Способ дуплексации подшипников качения

 

Союз Советских .Соцмапнстнческих

Республнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<1>838133

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 11. 10. 77 (21) 2533279/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет—

Опубликовано 150681. Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 15.0681 (51)М. Кл.

F 16 С 43/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 757. .0652(088.8) f

«„„ (1

l (72) Автор изобретения

Ю.С.Архангельский

1

Научно-производственное объединение по комплексному.- - технологическому проектированию станкостроительных предприятий "ОрГСтАНКИНПРОМ" (73) Заявитель (54) СПОСОБ ДУПЛЕКСАЦИИ ПОДНИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дуплексации подшипников качения, устанавливаемых в подшипниковый узел с предварительным натягом.

Известен способ дуплексации подшипников качения, при котором осевое суммарное смещение между разноименными кольцами подшипников измеряют после установки подшипников на оправке, размещают между одноименными кольцами подшипников дистанционную втулку и нагружают подшипники усилием предварительного натяга, которое передается через тела качения (1). 15

Способ не учитывает контактных деформаций, возникающих под действием усилия предварительного натяга на торцовых поверхностях колец подшипников при установке последних в под- 20 шипниковый узел, что значительно снижает точность. определения осевого суммарного смещения между разноименными кольцами подшипников, а, в конечном счете, и работоспособность подшипникового узла.

Цель изобретения — повышение точности дуплексации подшипников качения за счет учета контактной деформации на торцовых поверхностях колец подшипников при измерении осевого суммарного смещения между разноименными кольцами подшипников.

Указанная цель достигается тем, что перед основным нагружением предварительного натяга между кольцами подшипников, смещение которых определяется, устанавливают технологическую втулку, равную по высоте дистанционной втулке, и нагружают усилием предварительного натяга одноименные кольца подшипников с передачей усилия вне тел качения.

На фиг.1а представлена схема нагружения колец подшипников через технологическую втулку усилием предварительного натяга с передачей усилия вне тел качения при дуплексации подшипников по схеме "0"-дуплекс; на фиг.1б — схема основного нагружения и измерения смещения колец подшипников при дуплексацни по схеме

"0"-дуплекс, на фиг.2а — схема нагружения с передачей училия вне тел качения при дуплексации подшипников по схеме "X"-дуплекс; на фиг.2бсхема основного нагружения и измерения смещения колец подшипников при дуплексации подшипников по схеме

"X"-дуплекс.

838133

При дуплексации подшипников, например, по схеме "О"-дуплекс способ осуществляют следующим образом.

На полую оправку 1 последовательно устанавливают подшипник 2, технологическую втулку 3, подшипник 4 и нагружающую втулку 5. К наружной плоской поверхности нагружающей втулки 5 вдоль оси оправки, совпадающей с осью дуплексируемых подшипников, прикладывают усилие предварительного натяга. Это усилие действует вне тел качения и нагружает кольца,подшипников и технологическую втулку, установленную между их внутренними кольцами.

При этом на торцовых поверхностях внутренних колец подшипников имеет 1.> место контактная деформация, близкая к той, которая затем имеет место при установке этих подшипников в подшипниковый узел. Наличие этой контактной деформации служит причиной смеще- (} ния нагружающей втулки 5, внутренняя плоская поверхность которой в точке

6, находящейся на оси оправки, контактирует с: чувствительным элемЕнком отсчетного прибора 7,например,индикатора, Положение точки 6 в процессе нагружения принимается за нуль отсчета.

Затем снимают нагружающую втулку 5 > подшипник 4 и технологическую втулку 3 и заменяют последнюю на дистанционную втулку 8, устанавливаемую между одноименными, в данном случае наружными, кольцами подшипников качения, причем высота дистанционной и технологической втулок равны. Нагружающая втулка 5 контактирует с внутренним кольцом верхБ него подшипника 4. K нагружающей втулке 5 вдоль оси оправки прикладывают основ:oe нагружающее усилие предварительного натяга, что приводит к смещению внутренних колец подшипников 4О

2 и 4 по отношению к их наружным кольцам„ а, следовательно, и к смещению нагружающей втулки 5. Показания индикатора 7 в этом случае соответствуют суммарному осевому смещению внутренних колец подшипников качения по отношению к их наружным кольцам. Величина суммарного осевого смещения используется при изготовлении распорных втулок, размещаемых между одноименными кольцами дуплексируемых подшипников при их установке в подшипниковый узел.

Дуплексация подшипников по схеме

"X"-дуплекс осуществляется аналогично известному с той лишь разницей, что технологическую втулку 3 размещают между наружными кольцами подшипников, а дистанционную втулку 8 между внутренними кольцами подшипнйков. Кроме того, нагружающая втулка 5 взаимодействует с наружным кольцом верхнего подшипника, а наружное кольцо нижнего подшипника опирается о кольцо 9.

Предлагаемый способ дуплексации подшипников качения значительно повышает точность дуплексации подшипников, что обеспечивает повышение точности и жесткости подшипниковых узлов..

Формула изобретения

Способ дуплексации подшипников качения, при котором подшипники устанавливают на оправку, размещая >>истанционную втулку между их одноименными кольцами, а затем осуществляют основное нагружение подшипников усилием предварительного натяга с передачей его через тела качения, после чего замеряют осевое суммарное смещение между разноименными кольцами подшипников, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности дуплексации за счет учета контактной деформации на торцовых поверхностях колец подшипников, перед основным нагружением предварительно между кольцами подшипников, смещение которых определяется, устанавливают технологическую втулку, равную,по высоте дистанционной втулке, и нагружают усилием предварительного натяга одноименные кольца подшипников с передачей усилия вне тел качения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Подшипники качения. Справочное пособие. Под ред. Н.A.Ñïèöèíà. М., "Машиностроение", 1961, с.261-265.

838133

Фиi.1 иа.2Составитель В.Афонин

Редактор Н.Минко Техред М. Хоштура Корректор Н.Бабинец

Заказ 4384/45 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

I по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Способ дуплексации подшипников качения Способ дуплексации подшипников качения Способ дуплексации подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям комплектования подшипников кольцами и телами качения перед операцией сборки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству радиально-упорных шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте роликовых подшипников

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к определению диаметров шариков по результатам измерения дорожек качения наружных и внутренних колец перед сборкой подшипника
Наверх