Способ измерения сложных деталей

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсммк

Соцмалмстмческмк

Реслублмк ()842383 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27,01.77 (21) 2447329/23-28 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.

G 01 В 5/20

Гоеударетеелнык комитет

СССР (23) Приоритет— (53) УДК 531.717..7 (088.8) Опубликовано 30.06.81. Бюллетень №24, Дата опубликования описания 05.07.81

IIo делам изебретеиий и открытий (72) Автор изобретения

А. E. Рукин (71) заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СЛОЖНЫХ ДЕТАЛЕИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля сложных деталей.

Известен способ измерения сложных деталей на координатной измерительной машине (КИМ) с числовым программным управлением (ЧПУ) замкнутого типа, заключающийся в перемещении стола относительно корпуса измерительной головки по траектории, определяемой программой и соответствующей теоретической форме поверхности детали, измерении перемещения наконеч: ника измерительной головки относительно ее корпуса, внесении в результат измерения поправки, равной сумме произведений передаточных отношений от рассогласования по каждой из координат к перемещению измерительного наконечника, предварительно рассчитанных и записанных на программоноси,тель, на соответствующие величины рассогласования следящих приводов 11).

Недостаток такого способа заключается в необходимости при подготовке программы предварительно расчета и записи передаточных отношений, что усложняет способ.

Цель изобретения — упрощение способа.

Поставленная пель достигается за счет того, что при выполнении способа измерения сложных деталей на координатной измерительной машине с числовым программным управлением замкнутого типа, заключающегося в перемещении стола относительно корпуса измерительной головки по траектории, определяемой программой и соответствующей теоретической формой поверхности детали, измерении перемещения наконечника измерительной головки относительно ее корпуса и внесении в результат измерения поправок, равных величинам рассогласования следящего привода по одной из координат, отсчет по второй координате производят в моменты совпадения фактического значения первой координаты с дискретно заданными теоретическими значениями той же координаты.

На фиг. 1 изображена структурная блоксхема координатной измерительной машины для измерений в полярной системе координат р и (P; на фиг. 2 — блок-схема узла © сравнения текущих координат у с программой f; на фиг. 3 — блок-схема узла вычисления передаточного отношения координаты Z.

842383

Стол 1 координатной измерительной машины с установленной на нем контролируемой деталью перемещают в соответствии с программой, введенной в блок 2 числового программного управления, наконечник 3 измерительной головки 4 располагают вдоль координаты/) . В процессе измерения вследствие рассогласования в следящих приводах

5 и 6 фактическое положение стола 1 с контролируемой деталью относительно корпуса измерительной головки 4 отличается от заданного программой. Для уменьшения погрешности измерения, вызванного динамическими ошибками следящих приводов 5 и 6, имеются однотипные узлы 7 и 8 сравнения, в которых происходит сравнение текущих координат рабочих органов координатной измерительной машины с заполненными в нужных точках программы теоретическими координатами. Команда на запоминание теоретических координат может подаваться из блока 2 числового программного управления, если точки измерения заранее заданы, или с тактового устройства, если поверхность измеряемой детали задана аналитически. Сигнал с выхода узла 7 сравнения, пропорциональный разности между теоретическим и фактическим положением стола 1, поступает в блок 9 команд, где, по достижении наперед заданного значения, например

О, вырабатывается команда на считывание результата с сумматора 10, на один из входов которого подается сигнал, пропорциональный отклонению наконечника измерительной головки 4, а на другой — сигнал из узла 8 сравнения, пропорциональный разности между теоретическим и фактическим положением корпуса головки 4, что и регистрируется в качестве отклонения фактического профиля детали от теоретического.

Узел 7 сравнения состоит из управляемого командой на запоминание ключа 11, на сигнальный вход которого поступает сигнал ф из блока 2 числового управления, выход ключа 11 соединен со входом элемента 12 запоминания, выход которого соединен с одним из входов сравнивающего элемента 13, на другой вход которого подается сигнал <@ с датчика обратной связи стола 1. Сравнивающий элемент 13 выполнен в виде алгебраического сумматора, осуществляющего операцию „— у =- Вр„где hq — динамическая ошибка.

При замене полярных координат Р и у декартовыми Х и Y блок-схема координатной измерительной машины не меняется.

При добавлении третьей координаты динамическая ошибка ЬХ проектируется на ось измерений с передаточным отношением равным тангенсу угла между касательной в точке измерения и координатой Z.

Для вычисления передаточного отношения служит узел, блок-схема которого показана на фиг. 3. Сигналы Z и ) могут поступать из блока числового программного управления или с датчиков обратной связи. Сигнал

Zпоступает на вход блока 14 команд,,который выдает команду при изменении сигнала Z на заранее заданную величину в блок

15 коммутации. Блок 15 коммутации управляет ключами 16, 17, 18. Ключ 16 поочередно подает сигнал в однотипные элементы 12 запоминания, а их выходы через ключи 17 и 18 связаны со входами сравнивающего элемента 13 таким образом, что всегда из предыдущего сигнала вычитается последующий, что исключает неопределенность в знаке передаточного отношения.

Формула изобретения

Способ измерения сложных деталей на координатной измерительной машине с числовым программным управлением замкнутого типа, заключающийся в перемещении стола относительно корпуса измерительной головки по траектории, определяемой программой и соответствующей теоретической формой поверхности детали, измерении перемещения наконечника измерительной головки относительно ее корпуса, внесении в

Э5 результат измерения поправок, равных величинам рассогласования следящего привода по одной из координат, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа, отсчет по второй координате производят в моменты совпадения фактического значения первой

4О координаты с дискретно заданными теоретическими значениями той же координаты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1. Авторское свидетельство СССР

Мю 380949, кл. G 01 В 5/20, 1970 (прототип).

842383 угнал го регисгпрат/ию

ДЪг.,/

Кснаидс юо ддОИиианиЕ

Руе. 2

Составитель И. Горелова

Редактор Е. Папи, Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга

Заказ 5045/38 Тираж 642 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ измерения сложных деталей Способ измерения сложных деталей Способ измерения сложных деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх