Устройство для затяжки крупныхрезьбовых соединений

 

Союз Сееетскик

Соцнапнстическия

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВЧОРСКОМУ СВ ЕТЮЛЬСТВУ

««848339 (61) Дополнительмое к авт. свид-ву (22) Заявлено 26. 01. 79 (21) 2718540/25-28 с присоединением заявки Hо (23) Приоритет

Опубликовано 2307.81, бюллетень ЙЯ 27

Дата опубликования описания 23. 07. 81 (51)М. Кл з

В 25 В 29/02

Государственный комитет, СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.883 (088 ° 8) (72) Авторы изобретения

Л.Т. Соколов и Ю.Ф. Филиппов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАТЯЖКИ КРУПНЫХ

РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Изобретение относится к устройст. вам для затяжки крупных резьбовых .соединений н может быть использовано в машиностроении для соединения и уплотнения труб с помощью фланцевых соединений, работающих под большим давлением или вакуумом.

Известно устройство для затяжки крупных резьбовых соединений, содержащее силовой механизм, выполненный в виде клина, хвостовик резьбового элемента, выполненный в виде гайки, подвижной в направлении,пер- пендикулярном направлению перемещения клина, и снабженной скошенными поверхностями, по которым она взаимодействует с ответными скошенными поверхностями, выполненными в теле клина 1) .

Недостаток укаэанного устройства

1эаключается в увеличенных размерах в осевом направлении, что создает большие неудобства в эксплуатации, особенно там, где ограничены габариты соединяемых труб по длине и где расстояния между фланцевыми соединениями не позволяют разместить такие устройства. Кроме того, такое устройство сложно в изготовлении, его детали требуют большой точности и трудоемкости отладки.

Наиболее близким к изобретению является устройство дЛя затяжки крупных резьбовых соединений, содержащее силовой механизм, выполненный в виде клина, устанавливаемого в пазу, предусмотренном в резь1О бовом элементе и кинематически связанного с ним и вворачиваемого в резьбовой элемент винта, к нажимной орган, в виде размещенного в упомянутом пазу реэьбового элемента вкладыша со скошенной поверхностью, взаимодейотвующей с рабочей поверхностью клина f23.

Недостатком известного устройства является то, что клин выполнен

Г-образной форьы, который сложен s

2О изготовлении. При работе нагрузка в нем распределяется неравномерно, возникают большие изгибающие моменты и перекосы. Консольная часть клина, где расположены подшипники и сам клин, работают на изгиб, вследствие чего клин упирается в верхнюю кромку паза, что препятствует его продвижению в паз реэьбового элемента. При этом увеличивается прикладываемое усилие

ЗО затяжки, а чтобы этого избежать

848339 приходится в свою очередь увеличивать габариты всего устройства как в радиальном, так и в осевом направлениях.

Цель изобретения — снижение прикладываемого усилия и удобство в эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено дополнительным винтом, вворачиваемым в резьбовой элемент и расположенным по другую сторону клина, шарнирно закрепленным на клине двуплечим рычагом со сквозными отверстиями по концам, через которые проходят винты.

На фиг. 1 изображено устройство, продольный разрез" на фиг. 2 — то же, вид сверху", на фиг. 3 — разрез А-A на фиг.1; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг.1.

Устройство содержит резьбовой элемент 1, в котором выполнен паз 2.

В паз 2 заведен вкладыш 3, являющийся нажимным органом, и установлен клин 4, являющийся силовым механизмом. В верхней части клина 4 установлен двуплечий рычаг 5. Он mapнирно закреплен с клином в его центральной части с помощью оси б, которая проходит через отверстие . в двуплечем рычаге 5 и в верхней части клина 4. Отверстие в клине 4 выполнено удлиненным вдоль вертикальной оси клина 4 с таким расчетом, чтобы между нижней поверхностью двуплечего рычага 5 и поверхностью клина 4 не было зазора. Поверхность клина 4 в месте соприкосновения поверхности двуплечего рычага 5 выполнена по радиусу. На концах двуплечего рычага 4 имейтся отверстия, в которые заведены основной и дополнительный винты 7 и 8. Винт 7 ввернут в резьбовое отверстие, выполненное в хвостовике ь крепежного элемента 1, а винт 8 ввер нут в резьбовое отверстие, которое выполнено в центральной части резьбового элемента 1. В винтах 7 и 8 имеются проточки, в которые заведены пружинящие упоры 9 с внутренней стороны двуплечего рычага 5. Под головки винтов 7 и 8 подложены бронзовые шайбы 10.

В верхней части вкладыша 3 прорезан паз, через который проходит винт ф в резьбовое отверстие, выполненное в центральной части резьбового Элемента 1. На резьбовую часть резьб®вого элемента 1 навинчивается гайка 11, которая предварительно стягивает фланцы 12 и 13.

Устройство работает следующим образом.

На резьбовую часть резьбового элемента 1 вручную до отказа навинчивается гайка 11. После этого на головку винта 7 надевается обычный гаечный ключ, и винту 7 сообщаб5 ты упорные шариковые подшипники, а ется вращательное движение. Головка винта 7 через бронзовые шайбы

10 давит на конец двуплечего рычага

5. При этом двуплечий рычаг 5 одним концом упирается в головку винта 8, а центральной своей частью давит на поверхность клина 4, которая выполнена по радиусу. В месте соприкосновения двуплечего рычага 5 и клина 4 возникает вертикальная сила, направленная вдоль оси клина 4,вниз.

Она превосходит в несколько раз силу, приложенную на конце двуплечего рычага 5. Под действием этой силы клин

4 передвигается вниз. Сделав несколько оборотов винтом 7, гаечный ключ

15 переносят на винт 8, вращая его, перемещают двуплечий рычаг 5 вниз.

При этом двуплечий рычаг 5 упирается одним концом в головку винта 7, а центральной своей частью продолжает давить на клин 4 и перемещает его дальше вниз.

Перемещаясь вниз, клин 4 своей скошенной поверхностью. давит на скошенную поверхность, выполненную во вкладыше 3. Вкладыш 3 перемещается вдоль оси резьбового элемента 1, своей рабочей плоскостью давит на фланец 12. Фланцы 12 и 13 сжимаются между гайкой 11 и вкладышем 3, и таким образом происходит уплотнение и затяжка фланцевых соединений.

Для того, чтобы вынуть клин 4 из паза 2 и разжать фланцы 12 и.13, вращают поочередно винты 7 и 8 в противоположном направлении. Упоры 9 давят то на один,то на другой концы двуплечего рычага 5 вверх, а двуплечий рычаг 5 своей средней частью передает усилие на клин 4 через ось б вверх. Таким образом, клин 4 выходит

40 из паза. Между скошенными плоскостями клина 4 и вкладыша 3 образуется зазор. Вкладыш 3 под действием упругих деформаций фланцевого соединения перемещается вправо вдоль оси резьбового элемента 1. Происходит разуплотнение фланцев 12 и 13. Гайка 11 свободно откручивается вручную, и фланцевое соединение разъединяется.

Предлагаемое устройство позволя® ет уменьшить усилия затяжки соединения благодаря применению двуплечего рычага, так как прикладывая на конце двуплечего рычага с помощью винтов небольшие усилия, получаем в середине рычага усилия, во много раз их превосходящие. В предлагаемом устройстве сила на клин действует только вдоль оси клина. Не возникает никаких изгибающих моментов.

Клин работает только на сжатие, а это дает возможность выполнить клин с меньшими размерами в сечении. В связи с тем; что усилия на винты прикладываются небольшие, отпадает необходимость устанавливать под вин848339 это также уменьшает габариты устройства в радиальном направлении фланцевого соединения.

Упрощается изготовление всего устройства, так как клин выполняется прямолинейным.

Предлагаемое устройство может использОваться для затяжки крупных резьбовых соединений, для соединения труб с помощью фланцевых соединений, работающих под большим давлением илй высоким вакуумом, там; где ограничен доступ для затяжки резьбовых соединений с помощью громоздких специальных устройств, гаечных ключей и приспособлений.

Формула изобретения

Устройство для затяжки крупных Щ резьбовых соединений, содержащее силовой механизм, выполненный в виде клина, установленного в пазу, предусмотренном в резьбовом элементе, и кинематически связанного с ним вворачиваемого в резьбовой элемент винта, и нажимной орган в виде разме щаемого в упомянутом пазу резьбового элемента вкладыша со скошенной поверхностью, взаимодействующей с рабочей поверхностью клина, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения прикладываемого усилия и достижения удобства в эксплуатации, оно снабжено дополнительным винтом, вворачиваемым в резьбовой элемент и расположенным по другую сторону клина, шарнирно закрепленным на кли. не двуплечим рычагом со сквозными отверстиями по концам, через которыми проходят винты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 344980, кл. В 25 В 29/02,1979.

2. Авторское свидетельство СССР

9 258157, кл. В 25 В 29/02, 19б8 (прототип).

848339 фигЗ

У-В

Составитель И. Лихачев

Редактор В. Жилекко Техред Н.Савка Корректор Г. Решетнин

Тираж 1090 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5978/20

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для затяжки крупныхрезьбовых соединений Устройство для затяжки крупныхрезьбовых соединений Устройство для затяжки крупныхрезьбовых соединений Устройство для затяжки крупныхрезьбовых соединений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии сборки фланцевых соединений и может быть использовано для затяжки крепежных соединений фланцевого соединения, относящегося к разъемам крупногабаритных сосудов под давлением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке и разборке резьбовых соединений в виде шпилек с гайками для крепления крышек сосудов высокого давления преимущественно ядерных реакторов

Изобретение относится к устройствам для затяжки болтов сосудов высокого давления

Изобретение относится к машиностроению, в частности может быть использовано для затяжки резьбовых соединений фланцевых разъемов сосудов и аппаратов высокого давления

Изобретение относится к устройствам для разборки и сборки крепежных деталей фланцевых соединений методом предварительного растяжения и может быть использовано в химической и нефтяной промышленности, в стpоительном и дорожном машиностроении и других отраслях хозяйства при монтаже и демонтаже трубопроводов, металлоконструкций машин и других ответственных соединений
Наверх