Диск сцепления

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскии

Социалистических

Республик оч843782

К ПАТЕНТУ (6!) Дополнительный к патенту— (5!)М. Кл. (22) Заявлено 190675 (21) 2145756/25-27 (23) Приоритет - (32) 27 ..07. 74

F 16 0 13/64

Государственным комитет

СССР но делам изобретений и открытий (33) ФРГ (31) Р2436288

Опубликовано 30.06.81.Бюллетень М 24

Дата опубликования описания 300631 б . 6 (1

Иностранец

Пауль Иаухер (ФРГ) (72) Автор изобретения

Иностранная фирма

"Люк Ламеллен унд Купплюнгсбау Гмбх" (ФРГ) .ьс. (71) Заявитель (54) ДИСК СЦЕПЛЕНИЯ действующему в исходном состоянии усилию.

Наиболее близким к предлагаемому является диск сцепления, в частности для фрикционных муфт сцепления, у которого в пространстве между диском с накладками и сопряженным диском и с обеих сторон фланца втулки предусмотрено по фрикционной детали, с угловым люфтом между телом втулки и несущим йакладки диском, содержащий действующие между этими деталями против относительного поворота накопители усилия, фрикционно-нагрузочное устройство, выполненное с возможностью отключения в одной области люфта и включения — в другой области люфта и состоящее из фрикционно-нагрузочной части с фрикционным средством, действующим при дальнейшем повороте, причем на фрикционно-нагрузочную часть действуют минимум один накопитель усилия, сжатый при дальнейшем повороте. При этом втулка выполнена с фланцем, к которому с обеих сторон присоединены склепанные друг с другом фрикционные детали так,. что соответствукщие управляющие пружины, если смотреть от центра их круглых поверхностей прилегания,,должИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в фрикционных муфтах различных приводов для гашения нежелательных динамических воздействий, в частности крутильных колебаний.

Известен диск сцепления фрикционной муфты с гасителем крутильных колебаний, содержащий ступицу с фланцем, имекщим окна.для установки пружин гасителя, соединенный со ступицей, диск с фрикционными обкладками, комплект шайб концентрично установГ !

5 ленный на ступице упор и нажимной упругий элемент, установленный с предварительным сжатием между упором и комплектом шайб, причем упор выполнен в виде чашки, связанной со ступицей, например, байонетным соеди-2О нением (1 .

Недостатки известного дискаотсутствие фрикционно-нагрузочного устройства, которое в пределах определенного угла поворота диска с обкладками относительно фланца не действует, а при увеличении этого угла сверх установленного начинает действовать, причем дополнительно к уже (53) УДК 629. 113-578

° 222(088.8) 843782

40

65 ны входить в зацепления с соответственно равным зазором с фрикционными деталями, а также с несущим накладки диском и с сопряженным диском Pj .

Недостатки известного устройства заключаются в том, что заклепки, связывающие обе фрикционные детали друг с другом, своими головками (при относительном повороте фрикционных деталей по отношению к диску, несущему накладки, и сопряженному диску, происходящем в первом пределе углов проворота между заклепками и упомянутыми дисками) царапают вышеупомянутые диски, и тем самым искажается демпфирующая характеристика или же для этих заклепок, связывающих обе фрикционные детали, необходимы соответствующие проемы в диске, несущем накладки, и. в сопряженном диске, что в свою очередь ослабляет эти диски.

Дальнейшее ослабление дисков происходит из-3а того, что необходимы также проемы во фланце втулки для заклепок, связывающих друг с другом обе фрикционные детали.

Цель изобретения — улучшение демпфирующей характеристики диска и повышение его прочности.

Поставленная цель достигается тем, что две жестко связанные с телом втулки дискообразные детали образуют промежуточное в осевом направлении пространство с размещенными в нем фрикционно-нагрузочными устройствами, причем фрикционно-нагрузочная часть каждого из этих устройств расположена симметрично к середине накопителя усилий.

При этом обе жестко связанные с телом втулки дискообразные детали имеют противолежащие друг другу конгруэитные опорные контуры для установки соответствующих накопителей усилий.

Фланец втулки со связанной с ним дискообразной деталью образуют в осевом направлении промежуточное пространство с установленным в нем фрикционно-нагрузочным устройством, состоящим из фрикционной детали с кольцевой выемкой, охватывающей втулку, а также действующими между фланцем втулки деталью фрикционными накладками, а также пружинным элементом, действующим между фрикционной деталью и жестко сВязанными с телом втулки дискообразными деталями и между фрикционной деталью и несущим накладки диском, а также сопряженным диском.

Кроме этого, дискообразная деталь может быть выполнена в форме колпачка и радиальной наружной областью закреплена на фланце втулки, например приклепана, а своей внутренней областью может охватывать тело втулки с радиальным зазором.

35

Кроме того, предусматривается выполнение дискообразной детали и фланца втулки с противолежащими конгруэнтными опорными контурами для распорных заклепок.

Действующий в направлении на фрикционную деталь пружинный элемент типа тарельчатой пружины опирается на радиаЛьную внутреннюю область дискообразной детали.

На фиг. 1 изображен предлагаемый диск сцепления; на фиг. 2 — разрез

IA-A на фиг. 1; на фиг. 3 — график моментов; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 1.

В расположенном в осевом направлении пространстве между несущим диском 1 для накладок 2, и связанным жестко:с несущим диском 1 через распорные пальцы 3 сопряженным диском

4 предусмотрен фланец 5 втулки 6.

Фланец 5 втулки образует одну жестко связанную со втулкой дискообразную деталь, деталь 7 — вторую дискообразную и жестко связанную со втулкой деталь, и они образуют в осевом направлении промежуточное пространство, в котором помещаются основные части фрикционно-нагрузочного устройства 8. Фрикционно-нагрузочное устройство состоит из фрикционной детали 9, охватывающей втулку кольцеобразно, а также с одной стороны, предусмотренных между этой деталью и фланцем 5 втулки фрикционных накладок и накладок 10 скольжения, и предусмотренных на другой стороне, фрикционной детали 9 фрикционных накладок 11, и, кроме того, из пружинного элемента, а именно из тарельчатой пружины 12, опирающейся с одной стороны в дискообразную деталь

7, а с другой стороны в промежуточный диск 13, который через головку

14, проходящую в осевом направлении и входящую в выемку 15 детали 7, жестко связан с деталью 7 и соответственно со втулкой. Благодаря атому между фрикционно-нагрузочным устройством 8 и втулкой 6 получено фрикционное соединение.

Деталь 7 диска выполнена в виде колпачка и радиальной наружной областью приклепана к фланцу 5 втулки.

Внутренняя радиальная область 16 детали 7 диска, имеющая форму колпачка, охватывает тарельчатую пружину.

На пути передачи усилия между втулкой 6. и фрикционными накладками

2 предусмотрены накопители усилия в виде пружины 17, действующие во взаимосвязи с фрикционно-нагрузочным устройством 8.

Кроме того, на пути передачи усилия между втулкой 6 и фрикционными накладками 2 предусмотрены три группы накопителей усилия, а именно пружины 18-20, действунщн н качестве

843782

Пружина 18 предусмотрена в имеющих у0 форму окошка выемках 25 в диске,. несущем накладки, и в сопряженном диске, а также в выемках 26, также имеющих форму окошка, во фланце 5 и дискообразной детали 7. Действующие в .направлении окружности опорные контуры 27 и 28 в несущем накладки диске и в сопряженном диске, а также опорные контуры фланца 5 втулки и дискообраэной детали конгруэнтно противолежат друг другу.

Пружины 17, относящиеся к фрикционно-нагрузочному устройству, предусмотрены соответственно в имеющих форму окошка выемках 29 во 3S фрикционно-нагрузочной детали 9 и в имеющих форму окошка выемках во фланце втулки б и детали 7 диска.

Концевые контуры 30 и 31 .накладываются друг на друга конгрузнтно. Пружины 17 юхвачены пластинками 32.Кроме того, предусмотрены конгруэнтные и имеющие Форму окошка выемки 33 в несущем накладки диске и в сопряженном диске для пружин 17 с опорными контурами 34, имеющими зазор в 45 направлении окружности от контуров.

30 и 31.

Пружина 19 предусмотрена в имеющих форму окошка выемках 35 в несущем накладки диске и,сопряженном 50 диске и охвачена их опорными контурами 36. Опорные контуры 37 имеющей форму окошка выемки 38 во фланце 5 втулки и дискообразной детали 7 имеют зазор в направлении окружности от контуров 36.

Таким же .образом предусмотрены обе пружины 20 в имеющих форму окошка выемках 39 в несущем накладки диске и в сопряженном диске, опорные контуры 40 которых прилегают к концам пружин, и, кроме того, во фланце 5 втулки и детали 7 диска предусмотрены имеющие форму окошка выемки 41, опорные контуры 42 котобО

65 демпфирующих устройств после различных углов поворота деталей: втулки

6 — фланец 5 втулки — детали 7 диска по отношению к деталям: фрикционные накладки 2 — диск 1, несущей накладки, сопряженный диск 4. Кроме того, на действие накопителей усилия наслаивается фрикционное действие бла- . годаря тому, что между втулкой б и фрикционными накладками 2, предусмот-, . рено фрикционное соединение, посколь- 10 ку, с одной стороны, между сопряженным диском 4 и фланцем 5 втулки предусмотрена фрикционная накладка

21, а, с другой стороны, между несущим накладки диском 1 и промежуточным диском 22 предусмотрена фрикционная накладка 23, прижатая по отношению к несущему накладки диску тарельчатой пружиной 24. рых имеют для пружин зазор в направ- лении окружности.

При находящейся в покое втулке и повернутых в обоих направлениях относительно втулки накладках и соответственно диска,.несущем накладки, и сопряженном диске устройство работает следующим образом.

СтрелКа A (фиг.i) показывает направление вращения, а, следовательно, направление тяги, в котором диск нагружается при приводящем моторе и приводимым от него приводных колесах (нижняя часть диаграммы на фиг.3), а стрелка В показывает направление сдвига (верхняя часть диаграммЫ. на фиг.3), а, следовательно, проворот фрикционных накладок но отношению к втулке, который появляется тОгда, когда приводные колеса приводятся мотором.

В пределах проворота A в направ1 лении тяги и B„ в направлении сдвига действует только пружина 18., а также во всех относительных пределах проворота, фрикционные накладки 21 и 23 на пути передачи усилия между втулкой б и фрикционными накладками

2. Подле преодоления. пределов проворота A и соответственно В концевые витки пружины 19, которая захватывается опорными контурами 36 окошка 35 в диске 1, несущем накладки, и в сопряженном диске 4, толкают концевые контуры 37 окошка 38 во фланце втулки и в детали 7 диска. Тогда пружина 19 действует вместе с пружиной 18 от пределов проворота A u

В до пределов проворота А и В>.

Фрикционные накладки 10 и 11 вызывают на фрикционно-нагрузочной детали фрикционное усилие такого рода, что она не проворачивается по отношению ко втулке до угла проворота А и В . После преодоления угла проворота A палец 43 толкает контур 44 фрикционной детали 9 и в следующих пределах проворота захватывает фрикционную деталь 9 в направлении стрелки А, тогда как палец

45, после преодоления пределов проворота В, толкает контур 46 и в следующих пределах проворота захватывает фрикционно-нагрузочную деталь в направлении стрелки В и проворачивает по отношению ко втулке. Одновременно при проворота в направлении

A или В концевые контуры 34 окошка

33 в диске 1, несущем накладки, и в сопряженном диске 4 приходят в соприкосновение с концевыми витками пружин 17, благодаря чему эти пружины будут действовать также при угле проворота, превышающем угол проворота А< и В, а также и фрикционные накладки 10 и 11.

После преодоления угла проворота

А и В, в котором пружины 20 захватйваются концевыми контурами 40 окош843782 ка 39, концевые витки этих пружин толкают концевые контУры 42 окошка

41 во фланце втулки и в детали 7 диска, так что эти пружины при пределах проворота, превышающих пределы проворота Аэ и ВЗ, а именно до пределов проворота А< и В, будут, дополнительно к другим пружинам, сжиматься. Пределы проворота А4 и В ограничиваются тем, что палец 3 входит в соприкосновение с конгруэнтными в направлении окружности концевыми контурами 47, имеющих форму окошек выемок 48 во фланце 5 втулки и детали 7 диска.

При исполнении предлагаемого диска предотвращаются перекосы пружин, а тем самым и неточное управление, так как концы витков всех пружин, если смотреть от центра их круглых контуров опирания или прилегания симметрично и на равном диаметре входят в зацепление как с несущим накладки диском, так и с сопряженным диском, и, кроме того, с фрикционной деталью и со втулкой благодаря скреплению детали диска и конгруэнтных опорных контуров пружин и окошек пальцев.

Формула изобретения

1. Диск-сцепления, в частности, для фрикционных муфт с гасителем крутильных колебаний, содержащий диск с фрикционными накладками и втулку с фланцем взаимодействующие друг с

) другом через установленные между ними накопители усилий и фрикционнонагрузочные устройства, имеющие нагружатель с обладающими различной угловой податливостью фрикционными деталями, срабатывающими минимум при одном сжатом накопителе усилий, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения демпфирующей характеристики и повышения прочности, он снабжен дискообразной деталью, жестко связанной с фланцем втулки с образованием между ними осевого промежутка с размещенными в нем фрикционно-нагрузочными устройствами, причем фрикционно-нагрузочная часть каждого из этих устройств расположена симметрично относительно середины накопителя усилий.

2. Диск по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что упомянутые жестко соединенные фланец втулки и дискообразная деталь выполнены с конгруэнтными и взаимно совмещенными окнами с опорными контурами для упомянутых накопителей усилий.

3. Диск по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что, диск с фрикционными накладками. жестко связан с сопряженным диском, охватывая размещенные между ними фланец втулки с жестко соединенной с ним диско15 образной деталью, причем упомянутые фрикционная, охватывающая втулка, деталь.и фланец втулки снабжены пружинным элементом и фрикционными накладками, установленными между фланцем втулки и дискообразной деталью— с одной стороны и сопряженным диском — с другой стороны.

4. Диск по пп. 1-3; о т л и ч а ю шийся тем, что дискообразная деталь выполнена с центральной отбуртовкой и радиально расположенными по периферии выемками и жестко соединена с упомянутым фланцем втулки, а поверхность ее центрального отверстия охватывает с радиальным

30 зазором тело упомянутой втулки.

5. Диск по пп. 1-4, о т л и ч а ю шийся тем, что упомянутые фланец втулки и дискообразная деталь выполнены с конгруэнтными окнами с

35 опорными поверхностями для распорных элементов, связывающих диск с накладками и сопряженный диск.

6. Диск по пп. 1-5, о т л и ч а— ю шийся тем, что упомянутый

40 пружинный элемент выполнен в виде тарельчатой пружины и установлен с упором в отбуртовку упомянутой дискообразной детали.

Источники информации, 45 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9198932, кл. F 16 О 13/64, 1968.

2. Промышленный образец ФРГ

97228728, кл. 47 с, 13/64, 1973

50 (прототип).

843782

Составитель A.Øàïîâàëåíêî

Техред А,Бабинец Корректор.О.Билак

Редактор Е.Днчинская

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эакаэ 5081/49 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ ГосударственноГо комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления Диск сцепления 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх