Формирователь эталонной скоростидля устройств защиты шахтныхпод'емных установок

 

О П И С А Н И Е(it!844533

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Сддиалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.08.78 (21) 2657289/29-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.з

В 66В 5/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 07.07.81. Бюллетень № 25 (53) УДК 621.876 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.07.81

I (72) Авторы изобретения В. С. Дехтярь, В. В. Женов, О. Я. Сироткина и В. Х. Скородинский (71) Заявитель (54) ФОРМИРОВАТЕЛЬ ЭТАЛОННОЙ СКОРОСТИ

ДЛЯ УСТРОЙСТВ ЗАЩИТЫ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ

УСТАНОВОК

Изобретение относится к подъемному оборудованию и может быть использовано в устройствах защиты шахтных подъемных установок от превышения допустимых значений скорости движения. 5

Известен формирователь эталонной скорости для устройств защиты шахтных подьемных установок, содержащий импульсный датчик перемещения, подключенный через шины сложения и вычитания, управляемые )0 узлом выбора направления, к входам сложения и вычитания одного из реверсивных счетчиков и через шины сложения и вычитания, управляемые анализирующим блоком, к входам сложения и вычитания другого реверсивного счетчика, к выходу которого подключены соединенные последовательно преобразователь «код-напряжение» и функциональный преобразователь, выход которого является выходом формирователя (1).

Однако это устройство сложно перестраивать в случае изменения технологии работы установки (увеличение максимальной скорости, ускорения, пути перемещения).

Цель изобретения — упрощение перестройки при изменении условий работы шахтной подъемной установки.

Эта цель достигается тем, что формиро- ЗО ватель снабжен задатчиками пути разгона, блоками сравнения и дополнительным реверсивным счетчиком, входы сложения и вычитания которого через шины сложения и вычитания, управляемые узлом выбора направления, подключены к импульсному датчику перемещения, а один и другой выходы — к одним из входов соответственно анализирующего блока и одного из блоков сравнения, другой вход которого соединен с одним из задатчиков пути разгона, а выход — с вторым входом анализирующего блока, остальные входы которого соединены с выходами узла выбора направления, второго блока сравнения и одним из выходов первого реверсивного счетчика, другой выход которого соединен с одним из входов второго блока сравнения, подключенного другим входом к второму задатчику пути разгона.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 представлена функциональная схема устройства защиты с формирователем эталонной скорости; на фиг. 2 — рабочая и защитная диаграммы допустимых превышений скорости в зависимости от высоты Н подъема.

Формирователь эталонной скорости содержит импульсный датчик 1 перемещения, к выходу которого через управляемые уз844533 лом 2 выбора направления перемещения шины 3 — 6 сложения и вычитания подключены входы сложения и вычитания (счетные входы) реверсивного счетчика 7 (счетчик пути «вперед») и реверсивного счетчика

8 (счетчик пути «назад»), а через управляемые анализирующим блоком 9 шины 10 и 11 — входы реверсивного счетчика 12. По шинам 2.1 и 2.2 узла 2 на счетчики 3 — 6 поступают команды соответственно «вперед» и «назад».

Выходы счетчиков 7 и 8 включены на вход блоков 13 и 14 сравнения, выходы которых вместе с выходами счетчиков 7 и 8 и выходом узла 2 выбора направления перемещения соединены с входами анализирующего блока 9.

К выходу счетчика 12 подключена цепь из последовательно соединенных преобразователя 15 «код-напряжение» и функционального преобразователя 16, выход которого является выходом формирователя и может быть подключен в схемах ограничителей скорости к узлу 17 сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика 18 скорости.

Формирователь эталонной скорости работает следующим образом.

Рассматривается случай, когда необходимо осуществить перемещение подъемного сосуда в направлении «вперед» (подъем груза с нижнего горизонта на верхний) по рабочей диаграмме А скорости, приведенной на фиг. 2. Там же приведена защитная диаграмма Б скорости, которая должна быть сформирована формирователем эталонной скорости. При наличии команды на движение «вперед» счетчик 7 обнуляется, а в счетчик 8 заносится число, равное в масштабе путевых импульсов расстоянию между крайними точками ствола. Командой «вперед» по шине 2.1 узла 2 выбора направления разрешено прохождение сигналов от импульсного датчика 1 перемещения по шине 3 к входу сложения счетчика 7, а по шине 6 — к входу вычитания счетчика

8. Благодаря этому счетчик 7 подготовлен к режиму сложения, а счетчик 8 — к режиму вычитания поступающих импульсов.

При отработке режима «назад» картина будет обратная.

Таким образом, выполненная схема включения счетчиков позволяет в текущий момент времени иметь два результата отработки заданного перемещения. Для рассматриваемого случая движения «вперед» на счетчике 7 фиксируется пройденное расстояние, на счетчике 8 — оставшееся.

Показания счетчиков 7 и 8 анализируются с помощью блоков 13 и 14 сравнения на равенство, на вторые входы которых поступает в цифровом коде величина, равная расстоянию, необходимому для разгона сосуда до максимальной скорости. В случае равенства кодов на выходах блоков 13 и 14

1.?

20 )

), Зо з;?

-10

50 г5 со

65 сравнения вырабатываются сигналы, которые поступают на входы блока 9, выполненного, например, на базе автомата Мура.

Последний в соответствии с собственным алгоритмом и значениями сигналов на его входах 9.1 — 9.9 вырабатывает сигналы на выходах 9.10, 9.11 и 9.12, каждый из которых указывает о нахождении подъемного сосуда в той или иной зоне ствола. При этом сигнал на выходе 9.10 указывает о нахождении сосуда в зоне В между отметкой верхнего горизонта и точкой начала замедления (для режима «вперед») или, по то же самое, точкой окончания разгона (для режима «назад»); сигнал на выходе

9.11 свидетельствует о нахождении сосуда в зоне Г равномерного движения, сигнал на выходе 9.12 — о нахо?кдении сосуда в зоне

jI, между отметкой нижнего горизонта и точкой окончания разгона (для режима

«вперед») и, что то же самое, точкой начала замедления для режима «назад». Зоны действия сигналов показаны на фиг. 2.

Блок 9 вырабатывает также команды

«cJIo?KHTb» и «вычесть», являющиеся результатом отработки системы булевых функций, получаемые на выходах 9.13 и 9.14 соответственно.

Указанные команды поступают на шины

10 и 11, которые соединяют входы сложения или вычитания реверсивного счетчика

12 с импульсным датчиком 1 перемещения.

Для рассматриваемого случая — пуск машины с нижнего горизонта в направлении

«вперед», счетчик 7 обнулен и с его выхода поступает сигнал на вход блока 9, который соответственно вырабатывает сигналы на выходах 9.12 и 9.13. Указанный сигнал разрешит прохо?кдение импульса перемещения с датчика 1 по шине 10 на вход сложения счетчика 12, который будет осуществлять операцию сложения поступающих импульсов или, другими словами, фиксировать пройденное расстояние в период разгона.

Емкость счетчика 12 выбирается равной перемещению сосуда при разгоне до максимальной скорости. Информация в цифровом виде на выходах счетчика 12 с помощью преобразователя 15 «код-напряжение» преобразуется в аналоговую форму и подается на вход функционального преобразователя 16, реализующего защитную диаграмму скорости в функции пути.

Выходное напряжение преобразователя

16 поступает на вход узла 17 сравнения, на второй вход которого подается сигнал с датчика 18 скорости. В случае превышения действительной скорости относительно допустимой узел 17 вырабатывает сигнал аварийной ситуации для последующей отработки системой автоматического управления приводом подъемной машины.

Число, поступающее на один из входов блоков 13 и 14 сравнения, также выбирает844533. ся равным пути, который пройдет сосуд в период разгона до максимальной скорости.

В момент равенства указанного числа и показаний счетчика 7 блоком 13 сравнения будет выработан сигнал, с приходом кото- 5 рого блок 9 сформирует сигнал на выходе

9.11, означающий, что сосуд находится в зоне равномерного движения. При этом исчезает сигнал на выходе 9.13 блока 9 и соответственно прекращается сложение счетчи- 10 ком 12 импульсов перемещения по шине 10.

В момент времени, когда показания счетчика 8, фиксирующего оставшееся расстояние, станут равными числу на блоке 14 сравнения, последним будет сформирован 15 сигнал, с приходом которого блок 9 вырабатывает сигнал на выходе 9.10, свидетельствующий о переходе сосуда в зону замедления вблизи верхнего горизонта, и сигнал на выходе 9.14, разрешающий прохождение по шине 11 сигналов с импульсного датчика

1 на вход вычитания счетчика 12. Последний переходит в режим вычитания и по мере приближения к верхнему горизонту число на его выходе уменьшается. Соответственно, снижается его аналоговое значение на выходе преобразователя 15 «код-напряжение» и величина допустимой скорости на выходе функционального преобразователя

16. С приходом сосуда на отметку верхнего З0 горизонта счетчиком 8 генерируется осведомительный сигнал, а в счетчике 7 фиксируется число, равное расстоянию между горизонтами. Другими словами, устройство готово к последующему перемещению между горизонтами в направлении «назад». При этом будет иметь место обратная описанному картина. Счетчик 8 будет фиксировать пройденное расстояние, счетчик 7 — оставшееся. 40

Наладка и приведение устройства в эксплуатационную готовность могут быть произведены без включения подъемной машины лишь на основании данных об отметках крайних горизонтов и заданных параметров 45 движения, Устройство удобно в эксплуатации и обеспечивает высокую точность и надежность в работе.

Формула изобретения

Формирователь эталонной скорости для устройств защиты шахтных подъемных установок, содержащий импульсный датчик перемещения, подключенный через шины сложения и вычитания, управляемые узлом выбора направления, к входам сложения и вычитания одного из реверсивных счетчиков и через шины сложения и вычитания, управляемые анализирующйм блоком, к входам сложения и вычитания другого реверсивного счетчика, к выходу которого подключены соединенные последовательно преобразователь «код-напряжение» и функциональный преобразователь, выход которого является выходом формирователя, о тл ич ающий ся тем, что, с целью упрощения перестройки при изменении условий работы шахтной подъемной установки, он снабжен задатчиками пути разгона, блоками сравнения и дополнительным реверсивным счетчиком, входы сложения и вычитания которого через шины сложения и вычитания, управляемые узлом выбора направления, подключены к импульсному датчику перемещения, а один и другой выходы — к одному из входов соответственно анализирующего блока и одного из блоков сравнения, другой вход которого соединен с одним из задатчиков пути разгона, а выход — с вторым входом анализирующего блока, остальные входы которого соединены с выходами узла выбора направления, второго блока сравнения и одним из выходов первого реверсивного счетчика, другой выход которого соединен с одним из входов второго блока сравнения, подключенного другим входом к второму задатчику пути разгона.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Белоцерковский А. А. и др. Использование магнитной записи на канате для управления многоканатными подъемными установками. «Механизация и автоматизация производства», 1971, № б (прототип).

844533

4Ьд /

Редактор Н. Ахмедова

Заказ 1342/2 Изд. № 443 Тираж 940 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Л. Цобан

Техред И. Заболотнова

Корректоры: А. Галахова и А. Степанова

Формирователь эталонной скоростидля устройств защиты шахтныхподемных установок Формирователь эталонной скоростидля устройств защиты шахтныхподемных установок Формирователь эталонной скоростидля устройств защиты шахтныхподемных установок Формирователь эталонной скоростидля устройств защиты шахтныхподемных установок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике управления подъемно-транспортными, в частности шахтными, установками

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройству измерения скорости движения лестничного полотно эскалатора и контролю направления его движения, может быть использовано для повышения безопасности пассажироперевозок на эскалаторах

Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам
Наверх