Устройство для предотвращения проник-новения воды b корпус погружного газо-нополненного электродвигателя
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<г>843105
К АВТОИЖОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 261228 (21) 2702238/24-07 (51)м. к,, с присоединением заявки ¹
Н 02 К 5/12
Государственный комитет
СССР ао делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 3006д1 Бюллетень М 24 (53) УДК 621. 313.. 3 (088.8 ) Дата опубликования описания 30.0681 (72) Авторы изобретения
H.С.Войденко, А.А.Дикарев и Д.И. ьЩф (г (,> ..:; r„m (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЦЕНИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ ВОДЫ В КОРПУС
ПОГРУЖНОГО ГАЗОНАПОЛНЕН НОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электрическому оборудованию, предназначенному для работы в погруженном в жидкость состоянии, и может быть .использовано, например, на глубоководных аппаратах.
Известны устройства, предотвращающие проникновение воды внутрь погружного газонаполненного электродвигателя, содержащие компенсационную камеру с гидрореагирующим веществом, соединенную с внутренней полостью корпуса электродвигателя. Компенсационная камера выполнена в виде воздушного колокола и расположена 15 ттод электродвигателем (1), Недостатком такой конструкции устройства является возможность растворения воздуха в жидкости и утечки 20 его при наклонах колокола, что в конечном счете приводит к нарушению работоспособности устройства и выходу из строя электродвигателя.
Известно такхсе устройство для пре 25 дотвращения проникновения воды в корпус погружного газонаполненного электродвигателя, содержащее автономную компенсационную камеру, расположенную ниже электродвигателя и соеди- 30 ненную трубопроводом с его внутренней полостью Г2 .
Однако при большой глубине погру>кения объем эластичной емкости, а следовательно, и массогабаритные показатели компенсационной камеры недопус-, тимо возрастают. Плавучесть (вес в воде) этой камеры уменьшается за счет уменьшения объема эластичной емкости в десятки и сотни раз, что приводит к необходимости применять на глубоководных аппаратах не менее громоздкие и тяжелые (чем рассмотренные компенсационные камеры) уравнительные цистерны для стабилизации плавучести.
Цель изобретения — уменьшение мас» согабаритных показателей устройства для предотвращения проникновения воды в корпус погружного газонаполненного электродвигателя.
Укаэанная цель достигается тем, что в известнрм устройстве, включающем расположснную ниже двигателя и. сообщающуюся с его внутренней полостью автономную эластичную компенсационнугз камеру, последняя выполнена в виде жесткой емкости, содержа» щей гидрореагиругщее вещество, напри-. мер гидрид кальция, и снабженной, но меньшей глере, двумя автоматическими
843105
Формула изобретения клапанами соответственно для впуска воды в компенсационную камеру и выпуска из нее газа.
На чертеже изображена принципиаль.ная схема предЛагаемого устройства.
Устройство включает легкую жесткую герметичную компенсационную камеру i, которая содержит гидрореагирую щее вещество. 2, .например гидрид калвция {СаН ), карбид кальция (CaC ) и другие, образующее в реакции с водой газ. Внутренняя полость компенсационной камеры 1 соединена трубопроводом 3 с внутренней полостью 4 корпуса электродвигателя S. Компенсационная камера снабжена автоматическими клапанами б и 7. Автоматический клапан б устанавливается выше гидрореагирующего вещества и предназначен для пропускания в камеру 1 воды. Asтоматический клапан 7 устанавливается ниже гидрореагирующего вещества
2 и служит для выпуска газообразных (и возможных жидких) продуктов реакции.
Устройство работает следующим образом.
При погружении объекта, когда внешнее давление начинает превышать давление в камере .1, открывается клапан .б, и в камеру 1 поступает вода.
В результате реакции воды с гидрореагирующим веществом 2 выделяется газ, давление в компенсационной камере 1 возрастает, и клапан б закрывается. По мере дальнейшего погружения этот процесс периодически повторяется, предотвращая недопустимое превышение внешнего давления над давлением в камере 1.
При всплытии объекта, когда давление в камере 1 начинает превышать внешнее давление, открывается клапан
7, и лишний газ, (а также возможная жидкость) стравливается в окружающую среду, предотвращая недопустимое избыточное давление в камере 1.
Вода, которая иногда при погружении проникает через случайные неплотности в корпус электродвигателя, стекает по трубопроводу 3 в камеру 1, где устраняется реакцией с гидрореагирующим веществом 2.
Объем предлагаемой компенсационной камеры 1, а следовательно, и ее массогабаритные показатели при прочих равных условиях во много раз меньше, чем у известной компенсаци15 онной камеры устройства.
20 Устройство для предотвращения проникновения воды в корпус погруж— ного газонаполненного электродвигателя, содержащее автономную компенсационную камеру, расположенную ниже
25 электродвигателя и соединенную тру- бопроводом с его внутренней полостью, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения массогабаритных показателей, компенсационная камера выполнена в виде жесткой емкости, содержащей гидрореагирующее вещество, например гидрид кальция, и снабжена, по меньшей мере, двумя ав" томатическими клапанами соответственно для впуска воды и выпуска газа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 9 2157424, 310-87, 1937.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 570957, Н 02 К 5/12, 1975.
ВНИИПИ Заказ 5151/75
Тираж 730 Подписное
Филиал IIIIII "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Ïðîåêòíàÿ,4