Устройство для измерения радиальногозазора подшипников

 

Ссноз Сааетскни

Социалжтмчежюа

Респубянк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОУСКОИУ СВИ ВТИЛЬСТВУ

853359 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.0б.79 (21) 2784417/25-28 с присоединением заявки йо (51)м. )(д.3

G 01 В 5/14

Гасударственный комитет

СССР но делам изобретений и отнрытнй (23) Приоритет

Опубликовано 07.08.81. Бюллетень М 29

Дата опубликования описания 07. 08. 81 (53) УДК-531. 717 (088.8) (72) Автор., изобретения

П.П. Василенко с (73) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО

ЗАЗОРА ПОДШИПНИКОВ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в промышленности для контроля собранных годшипников.

Известно устройство для .измерения радиального зазора подшипников, содержащее корпус и установленные в нем оправку для измеряемого подшипника, узлы нагружения и плавающую измерительную систему. Измерительная система имеет подвешенный на плоских пружинах подвижный кронштейн, ножка которого через специальный паз в оправке контактирует с внутренним кольцом и следит за его положением, а измерение производится отсчетным устройством, закрепленным в п6движном кронштейне и контактирующим с наружным кольцом. Измерение производится в процессе поочередного нагружения наружного кольца . подшипника. Благодаря слежению еа положением внутреннего кольца, на результате измерения не сказываются ни деформация оправки при нагружении подшипника, ни перемещение внутреннего кольца относительно оправки (1 ).

Недостатком устройства является невозможность его применения для подшипников малых размеров, особенно микроподшипников °

Наиболее близким к изобретению по техйической сущности является устройство для измерения радиального зазора подшипников, содержащее кррпус, в котором размещены оправка для установки и закрепления подшипника, подвижные в направлении, перпендикулярном оси оправки, соосно расположенные штоки, механизмы нагружения штоков, измеритель -линейных перемещений, контактирующий с одним из штоков, и механизм компен35 сации систематических погрешностей.

Механизм компенсации систематических погрешностей выполнен в виде привода, воздействующего на подпружиненный рычаг, на котором в корпу20 се установлен измеритель линейных перемещений, и периодически изменяя положения последнего для компенсации систематических погрешностей (2 ).

Недостатком данного устройства

2Ç является его низкая надежность вследствие износа в местах контакта деталей привода и подпружиненного рычага.

Целью изобретения является

30 повышение надежности устройства.

853359

Указанная цель достигается тем, что механизм компенсации систематических погрешностей выполнен в виде рычага, упруго установленного на одном из штоков и взаимодействующего с механизмом нагружения штока и измерителем линейных перемещений, а измеритель линейных перемещений установлен в корпусе с возможностью перемещения вдоль рычага.

На чертеже представлено предлагаемое устройство, продольный разрез.

Устройство содержит корпус 1, в котором размещены оправка 2, служащая для установки и закрепления подшипника 3, подвижные штоки 4 и 5 15 с их механизмами 6 и 7 нагружения соответственно, державку 8 с измерителем 9 линейных перемещений, имеющую возможность установочного перемещения вдоль своей оси. Механизм компенсации систематической погрешности выполнен в виде рычага

10, упруго установленного на штоке

4. С поверхностью рычага 10 взаимодействует механизм 6 и измеритель 9 линейных перемещений. 25

Устройство работает следующим. образом.

На оправке 2 устанавливается эталон (жесткая шайба„ на черт. не показана). Для компенсации система- ® тической погрешности, вызванной прогибом оправки при измерении радиального зазора подшипника, жесткую шайбу поочередно нагружают подвижными штоками 4 и 5 путем воздействия на у них механизмами нагружения. При этом, перемещая державку 8 с измерителем

9 линейных перемещений, устанавливают такое положение точки контакта измерителя 9 с упруго установленным рычагом 10, при котором показание остается без изменения при поочередном нагружении жесткой шайбы. Систематическая погрешность, вызванная деформацией наружного кольца, занижает результат измерения радиального ф5 зазора. Величина ее обычно известна и выбирается из таблиц, составленных на основе расчетных или экспериментальных данных. Поэтому для компенсации этой погрешности перемещением 5Q державки 8 устанавливают такое положе. ние точки контакта измерителя 9 рычагом 10, при котором разность показаний измерителя линейных перемещений при поочередном нагружении жесткой шайбы была бы равна.деформации наружного кольца и указывала на наличие радиального зазора.

Затем, установив вместо жесткой шайбы контролируемый подшипник 3, поочередно нагружают его наружное кольцо штоками 4 и 5, и по разнице отсчетов определяют прямое значение радиального зазора.

Таким образом, предлагаемая конструкция механизма компенсации систематических погрешностей, основанная на введении упругого звена в измерительную цепь, обеспечивает повышение надежности устройства.

Формула изобретения

Устройство для измерения радиального зазора подшипников, содержащее корпус, в котором размещены оправка для установки и закрепления подшипника, подвижные в направлении, перпендикулярном оси оправки, соосно расположенные штоки, механизмы нагружения штоков, измеритель линейных перемещений, контактирующий с одним из штоков, и механизм компенсации систематических погрешностей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства механизм компенсации систематических погрешностей выполнен в виде -рычага, упруго установленного на одном из штоков и взаимодействующего с механизмом нагружения штока и.измерителем линейных перемещений, а измеритель линейных перемещений установлен в корпусе с возможностью перемещения вдоль рычага.

Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе

1 . Прибор мод. КРЗ-74. Проспект

ГПЗ-8 на ВДНХ "Подшипниковая промышленность — народному хозяйству", 1976.

2. Прибор мод. К33. Научно-технический отчет "Исследование приборов модели КЗЗ для контроля радиального зазора приборных подшипников".

Загорск, ЗФ. ВНИИПИ, 1974 (прототип).

853359

Ф

Составитель Р. Литвинюк

Редактор Ж. Рожкова Техред:Н, Kosanesa . Корректор"

Заказ 5616/11 Тираж 642 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для измерения радиальногозазора подшипников Устройство для измерения радиальногозазора подшипников Устройство для измерения радиальногозазора подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх