностроении, станкостроении, обрабатывающей и др

Изобретение относится к области дробеударной отделочно-упрочняющей обработки внутренних поверхностей цилиндров, например блоков или гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, а также компрессоров

Изобретение относится к испытательной технике для определения толщины наклепанного поверхностного слоя металлических деталей и может быть применено в процессах дробеструйного упрочнения

Изобретение относится к обработке изделий дробью и может быть использовано преимущественно для подготовки поверхности стальных деталей к газотермическому напылению, а также для очистки изделий от окалины, их упрочнения и создания коррозионной защиты
Наверх